Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Берега реки быстро разрушаются водой.
Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.
В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на
подготовку.
ВАРИАНТ № 9.
-
Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ
Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР
-
Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) маринованная иваси В) левая рельса
Б) шёлковый кашне Г) устный хинди
-
Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) нашествие татар В) новых простынь
Б) пять гектар леса Г) урожай помидор
-
Отметьте неправильное сочетание слов.
А) показать в произведении В) изобразить героя
Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении
-
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.
Б) Устав после занятий, мне не читалось.
В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать
льготную пенсию.
Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве
Л. Н. Толстого.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.
В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.
Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.
В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим
мы случайно».
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-
жение и ощутил тепло домашнего очага.
Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
ВАРИАНТ № 10.
-
Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН
Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ
-
Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) модный туфель В) больная мозоль
Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью
-
Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) китель без погон В) отряд солдат
Б) обычаи монгол Г) много блюдцев
-
Отметьте неправильное сочетание слов.
А) заплатить за проезд В) согласно расписания
Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд
-
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий наполнен высокими думами.
Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я выучил назубок.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
-
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником
и абсолютно авангардные.
Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время
работы над дипломом.
Г) Опоздавший признался, что он проспал.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ:
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека?
-
Каковы основные и второстепенные функции языка?
-
Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?
-
Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков?
-
Каков международный статус современного русского литературного языка?
-
Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка?
Вопросы для самоконтроля:
-
В чем состоит системность языка?
-
Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие?
-
Каковы основные особенности устной и письменной речи?
-
В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация?
-
Какие признаки могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое функциональный стиль речи?
-
Что является основой деления литературного языка на функциональные стили?
-
Какие функциональные стили вам известны?
-
Что означают термины «подстиль» и «жанр»?
-
Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи?
-
Каковы характерные особенности:
а) разговорно-обиходного стиля;
б) литературно-художественного стиля;
в) общественно-публицистического стиля;
г) научного стиля;
д) официально-делового стиля?
-
Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое норма языка и каковы ее особенности?
-
В чем проявляется противоречивость нормы?
-
Какие существуют различия в степени нормативности?
-
Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
-
Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
-
Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
-
Почему наблюдается смешение ударных [o] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?
-
Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
-
Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?
-
Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое лексические нормы?
-
Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?
-
Что такое предметная и понятийная точность речи?
-
В чем заключается проблема лексической сочетаемости?
-
Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?
-
Что понимается под уместностью словоупотребления?
-
В чем различие речевых и стилистических ошибок, нарушающих лексические нормы?
-
Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?
-
Какие словари фиксируют существующие в современном русском литературном языке лексические нормы?
Вопросы для самоконтроля:
-
Какие существуют морфологические нормы?
-
В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных?
-
Какие существуют варианты форм множественного числа существительных?
-
Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных?
-
Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных?
-
Каковы особенности употребления форм личных, притяжательных и вопросительных местоимений?
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы особенности употребления форм количественных числительных?
-
Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?
-
Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?