Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
040101.65 «Социальная работа»
Специализация «Менеджмент в социальной работе»
г. Владивосток
2011
Лекция 1.
ВВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Культура речи как часть культуры в целом.
Культура речи является частью культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи обладает теми же свойствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры.
Культура речи– это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной, этически корректной, эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения.
Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения, в частности, – это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития. Культура речи реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом.
Культура речи – это еще и аспект описания национальной культуры. Компетентность в этом отношении – это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации.
Культура речи как область культуры охватывает не всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и рамками литературного языка, соответственно это речь, регулируемая определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в культуре данного общества правил и манеры речевого поведения. Таким образом, отсутствие или недостаточный уровень культуры речи является показателем отсутствия или недостаточности общей культуры, прежде всего – духовной.
Качества культуры речи.
Уместностькак коммуникативное качество речи. Уместность – это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, потому что очень часто успех всего высказывания определяется его уместностью или неуместностью.
Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации. Уместность – это такое коммуникативное качество, которое более других качеств речи ориентировано на ситуацию общения в целом и, соответственно, более других свидетельствует о коммуникативной компетентности адресанта.
Различают уместность в широком и узком смысле. Уместность в широком смысле отражает соответствие речи этическим и коммуникативным нормам, или уместность ситуативную (соответствие ситуации в целом). Уместность в узком смысле предполагает уместность речевую (текстовую), то есть оценку целесообразности использования того или иного речевого средства. Оба вида уместности речи определяются в первую очередь этическими и коммуникативными нормами, а проявляются в речи.
Богатствокак коммуникативное качество речи. Богатство – очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку она предполагает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.
Богатство языка и речи в целом отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи – это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств. Любой язык богат, но богатство речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на данном языке, определяется не столько уровнем богатства языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого богатства конкретный человек может использовать.
Богатство речи – качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную называют богатой, а речь однообразную – бедной.
Таким образом, богатство речи – обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. В этом плане
богатая речь – это норма, а речь бедная – отступление от нормы, ее нарушение.
В то же время излишнее многообразие, без учета уместности и целесообразности речи, вредит единству речи и затрудняет восприятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо больших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации.
Правильностькак коммуникативное качество речи. Считается, что основу культуры речи составляет правильность. Языковые нормы коммуникативно ориентированы: их предназначение – сделать общий языковой код единым и тем самым способствующим наиболее полному взаимопониманию. Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. В коммуникативном плане правильность позволяет действовать в рамках единого кода. Правильность выполняет и другую важную роль в общении – создает образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. Таким образом, правильность – это важное условие успешного общения.
«Правильно говорить» – это говорить с соблюдением всех правил. То есть понятием «правильность» оценивается речевое поведение в целом, а не только соблюдение языковых норм. Значит, с точки зрения культуры правильность речи – это не только ее соответствие нормам языка, но и правдивость, справедливость, разумность, точность и пр.
В соответствии с этими сторонами значения слово «правильность» употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком – применительно к культуре речевого общения, к речи в целом. Применительно к соблюдению языковых норм, правил – в узком смысле слова,
Речевая правильность – это правдивость, соответствие в первую очередь не языковым, а этическим и коммуникативным нормам, правильность в выборе жанра (оправданность этого выбора), положительная оценка адресатом всей речи (мнения говорящего, его логики, аргументов и примеров и т. д.); точность отображения событий (отсутствие смысловых потерь и искажений); оценка уместности речи в целом и в отдельных ее фрагментах и
т. д., а также правильность в использовании невербальных средств (правильность направления в жестах, соответствующая жанру и цели речи интонация и т. п.).
Языковая правильность – это соблюдение норм языка на уровне предложения, то есть правильность как показатель нормативности речи. В терминологическом плане правильность/неправильность оценивается только относительно соблюдения языковых норм русского литературного языка: орфоэпических (произношения и ударения), словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических. Основные нормы закреплены в различных словарях (орфоэпических, толковых, фразеологических, словарях синонимов, антонимов, паронимов, словарях сочетаемости слов и т. п.).
Чистота речи. Многие исследователи выделяют чистоту как особое качество речи. Но по своей сути чистота – это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и др. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне.
Чистота – это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается, судя по опросам, самым заметным для слушателей. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных «нечистых», «грязных» средств вызывает этическую и эстетическую «брезгливость» и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях – нарушается (не возникает) взаиморасположенность партнеров друг к другу, следовательно – страдает общение в целом.
Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов, а диалектизмы в последнее время редко встречаются в речи горожан.
Все эти группы лексики объединяет то, что в качестве нарушителей «чистоты» они обычно являются инородны
ми, иностилевыми включениями в речь.
Наиболее часто встречаются в речи (особенно молодежи) и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые ещё называют «навязчивыми словами», словами-пустышками и т. д. Просторечиепредставляет собой устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации – народно-разговорный язык и имеет наддиалектный характер. Варваризмызасоряют речь потому, что представляют собой иноязычные вкрапления, употребляемые в русской речи неоправданно. Жаргонизмы– это подчеркнуто нелитературная речь, обслуживающая непринужденное общение внутри некоторых социальных групп. Канцеляризм– это слово, словосочетание, целое высказывание, употребляемое в деловых («канцелярских») документах как устойчивый шаблон, трафарет, требующий не особых усилий мысли, а лишь речевого автоматизма.
Логичностькак коммуникативное качество речи. Логичность речи – это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно.
Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, если она соответствует законам логики.
Логичность речи требует умения правильно мыслить и, что не менее важно, передавать свои мысли правильно и тем самым вызывать у слушателей (читателей) запланированную реакцию.
Культура речи под логичностью понимает преимущественно непротиворечивость, структурную правильность и стройность, а также связность высказывания, то есть то, что облегчает незатрудненное понимание слушателем или читателем каждого предложения и текста в целом.
Точностькак коммуникативное качество речи. Точность речи– необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.
Точность зависит, во-первых, от того, насколько полно