Файл: Менеджмент проектов бизнес планирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бизнес-план- это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос. Зарубежные партнеры всегда попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом российской фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ существует и с ним идет постоянная работа.

Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.

Итак, отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия. Таким образом, на основе вышеизложенного, по нашему мнению, бизнес-план может выполнять три функции:

1.технико-экономического обоснования. Разработка бизнес-плана заставляет владельца или директора предприятия изложить свои идеи на бумаге, дать обоснование и оценку тех предположений, на которые он опирается. Он помогает определить необходимость и надлежащее размещение ресурсов, указывая владельцу на все слабые места и упущения. Наряду с этим бизнес-план призван сократить до минимума возможные непредвиденные трудности;

2.инструмента управления, руководства по претворению задуманного в жизнь, сборника критериев, по которым будет дана оценка работе предприятия. При умелом использовании он дает возможность главному управляющему или владельцу компании обратить внимание на проблемы, которые могут возникнуть в будущем, и на существующие возможности до того, пока они не будут упущены;

3.инструмента для обеспечения финансирования предприятия. Независимо от того, какой характер носят капиталовложения, на которые вы рассчитываете: банковские инвестиции, внутренние или иностранные капиталовложения со стороны частных лиц, государственные субсидии или фонды для финансирования предприятий с высоким риском, детально проработанный, хорошо составленный бизнес-план в любом случае необходим.

В то же время необходимо различать бизнес-план и инвестиционное предложение:

4.Бизнес-план обычно используется как внутренний документ компании, на основе которого определяются цели и оцениваются достигнутые компанией результаты. Бизнес-план - обычно комплексный и детальный документ, который в большей степени сконцентрирован на операционной деятельности предприятия, стратегии и маркетинге. В то же время бизнес-план, так же как и инвестиционное предложение, описывает существующую деятельность компании и то, какое положение она планирует занять в будущем. Однако, прежде всего это документ, который детально представляет, каким образом эти цели будут достигнуты.


5.Бизнес-план разрабатывается в первую очередь для менеджмента и владельцев компании, являясь для них руководством к действию. Инвестиционное предложение разрабатывается только для потенциальных инвесторов, а, следовательно, оно должно содержать информацию, на основе которой инвестор может оценивать эффективность инвестируемого капитала.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

-    определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-    сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

-    выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

-    оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

-    определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

-    обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жест­кой конкуренции;

-    добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

-    оценить материальное и финансовое положение фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д.

«Любая управленческая деятельность в той или иной степени носит рисковый характер. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.»1

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1 Содержание и структура бизнес-плана


Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.



Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать:

- учебники по бизнес-планированию;

- правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);

- фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации;

- отраслевые издания;

- курсы по составлению бизнес-планов;

- аудиторские фирмы.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу - точному определению своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвертому шагу - установлению общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

- титульный лист;

- резюме;

- историю своего бизнеса (если предприятие уже действует);

- описание продуктов (услуг);

- описание дел в отрасли, товарные рынки;

- конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

- производственный план;

- план маркетинга;

- организационный план;

- финансовый план и оценку риска.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимый опыт и знание для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка.


Шестой шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Титульный лист и оглавление.

Титульный лист имеет следующее содержание:

- заголовок плана;

- дата его подготовки;

- кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его телефон;

- для кого подготовлен план;

- иногда рекомендуют включать в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, - так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес- плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.

Резюме.

Резюме - это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации. В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а также планируемая эффективность и практическая реализуемость. Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана. Обычно из каждого раздела выбираются самые существенные инновационные предложения и наиболее важные расчетные показатели. Структура резюме может состоять из трех основных частей:

- введение, в котором обосновывается главная цель предлагаемого проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, показываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость;

- основное содержание, где в сжатой форме излагаются основные преимущества нового проекта и приводятся важнейшие технико-экономические результаты - прогноз спроса, объем предложения, стоимость проекта, издержки производства, доход фирмы, источники финансирования;

- заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности предприятия, отражаются предполагаемые методы хозяйствования, оценивается профессионализм управленческой команды и т.д.

Объем резюме должен быть не более двух страниц, но еще лучше, одна страница. Поэтому оно должно очень кратко и достаточно полно отразить все наиболее значимые социально-экономические результаты бизнес-проекта. Резюме служит ключевой частью всякого бизнес-плана и должно привлекать внимание специалистов не количеством, а качеством информации.


История бизнеса.

Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше, если это будет сделано в количественных показателях.

Описание продуктов (услуг).

И сам предприниматель, и его инвестор должны точно знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара. Специалистам банка очень важно знать о качестве, а следовательно, о конкурентном потенциале товара, тенденциях его потребления, а иногда и просто о том, существует ли действительно этот товар, то есть доведен ли продукт до товарного вида - ведь от этого зависят возможность внедрения товара на рынок и получение дохода.

Вопросы, которые относятся к описанию товара, могут представлять собой следующий перечень:

- Конкретное описание товара и способ его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей.

- Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?


- Каков диапазон подобных продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами?

Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара?

- Каков уровень защиты товара, то есть располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т.п.?

В описание товара должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств - то есть собственно товара, но и его дизайн, упаковка. Предлагая методы применения, нужно выделить основной и отдельно дополнительные, а также перспективные (если это предполагается). Необходимо выяснить, почему покупатели выберут именно данный товар, а не продукт (услугу) конкурентов, то есть какие конкурентные преимущества применения имеет именно предлагаемый товар.