ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2020

Просмотров: 1730

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Предпосылки и необходимость маркетинговой деятельности в современных условиях.

2

Сущность маркетинга и основные понятия, используемые в маркетинге.

3

Концепции управления маркетингом.

4

Виды спроса и основные задачи службы маркетинга.

5

Цели системы маркетинга и некоммерческий маркетинг.

6

Понятие системы маркетинговой информации.

7. Порядок сбора информации и ее виды.

8. Схема маркетингового исследования.

9. Понятие товара и основные виды его классификации.

10. Микросреда фирмы

11. Макросреда фирмы

12. Модель покупательского поведения

13. Характеристика покупателя

14. Процесс принятия решения о покупке

15. Маркетинговые решения об использовании марок товара.

16 Маркетинговые решения об упаковке товара.

17. Маркетинговые решения о маркировки товара и услугах для покупателей.

18. Маркетинговые решения о товарном ассортименте.

19. Маркетинговые решения о товарной номенклатуре.

20. Основные этапы разработки товара новинки.

21. Характеристика этапов жизненного цикла товара.

22. Ценообразование на разных типах рынков.

23. Постановка задачи ценообразования.

24. Определение спроса при установлении цены.

25. Оценка издержек и анализ цен и товаров конкурентов.

26. Выбор метода ценообразования

27. Установление окончательной цены.

28. 0бщие подходы к проблеме ценообразования.

29. Установление цен по географическому принципу.

30. Установление цен со скидками и зачетами. Дискриминационные цены.

31. Инициативное изменение цен.

32. Природа каналов распределения товаров.

Функции канала распределения

33. Горизонтальные и вертикальные маркетинговые системы и их виды.

34. Маркетинговые решения о структуре и об управлении каналом распределения.

35. Маркетинговые решения по проблемам товароведения.

36. Понятие эффективной коммуникации и ее основные элементы.

Основные элементы маркетинговых коммуникаций

37. Основные средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций.

38. Основные этапы осуществления маркетинговой коммуникации.

39. Характеристика, виды и задачи рекламы.

40. Основные этапы разработки рекламной программы.

41. Понятие стратегического планирования, его виды и этапы.

42. Характеристика стратегий роста фирмы.

43. Планирование маркетинга и его содержание.

44. Разработка бюджета маркетинга.

45. Характеристика маркетингового контроля

46. План ревизии маркетинга и его содержание.

47. Характеристика экономической среды в международном маркетинге.

48. Характеристика политико-правовой и культурной среды в международном маркетинге.

49. Маркетинговые решения о методах выхода на международный рынок.

50. Маркетинговые решения о структуре комплекса и службы международного маркетинга.

5

Цели системы маркетинга и некоммерческий маркетинг.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что целью должно быть именно повышение качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга.

Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям. Он требует оценки существующего образа организации и разработки плана маркетинга по улучшению этого образа.

Маркетинг отдельных лиц - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам. Двумя наиболее распространенными формами маркетинга отдельных лиц являются маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.

Маркетинг мест - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест. Четырьмя наиболее часто встречающимися типами маркетинга мест являются маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность и маркетинг мест отдыха.

Маркетинг идей - это деятельность по предложению на рынке идей. Если речь идет об идеях общественного характера, такой маркетинг называют общественным, и заключается он в разработке, претворении в жизнь и контроле за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественной идеи, движения или практики.

Общественный маркетинг идет дальше рекламы с обращениями к общественности, поскольку он координирует усилия рекламы и всех остальных составляющих комплекса маркетинга. Деятель общественного маркетинга формулирует цели общественных перемен, анализирует отношения потребителей и факторы конкурентного противодействия, разрабатывает и опробует варианты замысла, формирует соответствующие каналы распространения коммуникации и, наконец, он контролирует достигнутые результаты. Общественный ; шел применение в таких сферах, как планирование с окружающей среды, борьба с курением и прочие.

6

Понятие системы маркетинговой информации.

Маркетинговая информационная система - совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного сбора, анализа и распределения информации для подготовки и принятия управленческих решений.


Характер информационных потоков в деятельности предприятия представлен на рис.

Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :

  • ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;

  • покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;

  • характеристику потенциальных потребностей;

  • территориальное (географическое) размещение рынка;

  • данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

  • общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).

Рис. Информационные потоки в маркетинговой деятельности предприятия

7. Порядок сбора информации и ее виды.

Рис. Последовательность процедур сбора и анализа информации

8. Схема маркетингового исследования.

Чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов, дилеров и т. п., ни одному деятелю рынка не обойтись без маркетинговых исследований.

Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах - получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения маркетингового исследования и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации. В этом разделе дается описание пяти основных этапов маркетингового исследования.

Рис. Схема маркетингового исследования

9. Понятие товара и основные виды его классификации.

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами.

Классификация товаров

Товары производственного назначения — это продукты, которые используются для создания других товаров, т. е. потребляются в процессе производства.

Рис. Классификация товаров промышленного назначения

Потребительские товары — это продукты, которые приобретаются домохозяйствами для личного потребления.

10. Микросреда фирмы

Маркетинговая среда предприятия — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на разработку комплекса маркетинга и реализацию маркетинговых мероприятий.

Рис. Маркетинговая среда предприятия

Микросреда предприятий — факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и определяющие его возможности по обслуживанию клиентуры.


Факторы микросреды достаточно жестко определяют коммерческую деятельность предприятия и его маркетинговую философию. К факторам микросреды относятся клиенты, конкуренты, поставщики, маркетинговые посредники и контактные аудитории.

11. Макросреда фирмы

Производственно-рыночная деятельность предприятия испытывает постоянное влияние внешней среды, определяемое действием факторов макросреды. В отличие от факторов микросреды факторы макросреды более стабильны и в силу своей природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды.

К факторам макросреды относятся:

1. Демографические — возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения, степень миграции, образовательный уровень и т. д.

  • Состояние экономики — ориентация и структура народного хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость национальной валюты, покупательная способность населения.

  • Природные — климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, экология.

  • Технологии — определяют уровень научно-технического прогресса и позволяют производить новые виды продукции, устанавливать новые стандарты производства и потребления и тем самым проводить эффективную маркетинговую деятельность.

  • Социокультурные — культурные ценности, традиции, обряды, вероисповедание.

  • Политические — социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнения.

  • Международные — отдельные международные события (войны, региональные конфликты, отдельные решения международных организаций), влияющие на мировые уровни добычи природных ресурсов, и т. п.

12. Модель покупательского поведения

Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т. п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.

Shape1

Рис.

Простая модель покупательского поведения

В более развернутом виде - побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

13. Характеристика покупателя


Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. ). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.

Рис. .

Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение

работоспособность и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропство, моложавость.

Факторы культурного порядка: Культура Субкультура Социальное положение

Социальные факторы: Референтные группы, Семья, Роли и статусы

Личностные факторы: Возраст и этап жизненного цикла семьи Род занятий Экономическое положение Образ жизни Тип личности и представлен

Психологические факторы Мотивация Восприятие Усвоение Убеждения и отношения

14. Процесс принятия решения о покупке

  1. Осознание проблемы

  2. Поиск информации

В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

  • Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).

  • Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка. выставки).

  • Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).

  • Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

Последовательность комплектов, задействованных в процессе принятия решения о покупке

полного комплекта комплект осведомленности, комплект выбора

  1. Оценка вариантов по:

  • свойствам товара

  • весовым показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя

  • убеждениям о марках

  • функции полезности

Оценка

  1. Решение о покупке

Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора.


_x0000_s1117

Оценка вариантов

Намерение совершить покупку

Отношения других людей

Непредвиденные факторы обстановки

Решение

о покупке

Shape6Shape2Shape3Shape4Shape5

Рис.

Факторы, сдерживающие превращение намерения совершить покупку в решение о ней

Судя по модели, потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он пропускает некоторые этапы или меняет их последовательность.

  1. Реакция на покупку

Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка, а работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОКУПКОЙ степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ПОКУПКИ

КОНЕЧНАЯ СУДЬБА КУПЛЕННОГО ТОВАРА.

  • Избавляются от товара на время (сдают в аренду или одалживают)

  • От товара избавляются навсегда

  • Отдают (для использования или перепродажи)

  • Меняют на другой товар (для использования или перепродажи)

  • Продают (потребителю, через посредников, посредникам)

  • Выбрасывают

  • Оставляют товар у себя (используют, как предполагалось, используют по-новому, хранят про запас)


15. Маркетинговые решения об использовании марок товара.

При разработке стратегии маркетинга конкретных товаров продавец должен решить, будет ли он предлагать их как марочные. Представление товара в качестве марочного может повысить его ценностную значимость, и поэтому подобное решение является важным аспектом товарной политики.

Марка-имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

Марочное название - часть марки, которую можно произнести, например «Эйвон», «Шевроле», «Диснейленд», «Америкэн экспресс».

Марочный знак (эмблема) - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.

Товарный знак-марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).

Авторское право - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения.

Практика присвоения марочных названий получила столь широкое распространение, что сегодня их имеет почти любой товар.

Намечается тенденция к отказу от товарных марок для ряда основных потребительских товаров и лекарственных средств. Эти товары продают под их родовыми названиями в простой одноцветной упаковке, на которой отсутствует обозначение производителя. Смысл предложения товаров без марочных обозначений - снизить их цену для потребителя благодаря экономии на упаковке и рекламе.

16 Маркетинговые решения об упаковке товара.

Упаковка - разработка и производство вместилища или оболочки для товара.

Вместилище или оболочка-это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка-это непосредственное вместилище товара. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию.

В последнее время упаковка превратилась и в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей - дополнительным средством стимулирования сбыта товара. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы:

  • Самообслуживание в торговле.

  • Рост достатка потребителей.

  • Образ фирмы и образ марки.

  • Возможности для новаторства.

Разработка эффективной упаковки для нового товара требует принятия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки.

Создание эффективной упаковки для нового товара может обойтись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от нескольких месяцев до года. Важность упаковки невозможно переоценить, учитывая такие ее функции, как привлечение внимания потребителей и обеспечение их удовлетворенности. При этом фирмы не должны забывать о социальной озабоченности проблемами упаковки и принимать решения, столь же отвечающие интересам общества, как и насущным интересам потребителей и самих фирм.