Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Берега реки быстро разрушаются водой.

                    Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

                    В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

                    Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

                    Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

                    В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

                    Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                    Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                    В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                    Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

                          подготовку.

                                                                                             

                 ВАРИАНТ № 9.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                   А) РЖА-ВЕТЬ                                       В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

                   Б) НА-НЯ-ЛИ                                        Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) маринованная иваси                        В) левая рельса

                   Б) шёлковый кашне                              Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

            А) нашествие татар                                В) новых простынь

            Б) пять гектар леса                                 Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) показать в произведении                 В) изобразить героя

                   Б) отобразить героя                               Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.


                   А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

                   Б) Устав после занятий, мне не читалось.

                   В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

                        льготную пенсию.

                   Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

                        Л. Н. Толстого.

                   Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

                   В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

                   Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Я согласился на это скрипя сердцем.

                    Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

                    В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

                    Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                    Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

                    В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

                    Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                     А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

                          мы случайно».

                     Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                     В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

                           жение и ощутил тепло домашнего очага.

                      Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                           Эстонии и Латвии.

ВАРИАНТ № 10.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

                   А) А-НА-ТОМ                                    В) ФЕ-НО-МЕН

                   Б) КРА-СИ-ВЕ-Е                                Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.


                   А) модный туфель                              В) больная мозоль

                   Б) клетчатое кашне                             Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

                  А) китель без погон                             В) отряд солдат

                   Б) обычаи монгол                                Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) заплатить за проезд                       В) согласно расписания

                   Б) приговаривать к казни                   Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных  

оборотов.

            А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

            Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

            В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

            Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий наполнен высокими думами.

                   Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

                   Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

                   В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

                   Г) Эти стихи я  выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

                   Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                   В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

                   Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

                        и  абсолютно авангардные.


                   Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

                       семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

                        работы над дипломом.

                   Г) Опоздавший признался, что он проспал.

                   
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ:

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека?

  1. Каковы основные и второстепенные функции языка?

  1. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?

  1. Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков?

  1. Каков международный статус современного русского литературного языка?

  1. Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка?

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит системность языка?

  1. Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие?

  1. Каковы основные особенности устной и письменной речи?

  1. В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация?

  1. Какие признаки могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое функциональный стиль речи?

  1. Что является основой деления литературного языка на функциональные стили?

  1. Какие функциональные стили вам известны?

  1. Что означают термины «подстиль» и «жанр»?

  1. Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи?

  1. Каковы характерные особенности:

а) разговорно-обиходного стиля;

б) литературно-художественного стиля;

в) общественно-публицистического стиля;

г) научного стиля;

д) официально-делового стиля?

  1. Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое норма языка и каковы ее особенности?

  1. В чем проявляется противоречивость нормы?

  1. Какие существуют различия в степени нормативности?


  1. Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?

  1. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?

  1. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

  1. Почему наблюдается смешение ударных [o] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

  1. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

  1. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?

  1. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое лексические нормы?

  1. Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?

  1. Что такое предметная и понятийная точность речи?

  1. В чем заключается проблема лексической сочетаемости?

  1. Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?

  1. Что понимается под уместностью словоупотребления?

  1. В чем различие речевых и стилистических ошибок, нарушающих лексические нормы?

  1. Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?

  1. Какие словари фиксируют существующие в современном русском литературном языке лексические нормы?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие существуют морфологические нормы?

  1. В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных?

  1. Какие существуют варианты форм множественного числа существительных?

  1. Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных?

  1. Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных?

  1. Каковы особенности употребления форм личных, притяжательных и вопросительных местоимений?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

  1. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

  1. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?