Файл: Теоретиеские аспекты организаии пассажирских перевозок 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Факторы, определяющие развитие пассажирских перевозок


Спрос на пассажирские перевозки определяется действием различных факторов. Подавляющее большинство из них имеет качественный характер, и только некоторые поддаются количественной оценке.

Особенно сложно дать количественную оценку социальным факторам. Поведение человека как потребителя услуг и участника социальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано и личностным. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере потребления. В этих случаях возникает необходимость в использовании оценок, выводов и заключений экспертов по соответствующим вопросам.

Политические факторы. К политическим факторам, оказывающим

влияние на транспортную подвижность населения во внутреннем и международном сообщениях, относят:

- уровень стабильности политической обстановки в стране и регионах;

- приоритеты государственной политики в области развития транспорта;

- позицию федерального центра в развитии различных регионов;

- национальную политику государства в сфере внешнеэкономических и культурных связей;

- характер взаимоотношений Российской Федерации с другими странами.

Существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни России, вовлечение ее в процессы интеграции на европейском и мировом рынках вызвали потребность в коренном реформировании транспортного комплекса. Вхождение страны в мировой рынок и укрепление ее политических и внешнеэкономических позиций существенно влияют на величину и географию пассажирских перевозок.

К числу наиболее значимых на современном этапе факторов, определяющих транспортную подвижность населения Российской Федерации в международном сообщении, следует отнести:

- либерализацию в сфере внешнеторговых отношений;

- развитие внешнеэкономических связей, установление прямых связей отечественных предприятий с промышленными и коммерческими фирмами зарубежных стран, создание на территории Российской Федерации совместных предприятий;


- сотрудничество в области подготовки кадров, обучение студентов и школьников за рубежом;

- развитие туризма и культурного обмена между странами.

Экономические факторы. Экономический кризис начала 1990-х гг. обусловил спад производства в машиностроении, отраслях военно-промышленного комплекса, легкой и текстильной промышленности, угольном комплексе. Итоги последнего времени свидетельствуют о появлении тенденций улучшения экономической ситуации в стране.

В 1990-е годы вместо всеобщей обязанности трудиться была провозглашена добровольность общественно-полезного труда, допускается возможность незанятости трудоспособных граждан, признана безработица. Прежний плановый порядок соединения рабочей силы со средствами производства и жесткое закрепление кадров на предприятиях уступили место рынку труда, который становится главным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостатка при распределении между секторами экономики, отраслями и регионами. Следствием перемен явилось высвобождение рабочих мест, рост безработицы, сложности трудоустройства.

Процессы поиска места работы и стабильного заработка обусловили в последнее десятилетие высокий уровень миграции населения. Миграционное движение является одним из факторов, оказывающих влияние на транспортную подвижность населения как во внутрироссийском, так и в международном масштабе. До недавнего времени проблема миграции населения находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда других стран мира. Население же Советского Союза практически не принимало в этом участия со времени окончания Второй мировой войны.

Сегодня миграционные процессы активно протекают:

- на внешнем уровне (Российская Федерация страны дальнего зарубежья);

- между бывшими советскими республиками (беженство, переселение, временное трудоустройство);

- внутри Российской Федерации в форме территориального перемещения населения из региона в регион, из области в область, из сельских Демографические факторы. При определении объема перевозок население должно рассматриваться не только как активный участник производства и основная производительная сила общества, но и как главный потребитель товаров и услуг (в том числе транспортных).



Численность населения в стране или отдельном регионе является одним из главных факторов, оказывающих влияние на объем пассажирских перевозок. Изучение динамики демографических показателей во взаимосвязи с данными о социально-экономическом развитии позволяет исследовать проблему подвижности населения в целом по стране и в рамках определенных территорий.

Количественная оценка степени влияния демографических факторов на транспортную подвижность требует наличия широкого спектра информации о численности населения:

- постоянного и наличного;

- городского и сельского;

- экономически активного и пассивного.

Характер транспортной подвижности и структура потребительского спроса на транспортные услуги различны для городских и сельских районов. По удельному весу городского населения Российская Федерация стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан составляет 73% общей численности населения страны. Здесь проживает наиболее обеспеченное население. В структуре потребительского спроса на транспортные услуги преобладают поездки деловые, туристические, на отдых. Для сельских районов характерна ограниченность сфер занятости, низкая социально-профессиональная мобильность, слабая социальная защита безработных. Пассажирский транспорт в данном секторе экономики в основном обеспечивает маятниковую трудовую миграцию «село город село».

Социальные факторы. Стратегия развития и экономическая политика в сфере пассажирского транспорта должны определяться на базе знаний о закономерностях формирования потребностей общества в целом и отдельных социальных слоев населения (рабочие, служащие, студенты и учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и т.д.) на транспортные услуги.

Структура потребительских расходов (товары и услуги), включая транспортные, существенно дифференцируется по социальным группам населения с разными доходами. Высокодоходная группа (310% населения страны) имеет возможность не контролировать свои расходы на потребление, действуя по принципу «сколько нужно, столько и купим». По данным Института комплексных социальных исследований РАН, порядка 1820 млн россиян относятся к группе «середняков». Социологи утверждают, что представители данной социальной группы могут позволить себе путешествовать и пользоваться платными услугами. Самое необеспеченное население (с денежными доходами ниже прожиточного минимума) практически все тратит на питание, удовлетворяя свои потребности в продуктах в лучшем случае на уровне физиологических норм.


В последние годы социологи отмечают возросшую роль услуг в совокупном потреблении. Оценка их имеет свою специфику. Услуги особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Степень востребованности услуг во многом зависит от показателей уровня жизни населения. Рыночная экономика - экономика массового потребления, именно потребитель «король рынка» с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

В современном обществе социологи выделяют четыре уровня жизни населения:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- нормальный (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности);

- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Услуги пассажирского транспорта являются частью потребительских услуг, предлагаемых населению. Выступая как элемент системы, они отражают общие закономерности потребления, с одной стороны, и имеют свои специфические тенденции и характеристики с другой. Изучение спроса на услуги пассажирского транспорта является важной задачей маркетинговых исследований на всех уровнях управления перевозками федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Степень транспортной подвижности, требования к качеству и комфорту поездки для населения различны. Главным критерием в выборе варианта поездки для подавляющего большинства пассажиров является цена билета, которая в соответствии с действующими тарифными правилами зависит от категории поезда и типа вагона. Мониторинг показателей реализованного спроса ведется по поездам, железнодорожным направлениям, дорогам, в целом по сети на базе системы «Экспресс». Потенциальный спрос на услуги транспорта можно получить непосредственно от различных социальных групп населения путем опроса, т.е. на основе специально организованных выборочных обследований. Практическая направленность социологического анализа состоит в расширении степени информированности и создании базы данных для принятия решений, направленных на повышение культуры и качества обслуживания пассажиров, максимального удовлетворения их требований к транспорту.


Факторы экологической безопасности. Современная политика государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития экономики базируется на принципах оздоровления экологической обстановки, сочетании законодательных и административных методов в предотвращении загрязнения среды обитания, эффективного участия в международном и межрегиональном сотрудничестве для решения российских и международных проблем безопасности и выживания человечества. «Проблема обеспечения экологической безопасности России является закономерным следствием тех огромных изменений, которые наблюдаются с начала XX века в мире, в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека». Значительная роль в создании экологически благоприятных условий для проживания принадлежит транспорту. Проблемы охраны окружающей среды применительно к транспорту необходимо рассматривать в следующих аспектах.

Во-первых, устойчивая работа транспорта существенно зависит от факторов экологической безопасности техногенного, природного характера. Стратегия предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте предполагает недопущение таких действий или процессов, которые представляют прямую угрозу жизни и здоровью пассажира.

Во-вторых, свое участие в создании ВВП транспорт реализует через систему предоставления платных услуг населению. Формирование структуры спроса и потребления услуг должно осуществляться и быть совместимым с принципами ресурсосбережения и экологическими приоритетами.

Состояние окружающей среды влияет на целый спектр демографических показателей: уровень рождаемости и смертности, естественный прирост численности населения, среднюю продолжительность жизни, характер болезней и инвалидности.

И хотя не удается с достаточной степенью точности оценить вклад экологических факторов в патогенез болезней, результаты исследований свидетельствуют о том, что загрязнение окружающей среды приводит к изменениям, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья

людей. Негативная тенденция снижения численности населения России будет, по оценкам демографов, прослеживаться и в перспективе, что безусловно окажет влияние на показатели работы пассажирского транспорта.