Файл: 1 Теоретические аспекты инновационных технологий в индустрии туризма 5.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты инновационных технологий в индустрии ……… туризма
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в ………….туризме
1.2 Инновационная деятельность в туризме
1.3 Понятие, сущность организации иммерсивного туризма
2 Анализ опыта организации иммерсивного туризма как ……….инновационного направления
2.1 Опыт организации иммерсивных туров: зарубежный и отечественный …............опыт
2.2 Приморский край как дестинация для развития иммерсивных ………… туров
2.3 Анализ потребительского спроса иммерсивных туров в ….. Приморском крае
2.4 Разработка иммерсивной экскурсии по Владивостоку
, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.
Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма. Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио- видео- техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и так далее.
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно- управленческой деятельности.
Процесс реализации инновации принято называть инновационным процессом. Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского продукта включает следующие этапы:
– исследование;
– эксперимент;
– обучение кадров для реализации новой услуги и технологической проработки процесса обслуживания;
– организация рекламы и сбыта нового турпродукта.
Для производства и всего производственного коллектива процесс обновления продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной стороны, это объективно необходимое условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой – это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие «инновационный цикл». Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.
В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта. После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации.
Процесс нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovatio» и означает обновление или улучшение. В широком смысле инновация (нововведение) – это процесс успешного производства, внедрения и использования, обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах.
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют круг потребителей. Инновационный процесс, то есть. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
– многочисленностью и изначальной неопределенностью путей достижения цели, и высоким риском;
– невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки
;
– необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся отношений, так и интересов участников инновационного процесса. Инновации являются основным средством повышения стоимости субъекта и реального сектора в целом в нашем случае – сектора туризма. Чем выше потенциал нововведений, тем выше ожидаемая реальная прибыль.
Существует ряд общих подходов к классификации инноваций. Как правило, выделяют следующие типы инноваций по степени радикальности:
Базисные инновации, реализующие крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологий. Это могут быть:
– улучшающие инновации, реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающе на фазах стабильного развития научно-технического цикла;
– псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Радикальные инновации, то есть разработка и использование принципиально новых технологий, видов продукции, методов управления. Это могут быть инновации:
– комбинированные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;
– модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности.
Таким образом, инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. В свою очередь период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент. Процесс внедрения инноваций является достаточно длительным и сопровождается значительным риском.
Туристская деятельность является той деятельностью, которая попросту не может стоять на одном месте, поэтому различные туры и направления постоянно модернизируются. В последние годы все помешались на авторских турах: all inclusive надоел, а в самостоятельных путешествиях не всегда можно попасть в самые интересные локации. Панацеей стали авторские туры – поездки малой группой с проводником, когда можешь забраться в самые укромные, не затоптанные уголки страны
В XX веке появилось такое явление, как иммерсивность. Иммерсивность в свою очередь происходит от английского immersive – создающий эффект присутствия, погружения в искусственно созданную среду. Связано это с тем, что интенсивно развиваются разные компьютерные технологии, использующие виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), смешанную реальность (MR). Все они получили широкое применение в современной художественной культуре. Однако на первых этапах они были связаны с разработками в военно- стратегической сфере. Постепенно они получили распространение в медицине, что намного улучшило процессы лечения. Широко применяются методы иммерсивности в современной психологии. Оказалось, что иммерсивность способствует эффективности образования. Сегодня, благодаря иммерсивности, получили распространение квест-игры с использованием новых приемов, которые имеют большое количество любителей такого рода досуга.
Понятие иммерсивности – как нового способа взаимодействия со зрителем- впервые пришло к нам из театра. Так, в конце первого десятилетия текущего века в Британии на театральных подмостках начали появляться иммерсивные шоу, которые предлагали зрителю стать участником театральной постановки.
Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля. Часто это достигается за счет использования определённого места – исторически значимая архитектура, либо масштабные декорации, что позволяет зрителям общаться с актёрами и взаимодействовать с их окружением.
В качестве ключевых отличий иммерсивного театра выделяют три основных момента:
– отсутствие барьера между зрителями и актёрами;
– вовлечение зрителей в представление;
– отсутствие между зрителями и актёрами каких-либо технических или конструкционных сооружений.
Идея вовлечь зрителя в театральную постановку в России появилась XX веке. Например, режиссёр Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актёров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Схожим способом режиссёр Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией – посредством прямого взаимодействия с ней, актёры его постановок нередко прикасались к зрителям.
В наше время в России первым иммерсионным спектаклем считается «Норманск» Юрия Квятковского в Центре имени Мейерхольда. Постановка основана на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а действие происходило на шести этажах ЦИМ-а (что похоже на постановку «Sleep No More»). Локациями были офисные помещения, фойе, гардероб, которые стали больницей, школой, квартирой, кабаре, баром. Зрители ходили в противомоскитной сетке и самостоятельно выбирали маршрут, тем самым создавая собственный сюжет.
Туристские компании все чаще терпят убыток от самостоятельных поездок. Сервисы по бронированию отелей и иных средств размещения (booking.com, trivago), онлайн платформы поиска билетов (aviasales, goeuro и другие) – все эти инструменты сделали самостоятельные путешествия трендом последних лет. Основываясь на этой информации, закономерно возникает вопрос поиска альтернативных способов привлечения клиентов в турагенства. Некоторые тур компании идут по пути использования новых видов продвижения, таких как: привлечение инфлуенсеров и лидеров мнений, организация розыгрышей и призов, активные продажи через мессенджеры, информационная email-рассылка и многие другие, иные же – формируют уникальный, не на что не похожий, турпродукт, нацеленный на конкретный целевой сегмент. Так, элемент иммерсивности – как один из ведущих трендов всей досуговой отрасли не может игнорироваться и индустрией туризма.
В туризме иммерсивность на данный момент довольно сложно внедрить, потому что в стандартном понимании людей туры подразумевают под собой отдых. Не каждый человек готов к тому, чтобы быть вовлеченным в сам тур на постоянной основе.
Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков.
Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма. Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио- видео- техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и так далее.
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно- управленческой деятельности.
Процесс реализации инновации принято называть инновационным процессом. Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского продукта включает следующие этапы:
– исследование;
– эксперимент;
– обучение кадров для реализации новой услуги и технологической проработки процесса обслуживания;
– организация рекламы и сбыта нового турпродукта.
Для производства и всего производственного коллектива процесс обновления продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной стороны, это объективно необходимое условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой – это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие «инновационный цикл». Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.
В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта. После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации.
Процесс нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovatio» и означает обновление или улучшение. В широком смысле инновация (нововведение) – это процесс успешного производства, внедрения и использования, обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах.
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют круг потребителей. Инновационный процесс, то есть. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
– многочисленностью и изначальной неопределенностью путей достижения цели, и высоким риском;
– невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки
;
– необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся отношений, так и интересов участников инновационного процесса. Инновации являются основным средством повышения стоимости субъекта и реального сектора в целом в нашем случае – сектора туризма. Чем выше потенциал нововведений, тем выше ожидаемая реальная прибыль.
Существует ряд общих подходов к классификации инноваций. Как правило, выделяют следующие типы инноваций по степени радикальности:
Базисные инновации, реализующие крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологий. Это могут быть:
– улучшающие инновации, реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающе на фазах стабильного развития научно-технического цикла;
– псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Радикальные инновации, то есть разработка и использование принципиально новых технологий, видов продукции, методов управления. Это могут быть инновации:
– комбинированные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;
– модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности.
Таким образом, инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. В свою очередь период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент. Процесс внедрения инноваций является достаточно длительным и сопровождается значительным риском.
1.3 Понятие, сущность организации иммерсивного туризма
Туристская деятельность является той деятельностью, которая попросту не может стоять на одном месте, поэтому различные туры и направления постоянно модернизируются. В последние годы все помешались на авторских турах: all inclusive надоел, а в самостоятельных путешествиях не всегда можно попасть в самые интересные локации. Панацеей стали авторские туры – поездки малой группой с проводником, когда можешь забраться в самые укромные, не затоптанные уголки страны
В XX веке появилось такое явление, как иммерсивность. Иммерсивность в свою очередь происходит от английского immersive – создающий эффект присутствия, погружения в искусственно созданную среду. Связано это с тем, что интенсивно развиваются разные компьютерные технологии, использующие виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), смешанную реальность (MR). Все они получили широкое применение в современной художественной культуре. Однако на первых этапах они были связаны с разработками в военно- стратегической сфере. Постепенно они получили распространение в медицине, что намного улучшило процессы лечения. Широко применяются методы иммерсивности в современной психологии. Оказалось, что иммерсивность способствует эффективности образования. Сегодня, благодаря иммерсивности, получили распространение квест-игры с использованием новых приемов, которые имеют большое количество любителей такого рода досуга.
Понятие иммерсивности – как нового способа взаимодействия со зрителем- впервые пришло к нам из театра. Так, в конце первого десятилетия текущего века в Британии на театральных подмостках начали появляться иммерсивные шоу, которые предлагали зрителю стать участником театральной постановки.
Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля. Часто это достигается за счет использования определённого места – исторически значимая архитектура, либо масштабные декорации, что позволяет зрителям общаться с актёрами и взаимодействовать с их окружением.
В качестве ключевых отличий иммерсивного театра выделяют три основных момента:
– отсутствие барьера между зрителями и актёрами;
– вовлечение зрителей в представление;
– отсутствие между зрителями и актёрами каких-либо технических или конструкционных сооружений.
Идея вовлечь зрителя в театральную постановку в России появилась XX веке. Например, режиссёр Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актёров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Схожим способом режиссёр Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией – посредством прямого взаимодействия с ней, актёры его постановок нередко прикасались к зрителям.
В наше время в России первым иммерсионным спектаклем считается «Норманск» Юрия Квятковского в Центре имени Мейерхольда. Постановка основана на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а действие происходило на шести этажах ЦИМ-а (что похоже на постановку «Sleep No More»). Локациями были офисные помещения, фойе, гардероб, которые стали больницей, школой, квартирой, кабаре, баром. Зрители ходили в противомоскитной сетке и самостоятельно выбирали маршрут, тем самым создавая собственный сюжет.
Туристские компании все чаще терпят убыток от самостоятельных поездок. Сервисы по бронированию отелей и иных средств размещения (booking.com, trivago), онлайн платформы поиска билетов (aviasales, goeuro и другие) – все эти инструменты сделали самостоятельные путешествия трендом последних лет. Основываясь на этой информации, закономерно возникает вопрос поиска альтернативных способов привлечения клиентов в турагенства. Некоторые тур компании идут по пути использования новых видов продвижения, таких как: привлечение инфлуенсеров и лидеров мнений, организация розыгрышей и призов, активные продажи через мессенджеры, информационная email-рассылка и многие другие, иные же – формируют уникальный, не на что не похожий, турпродукт, нацеленный на конкретный целевой сегмент. Так, элемент иммерсивности – как один из ведущих трендов всей досуговой отрасли не может игнорироваться и индустрией туризма.
В туризме иммерсивность на данный момент довольно сложно внедрить, потому что в стандартном понимании людей туры подразумевают под собой отдых. Не каждый человек готов к тому, чтобы быть вовлеченным в сам тур на постоянной основе.
Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков.