Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

  1. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?

  1. Каковы типичные ошибки в словосочетаниях, построенных на основе управления?

  1. На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов в именных и глагольных словосочетаниях?

  1. Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?

  1. Что влияет на выбор формы сказуемого при подлежащем, обозначающем количество?

  1. Что является недопустимым при построении предложения с однородными именными сказуемыми?

  1. Какие ограничения существуют при употреблении деепричастного оборота?

  1. Какие существуют нормы построения сложного предложения?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?

  1. Что такое тема, общее содержание и идея текста?

  1. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

  1. Что такое цепная и параллельная связь предложений?

  1. На какие структурные компоненты членится текст?

  1. Какие факторы определяют композицию текста?

  1. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы характерные особенности научного стиля? Что составляет его отличие от публицистического или разговорного стиля речи?

  1. Какие подстили вы знаете? В чем их особенность?

  1. Какой основной тип изложения представляют научные тексты и с чем это связано?

  1. Чем отличаются жанры вторичных текстов от первичных?

  1. Каковы основные виды конспекта? Охарактеризуйте каждый их них.

  1. Каковы основные виды реферата? Назовите их отличительные черты.

  1. Чем отличается реферат от конспекта? Каков порядок работы над рефератом и конспектом?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные признаки официально-делового стиля речи?

  1. Что такое документ с лингвистической точки зрения? Каковы его структурно-языковые особенности?


  1. Что такое унификация и стандартизация документов?

  1. Что такое реквизит? Какие реквизиты считаются основными и почему?

  1. Каковы нормативные требования, предъявляемые к языку деловых документов?

  1. Каковы общие правила делового этикета?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие жанры административно-канцелярского подстиля вы знаете? Какие из них относятся к личной документации?

  1. Чем отличается автобиография от резюме?

  1. Что общего между заявлением и объяснительной запиской и в чем их различие?

  1. Что общего между распиской и доверенностью? Каковы различия между данными документами?

  1. Каковы структурно-содержательные особенности служебной, объяснительной и докладной записок?

  1. Какие типы деловых писем вы знаете? Какие реквизиты должно иметь любое деловое письмо?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую сферу общественной жизни обслуживает разговорно-обиходный стиль речи?

  1. Каковы характерные признаки разговорно-обиходного стиля речи?

  1. Дайте характеристику фонетических, лексических и грамматических особенностей обиходно-разговорного стиля речи.

  1. Расскажите о речевом этикете, его роли в общественной жизни.

  1. Назовите условия, определяющие формирование речевого этикета.

  1. Какова роль табу и комплимента в общении?

  1. Расскажите об особенностях национальной специфики речевого поведения?

  1. Расскажите, какую роль в общении играют невербальные средства.

  1. Какова значимость традиций и обычаев в общественной жизни?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое ораторское искусство?

  1. От чего зависит успешная ораторская деятельность?

  1. Из каких элементов складывается повседневная подготовка к выступлению?

  1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

  1. Расскажите об основных принципах построения выступления.

  1. Каковы методы изложения материала выступления?

  1. Расскажите об аргументации и ее способах в публичной речи.

  1. Расскажите о факторах, обусловливающих контакт оратора с аудиторией.

  1. Расскажите об основных типах устной публичной речи.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




школа гУманитарных наук


ГЛОССАРИЙ



по дисциплине «Русский язык и культура речи»
040101.65 «Социальная работа»

Специализация «Менеджмент в социальной работе»

г. Владивосток

2011

Автологическая речь (utos – я сам, logos – слово) – речь, в которой средства создания выразительности отсутствуют (слова используются только в прямом значении).
Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции).
Анафора (единоначатие) – (от греч. anaphora – вынесение вверх) – распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т.д.).
Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия, явления, предметы.
Антонимы (от греч. anti – против + onyma – имя) – слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных (хороший — плохой).
Аргументы – это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис.
Аффикс (лат. affixus – прикрепленный) – служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня.
Богатство речи – это свойство речи, возникающее при условии свободного использования говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль.
Варваризмы – иностранные слова или выражения, употребляемые в речи с сохранением особенностей формы и произношения, обозначающие понятия, которые уже имеют наименования в русском языке.
Вид глагола – глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме.
Вульгаризмы – языковые средства, относящиеся к сниженному пласту лексической системы (это могут быть слова и выражения, принадлежащие к просторечию, жаргону, обсценной лексике), используемые для неприличного, грубого обозначения предметов или явлений.

Выразительность – это такое свойство речи, благодаря которому оказывается воздействие не только на логическую, но также и на эмоциональную сферу адресата. Данное коммуникативное качество речи может быть описано на базе соотношения «речь – эмоции». Выразительная речь действует на чувства сильнее, чем речь «механическая», однотонная.
Гипербола – (от греч. hyperbole – преувеличение) — образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Благодаря гиперболе автор усиливает нужное впечатление.
Градация – (от лат. gradatio – постепенность) – стилистическая фигура, при которой слова группируются в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Деепричастный оборот – о борот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов. Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце . Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, при том что основное действие, выполняемое субъектом, названо сказуемым.
Дизъюнкции отношения – это отношения семантически удалённых друг от друга понятий. Объёмы понятий, находящихся в дизъюнктивных отношениях, не совпадают.
Жаргон – речь относительно открытой социальной группы, отличающаяся от литературного языка особым составом слов и выражений, носящих вульгарный, грубый характер.
Закон достаточного основания – один из четырех законов логики, согласно которому в сякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.
Закон исключённого третьего – один из четырех законов логики, согласно которому и з двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое – ложно, а третьего не дано.
Закон противоречия – один из четырех законов логики, согласно которому н е могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время.
Закон тождества – один из четырех законов логики, согласно которому п редмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
Инверсия – (от лат. inversio – перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный – прямой – порядок, с целью усиления выразительности речи.
Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония.