Файл: Реферат Объём выпускной квалификационной работы составляет 106 страниц печатного текста. В работе содержится 11 таблиц, 2 рисунка, 1 приложение. Для написания вкр было использовано 70 источников литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Теоретические основы управления культурой и досугом населения

1.1 Вопросы теории управления на уровне региона

1.2 Государственная и муниципальная политика в сфере культуры в Российской Федерации и зарубежных странах

1.3 Сравнение и выводы

2 Анализ управления сферой культуры в Краснодарском крае (по материалам Министерства культуры Краснодарского края)

2.1 Краткая характеристика органов и объектов управления сферой культуры в Краснодарском крае

2.1.2 Нормативно-правовое и программно-целевое обеспечение развития культуры в Краснодарском крае

2.2 SWOT-анализ деятельности управления культуры

2.3 Выявление проблем по матрицам угроз и слабых сторон

3 Оптимизация государственного и муниципального управления сферой культуры в Краснодарском крае

3.1 Основные направления совершенствования управления сферой культуры в Краснодарском крае

3.2 Выбор оптимального решения

3.3 Оценка экономической эффективности выбранного решения

Список использованных источников

Приложение

1 Теоретические основы управления культурой и досугом населения




1.1 Вопросы теории управления на уровне региона


Сущность деятельности в сфере культуры и досуга определяется ее функциональным назначением - это процесс формирования всесторонне развитой личности, приобщения детей и молодежи к национальной и мировой культуре и вовлечения их в творческую деятельность, т. е. это формирование личности технологиями культуры в специфических условиях досуга.

В структуру досуговой деятельности входит продуктивная и репродуктивная деятельность. Центральное место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, т. е. просвещение и исполнительская деятельность. Однако в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления досуговой деятельности [30, c. 8].

Регион представляет собой самоорганизующуюся систему, которая способна приспосабливаться к изменяющимся условиям наружной среды методом переустройства структуры системы управления и высококачественных перемен алгоритмов управления. Это подтверждается наличием в регионе законотворчества, вероятностью автономного формирования регионального управления, конфигурации схемы территориального управления. На уровне региона возрастает роль ценностно-ориентационной деятельности. Учреждения культуры должны стать центрами формирования общественного мнения, ценностной ориентации детей и молодежи, возрождения духовности, нравственных идеалов, гуманности, человеческой доброты. Конечно, эта деятельность должна быть доступной пониманию детей и молодежи, поэтому она осуществляется в яркой эмоциональной форме: для детей - через игру и подражание старшим. Подростки могут воспринимать ценностную информацию более осознанно.

Познавательная деятельность является базой репродуктивной и творческой деятельности. В современных условиях сфера этой деятельности расширяется. В досуговой деятельности среди детей и молодежи она составляет основу, так как они познают окружающий мир. В условиях учреждений культуры и в связи с возрастными особенностями детей познавательная деятельность осуществляется в специфических формах: конкурсах, викторинах, состязаниях и др.


Досуговая деятельность включает также эмоционально-коммуникативную деятельность, т. е. общение детей и юношества с использованием занимательных форм, что обусловлено их возрастными особенностями [35, c. 98]. В структуру досуговой деятельности с детьми и подростками входит также физически активная деятельность в форме физкультурно-спортивных занятий, походов, экскурсий, прогулок.

Досуговая деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих детей и молодежи. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и молодежи, они могут выбрать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в школе.

В условиях культурно-досугового учреждения фактически осуществляется процесс самовоспитания, самосовершенствования личности. Воспитание выступает как процесс взаимодействия культурного педагога с детьми и подростками на основе культурно значимой самодеятельности и духовного общения. А образование есть процесс освоения знаний, умений и навыков.

Программа досуговой деятельности включает цель воспитания - конечный результат этой деятельности, а также содержание, формы, технологии и методы работы с детьми и подростками. Программа определяет задачи досуговой деятельности: содействие семье и школе в образовании и воспитании детей и молодежи, их социализации, восстановлении физических и духовных сил, развитие творческих способностей детей и молодежи. Изменение экономических, политических и духовных основ общества привело к изменению содержания досуговой деятельности. Это изменение идет по пути внедрения гуманистических начал в жизнь детского коллектива, его демократизации, внедрения экологических задач в педагогический процесс, т. е. воспитание ответственного отношения к окружающему миру и свободного творческого развития личности ребенка [36, c. 98].

Специфика детских досуговых учреждений накладывает свой отпечаток на педагогический процесс. Своеобразие педагогического процесса в культурно-досуговых

учреждениях состоит прежде всего в том, что формирующаяся личность находится в стадии становления и развития. Досуговые учреждения способствуют этому процессу при помощи своих средств. Внешкольные учреждения являются ареной социализации личности, вхождения детей и молодежи в жизнь. Специфика педагогического процесса в учреждениях культуры заключается также и в том, что они функционируют в условиях досуга, когда имеется относительная свобода, отсутствуют строгая регламентация и жесткие рамки. Причем строится досуговая деятельность в значительной мере на основе инициативы и самодеятельности детей и молодежи с использованием разнообразных средств, форм и методов.

В его основе лежит педагогика сотрудничества, т. е. взаимодействия и взаимовлияния личности культурного педагога, детей и молодежи. Если в тоталитарном обществе их отношения строились на субъектно-объектной основе, то в демократическом обществе педагоги стремятся к субъектно-субъектным отношениям, т. е. равноправным отношениям в процессе педагогического сотрудничества. При этом не снижается роль культурного педагога в управлении досуговой деятельностью как педагогическим процессом, но он из педагога становится руководителем досуговой деятельности. Это повышает его ответственность и предъявляет к нему высокие требования [39, c. 16].

Необходимо также помнить, что педагогическое мастерство - лишь инструмент, с помощью которого педагог влияет на сознание и поведение детей и молодежи. Процесс управления развитием личности - это процесс творческий. Он зависит от силы воли и целеустремленности культурного педагога, его преданности Отечеству и делу, которому он служит. Менеджмент только облегчает этот процесс и дает возможность добиться наибольшего воспитательного результата при наименьших затратах. Поэтому и культурному педагогу необходимо знать менеджмент - науку управления развитием и саморазвитием личности.

Управление педагогическим процессом начинается с изучения объекта воспитания, т. е. культурно-психологической характеристики детей и молодежи и того окружения, в котором они живут. Только после этого можно ставить педагогические цели и задачи досуговой деятельности. Конечно, эти цели не должны противоречить общей цели воспитания, т. е. формированию всесторонне развитой целостной личности. Вполне естественно, что в конкретных условиях того или иного учреждения культуры решаются и конкретные задачи. Это зависит от культурных условий, в которых находятся подростки и дети, от их возрастных и индивидуальных психологических особенностей и возможностей данного учреждения культуры. Нельзя ставить нереальные задачи и не учитывать особенности досуга. Цели и задачи являются программной установкой для культурного педагога [41, c. 46].


За этим следует составление конкретного плана досуговой деятельности. При планировании необходимо учитываете, воспитательные и образовательные цели и задачи, знаменательные события этого периода и конкретного коллектива, своеобразие данного момента, материальные и финансовые возможности учреждений культуры, наличие необходимых кадров. Причем важно, чтобы в планировании принимали участие как родители, так и дети. Суть педагогики сотрудничества как раз и состоит в том, чтобы привлекать детей и молодежи к самоуправлению.

Следующий и основной этап управления педагогическим процессом -реализация плана и принятие решений в каждой конкретной ситуации, в каждой акции досуговой деятельности. Здесь, конечно, происходит корректировка воспитательных целей и задач. Ведь это живой диалектический процесс всестороннего развития и саморазвития личности. Здесь используется весь арсенал средств, форм и методов досуговой деятельности. Что же касается выбора средств, то он зависит от стиля управления коллективом и личностью.

В практике досуговой деятельности существуют два стиля: жесткий и мягкий. Однако, как показывает практика, специальные условия досуговых учреждений диктуют необходимость применения в основном мягкого стиля управления. Ведь подростки и дети приходят в учреждение культуры добровольно и для того, чтобы отдохнуть, провести свой досуг. Всякое ограничение свободы они воспринимают болезненно.

Педагогический процесс здесь не носит столь обязательного характера, как в школе. Он строится на основе интереса. Это требует применения мягкого стиля управления, использования самоуправления детского коллектива. Тем более что это важно и для социализации детей и молодежи, для приобщения их к трудовой деятельности и к жизни в обществе. Деятельностный подход к досуговой работе - наиболее эффективный путь воспитания.

Таким образом, досуговая деятельность выполняет следующие культурные функции [41, c. 76]:

1. Разносторонняя образовательная деятельность. Ее своеобразие состоит в том, что она осуществляется в форме самообразования, расширения знаний, полученных в школе. Строится она всецело на интересах самих ребят. Образовательная программа не носит обязательного характера. Содержание образовательной деятельности выражается в занимательной, нередко игровой форме с элементами соревнования.


2. Воспитательная функция. Ее специфика в детских внешкольных учреждениях состоит в том, что она осуществляется в сфере досуга, когда подростки и дети раскрепощены и чувствуют себя, более свободно, чем в школе. Здесь нет такой жесткой дисциплины, и господствует педагогика сотрудничества. Главным технологией воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях, которая опять же преподносится в яркой, занимательной форме с учетом свободного выбора.

Серьезные проблемы встают перед воспитателями в сфере внешкольных детских учреждений в связи с новыми ры-ночными отношениями. Погоня за рублем, коммерциализация досуговой деятельности привела к снижению ее воспитательного потенциала. Бездуховность пронизала многие детские учреждения культуры.

3. Культурно-творческая функция. Ее своеобразие состоит в том, что она носит преобразующий, созидательный характер. Создавая культурные ценности, подростки и дети преобразуют окружающий мир и самих себя.

Демократизация нашего общества раскрепостила духовные силы человека и создала реальные условия для развития творчества, как взрослых, так и детей, для их самовыражения и самоутверждения. В досуговой деятельности стали развиваться творческие объединения, художественные ремесла, которыми дети занимаются с большой охотой. Все больше развивается творческое начало. Особенно ярко оно проявляется в праздниках и представлениях. Наблюдается процесс развития жанрового многообразия в художественной самодеятельности. Получают развитие малые формы и индивидуальное исполнительство. Резко возрастает профессионализм как авторской, так и исполнительской самодеятельности. Порой самодеятельные коллективы не уступают в своем мастерстве профессиональным коллективам. Таким образом, в художественной самодеятельности произошел поворот от валового подхода с целью увеличения числа участников к повышению качества и мастерства. Это усилило влияние художественной самодеятельности на эстетический и нравственный мир детей и молодежи. Культурно-творческая деятельность не только возвышает самого творца, но и оказывает влияние на окружающих через созданные духовные ценности [41, c. 77].

4. Организация отдыха детей и молодежи. Особенно возрастает роль детских учреждений в каникулярный период. Повседневный отдых детей и молодежи организован слабо, и болезненные процессы происходят в организации праздничного отдыха, так как меняется и сама система праздников. Далеко не все виды отдыха доступны для детей рядовых тружеников из-за высоких цен на культурные услуги. Несовершенна и сама организация отдыха детей и молодежи. Отдых должен быть интересным и непринужденным, чтобы дети могли раскрепоститься и чувствовать себя комфортно. Заорганизованность сковывает детей, убивает их инициативу и самодеятельность. 5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями. Эта функция не нашла еще должного развития, но уже создается сеть реабилитационных центров, которые призваны