Файл: Эффективность менеджмента организации (Глава1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1. Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3. Социальная ответственность и организационная культура
Глава 2. Анализ показателей эффективности действующей системы управления в ООО «ПСС-Сервис»
2.1. Характеристика организации
2.2 Анализ существующей структуры управления ООО «ПСС-Сервис»
2.3 Рекомендации и мероприятии по разработке и внедрению новой структуры управления ООО «ПСС-Сервис»
2.4 Оценка эффективности разработанных рекомендаций и мероприятий
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая — это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
При всей важности организационной культуры для эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и оценка представляют значительную сложность. Как правило, изучение и обобщение конкретных проявлений организационной культуры является долгим и трудоёмким процессом, который включает анализ всех семи указанных выше факторов. Нередко организационную культуру отождествляют с ценностями, предполагая, что те ценности, которые превалируют в индивидуальном сознании, в совокупности создают общую ценностную атмосферу в организации. Это подход позволяет получить количественную характеристику представлений, доминирующих в организации. Действительно, ценности имеют непосредственное отношение к организационной культуре, однако растворять их в последней вряд ли правомерно, так как ценностные ориентации прежде всего являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Поэтому рассмотрение ценностей в большей степени относится к индивидуальному уровню.
Глава 2. Анализ показателей эффективности действующей системы управления в ООО «ПСС-Сервис»
2.1. Характеристика организации
Объектом исследования работы является ООО «ПСС-Сервис».
Основным видом деятельности предприятия ООО «ПСС-Сервис» является монтаж и сервисное обслуживание технологического оборудования, трубопроводов и металлоконструкций.
Строительно-монтажные работы проводились в России: в городах Новый Уренгой, Нижний Тагил, Благовещенск и другие города. При активном участии ООО «ПСС-Сервис» было построено и сдано в эксплуатацию более 300 объектов соцкультбыта. Это заказы от Челябинского металлургического комбината (ЧМК), Челябинского электролитно-цинкового завода (ЧЭЦЗ), Каменск-Уральского металлургического завода, городов Уральского региона и ближнего зарубежья. ООО «ПСС-Сервис» располагает инженерно-техническими кадрами, чей опыт и знания гарантируют высокое качество монтажных работ. Рассмотрим динамику экономических показателей в 2014 - 2017 годы в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика экономических показателей деятельности
Наименование показателя |
Года |
2017 г. в сравнении 2016 г. |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. Изм. |
Отн. изм |
|
Выручка |
122, 5 млн. |
117 млн. |
125, 3 млн. |
123,5 млн. |
-1,8 млн |
99% |
Себестоимость продаж |
104 млн. |
94,7 млн. |
114, 8 млн. |
115,4 млн. |
+1,6 млн |
101% |
Коммерческие расходы |
9, 2 млн. |
9 млн. |
8, 2 млн. |
8, 3 млн. |
+ 100 тыс |
101% |
В том числе ФОТ |
2, 5 млн. |
2,5 млн. |
1,9 млн. |
1,9 млн. |
0 |
100% |
Управленческие расходы |
2, 2 млн. |
2,4 млн. |
2, 1 млн. |
2,2 млн. |
- 100 тыс |
104% |
Валовая прибыль |
5,5 млн. |
7, 9 млн. |
- 127 тыс. |
-100 тыс. |
- 227 тыс |
-21% |
Анализ показал, что статьи затрат по коммерческим и управленческим расходам сократились. В том числе подлежал сокращению Фонд оплаты труда. Причины его снижения обоснованы принятием решения руководством об изменении структуры оплаты труда рабочих, и как следствие ее снижение на 600 тысяч рублей за квартал. В связи с увеличением себестоимости продаж, валовая прибыль компании приняла отрицательные значения. По всей видимости, увеличение затрат фирмы привело к вынужденному сокращению фонда оплаты труда. В связи с этим уровень текучести персонала значительно возрос. На диаграмме видно, что произошло значительное увеличение себестоимости продаж на 10 млн. рублей. В том числе снизилась рентабельность: с 4,5 % до – 0,1%. Рассмотрим сильные и слабые стороны организации Представим их в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Сильные и слабые стороны организации
Параметры для оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Навыки для достижения поставленных результатов |
Кадры |
-Уровень квалификации сотрудников соответствует занимаемой должности |
-Политика оплаты труда, отстает по сравнению с конкурентами, это прежде всего низкий уровень оплаты и отсутствие системы премий. - Стиль управления патерналистски –авторитарный -Уровень текучести персонала за 2015 год составил 66% |
Создание мотивирующих факторов для эффективной работы персонала |
Организация |
- Эффективно развита система внутренних коммуникаций - Четко распределены права и обязанности |
- На данный момент престиж фирмы снижается - 30% руководства имеет среднее профессиональное образование |
Увеличение квалификации высшего руководства |
Производство |
-Выгодная стоимость сырья, налаженные отношения с поставщиками -Высокая степень вертикальной интеграции - Низкие издержки |
-Нет нефтебазы для хранения продуктов |
- |
Маркетинг |
- Широкий ассортимент товаров, не уступают конкурентам |
- Ценовая политика выше, чем у остальных фирм - У клиентов нет положительного отношения к марке компании - Низкое качество товара, в связи с этим постепенно снижает репутация |
- |
Финансы |
- |
-Снижение прибыли компании за последние 2 квартала 2015 года |
- |
Таким образом, исходя из стратегии организации наиболее значимыми навыками, способствующими достижению ее целей, будут:
- установление доверительных отношений с персоналом и развитие системы мотивации,
- повышение уровня квалификации руководства,
- улучшение характеристик товара.
2.2 Анализ существующей структуры управления ООО «ПСС-Сервис»
ООО «ПСС-Сервис» имеет функциональную организационную структуру (рис. 2.1), то есть при линейном руководителе создана группа подчиненных ему руководителей, каждый из которых имеет право непосредственно руководить нижестоящими подразделениями в пределах своих полномочий.
Генеральный директор
Коммерческий директор
Зам. директора по производству
Бухгалтерия
Секретарь-референт
Отдел сбыта
Производственные цеха
Склад
Менеджер по персоналу
Сервисный отдел
Рисунок 2.1 – Организационная структура
При данной структуре руководитель полностью отвечает за финансовый результат работы, что удовлетворяет его интересам. Так как процесс работы становится более контролируемым, то руководитель компании может сразу видеть проблемные зоны, что в условиях реализации стратегии строительства очень эффективно и позволяет сокращать как временные, так и финансовые средства, сотрудники, при том имеют возможность профессионально расти, что также удовлетворяет цели развития персонала.
В этом плане структура управления незаменима и дает положительный эффект. Притом, есть и ее недостатки может осложняться работа подразделений и скорость принятия решений, это не совсем хорошо для компании так как необходимость согласования решения с руководством затормозит процесс, что также может сказаться на затратах компании. Так как структура не гибка подстраиваться под окружающие обстоятельства очень тяжело и компания может опять потерять либо финансовые средства, либо персонал, что и происходит в компании в ближайшее время.
Таким образом, данная структура управления применима для компании, но может быть более эффективна, если будет использоваться в сочетании с линейно штабной.
Цели компании требуют гибкости и поощрения инициативы, высокой скорости принятия решений и желательно привлечение не только руководства к разработке стратегических планов, но и руководителей функциональных подразделений, развития персонала и поддержания его работоспособности. В данной же организационной структуре из-за невозможности структуры быть гибкой, снизилась удовлетворенность персонала, потому как нет права на проявление инициативы, затягивание решений с изменением системы оплаты из-за контроля финансовых средств руководителем и проблемой с принятием решений.
В таблице 2.3 сгруппируем преимущества и недостатки организационной структуры ООО «ПСС-Сервис».
Таблица 2.3 – Преимущества и недостатки организационной структуры
№ |
Положительные стороны |
Пояснения и степень важности в баллах (0-10) |
Отрицательные стороны |
Пояснения и степень важности в баллах (0-10) |
1 |
Четкость системы взаимодействия подразделений |
Для организации это позволяет быстро достигать поставленных задач и целей, сокращать сроки на выполнение конкретных задач. Значение – 10. |
Отсутствуют звенья, вырабатывающие общую стратегию работы |
Развитием общей стратегии работы занимается директор компании. Значение - 3 |
2 |
Единоначалие |
Сотрудники и руководство компании согласуют все вопросы с директором. Значение – 9. |
Руководители всех уровней решают оперативные вопросы вместо стратегических |
Решением оперативных вопросов занимаются почти все руководители подразделений. Вопросам стратегии отводит внимание коммерческий директор совместно с директором компании. Значение - 9 |
3 |
Разграничение ответственности |
Каждое подразделение знает закрепленный за ней круг задач. Значение - 10 |
Нечеткость распределения ответственности, может возникать волокита при решении проблем |
Уровень контроля слабый, но существует - сроки на исполнение конкретных задач, поручения должностным лицам. Значение - 5 |
4 |
Возможность быстрой реакции подразделений на указания, полученные свыше |
Предотвращает проявление ошибок, допущенных другими подразделениями, например, в отношении бухгалтерии с операторами, или инженерной службы и операторов. Значение - 8 |
Управление компанией негибко, затруднительно приспосабливается к изменениям |
В связи с развитием нового направления компания сталкивается с проблемами текучести кадров, снижением прибыли компании, необходимости расширения штата персонала. Значение - 7 |
5 |
- |
- |
У самой организации и ее подразделений имеются разные критерии оценки работы или есть формальность в оценки показателей [80] |
В организации для каждой должности имеются свои критерии оценки, по результатам которых производится оплата труда. Нет документа устанавливающего степень достижения поставленных целей по значимым критериям. Значение - 7 |