Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 11 (2 часа)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ТЕКСТА КАК ДОКУМЕНТА
План
-
Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация.
-
Унификация и стандартизация документов.
-
Требования к оформлению документов. Реквизиты.
-
Нормы официально-делового стиля.
-
Речевой этикет документа.
Лекция 12 (4 часа)
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПИСЬМЕННОЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
План
-
Вступление. Классификация жанров административно-канцелярского подстиля.
-
Сравнительная характеристика автобиографии и резюме.
-
Сравнительная характеристика заявления, расписки и доверенности.
-
Особенности написания справки.
-
Сравнительная характеристика объяснительной, служебной и докладной записок.
-
Особенности написания деловых писем.
Лекция 13 (2 часа)
РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
План
1. Особенности разговорно-обиходного стиля.
2. Языковые средства разговорно-обиходного стиля.
3. Речевой этикет.
4. Национальная специфика речевого этикета.
5. Невербальные средства общения.
Лекция 14 (4 часа)
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
План
1. Ораторское искусство.
2. Личные качества, знания, навыки и умения оратора.
3. Повседневная подготовка публичного выступления.
4. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
5. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией.
6. Основные типы устной публичной речи.
Структура и содержание практической части курса (17 часов)
Занятие 1. Орфоэпические и акцентологические нормы (2 часа)
Орфоэпия. Произносительные нормы. Акцентологические нормы (нормы ударения).
Занятие 2. Лексические нормы (6 часов)
1. Непонимание значения слова
1.1. Употребление слов и фразеологизмов в несвойственном им значении.
1.2. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика)
1.3. Смешение паронимов
2. Нарушение лексической сочетаемости
3. Речевая избыточность (многословие)
4. Использование заимствованных слов.
5. Употребление фразеологических оборотов.
Занятие 3. Морфологические нормы (2 часа)
Занятие 4. Синтаксис (5 часов)
1. Нормы согласования
1.1. Согласование подлежащего и сказуемого
1.2. Согласование определений и приложений
2. Нормы управления
2.1. Управление при однокоренных словах.
2.2. Управление при словах-синонимах.
2.3. Управление при однородных членах.
3. Употребление деепричастного оборота
Занятие 5. Функциональные стили (2 часа)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
-
Закирьянов К.З., Э.А.Салихова Русский язык и культура речи: Стилистика. Речевой этикет. – Уфа, 2006. -
Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных заведений. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. - 122 с. -
Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики – 2004.
Дополнительная литература
-
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык. – 2002. -
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Дону: Феникс – 2003. -
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999. -
Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Дону. – 2001. -
Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник . – М.: Флинта, 1997. -
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.– 2002. -
Самохина Л.А., Калимуллина Л.А. Сборник заданий и упражнений по русскому языку и культуре речи: Учебно-методическое пособие. – Уфа, 2002. -
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Курс лекций. – М.: Проект. – 2002. -
Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. - М. - 1999. -
Агеенко Ф.Л., Зарва М.Б. Словарь ударений русского языка. – М.. – 2002. -
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М. – 2001. -
Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С.Г.Бархударов и др. – М. – 2004. -
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М. – 2003. -
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. - М. – 2001. -
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. – 2001. -
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение / ред. И.Л.Резниченко – М. – 2003.
Образовательные интернет-ресурсы
-
Андреева И.С., Тимофеева Г.Е. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2006. - 80 с.
http://window.edu.ru/resource/996/44996
-
Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных заведений. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. - 122 с.
http://window.edu.ru/resource/549/38549
-
Райская Л.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 148 с.
http://window.edu.ru/resource/643/75643
Контроль достижения целей курса
Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: контрольные опросы, проводимые по окончании тем дисциплины, выступления студентов по подготовленному материалу, выполнение практических заданий. Итоговая форма контроля - зачёт.
Критерии оценки зачета:
Правильность ответов на вопросы (верные, четкие, глубоко изложенные идей, понятия, факты).
Полнота и лаконичность ответа.
Новизна учебной информации, использование научных источников, а также регионального материала.
Умение связывать теорию с практикой, конструктивно применять знания к неординарным ситуациям.
Логика и аргументированность изложения.
Грамотные комментирования, приведение примеров. Аналогий.
Культура речи и знание лингвистической терминологии.
Это значит, что преподаватель оценивает как знание содержания предмета, так и умение обоснованно его выражать.
Оценка доклада с презентацией по заданной теме
Доклад по заданной теме оценивается в 5 баллов в зависимости от полноты и наличия презентации. После устного сообщения, каждому докладу назначается оппонент, который должен найти недостатки и достоинства сообщения. Вес доклада на зачете -15%
Вопросы для зачета:
-
Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека? -
Каковы основные и второстепенные функции языка? -
Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»? -
Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков? -
Каков международный статус современного русского литературного языка? -
Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка? -
В чем состоит системность языка? -
Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие? -
Каковы основные особенности устной и письменной речи? -
В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация? -
Какие признаки могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры? -
Что такое функциональный стиль речи? -
Что является основой деления литературного языка на функциональные стили? -
Какие функциональные стили вам известны? -
Что означают термины «подстиль» и «жанр»? -
Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи? -
Каковы характерные особенности:
а) разговорно-обиходного стиля;
б) литературно-художественного стиля;
в) общественно-публицистического стиля;
г) научного стиля;
д) официально-делового стиля?
18. Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка?
19. Что такое норма языка и каковы ее особенности?
20. В чем проявляется противоречивость нормы?
21. Какие существуют различия в степени нормативности?
22. Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?
23. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
24. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
25. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
26. Почему наблюдается смешение ударных [o] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?
27. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
28. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?
29. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?
30. Что такое лексические нормы?
31. Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?
32. Что такое предметная и понятийная точность речи?
33. В чем заключается проблема лексической сочетаемости?
34. Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?
35. Что понимается под уместностью словоупотребления?
36. В чем различие речевых и стилистических ошибок, нарушающих лексические нормы?
-
Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи? -
Какие словари фиксируют существующие в современном русском литературном языке лексические нормы? -
Какие существуют морфологические нормы? -
В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных? -
Какие существуют варианты форм множественного числа существительных? -
Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных? -
Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных? -
Каковы особенности употребления форм личных, притяжательных и вопросительных местоимений? -
Каковы особенности употребления форм количественных числительных? -
Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным? -
Что такое изобилующие и недостаточные глаголы? -
В каких формах глагола наблюдаются колебания норм? -
Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий? -
Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)? -
Каковы типичные ошибки в словосочетаниях, построенных на основе управления? -
На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов в именных и глагольных словосочетаниях? -
Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения? -
Что влияет на выбор формы сказуемого при подлежащем, обозначающем количество? -
Что является недопустимым при построении предложения с однородными именными сказуемыми? -
Какие ограничения существуют при употреблении деепричастного оборота? -
Какие существуют нормы построения сложного предложения? -
Что такое текст? Каковы его основные признаки? -
Что такое тема, общее содержание и идея текста? -
Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга? -
Что такое цепная и параллельная связь предложений? -
На какие структурные компоненты членится текст? -
Какие факторы определяют композицию текста? -
Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности? -
Каковы характерные особенности научного стиля? Что составляет его отличие от публицистического или разговорного стиля речи? -
Какие подстили вы знаете? В чем их особенность? -
Какой основной тип изложения представляют научные тексты и с чем это связано? -
Чем отличаются жанры вторичных текстов от первичных? -
Каковы основные виды конспекта? Охарактеризуйте каждый их них. -
Каковы основные виды реферата? Назовите их отличительные черты. -
Чем отличается реферат от конспекта? Каков порядок работы над рефератом и конспектом? -
Каковы основные признаки официально-делового стиля речи? -
Что такое документ с лингвистической точки зрения? Каковы его структурно-языковые особенности? -
Что такое унификация и стандартизация документов? -
Что такое реквизит? Какие реквизиты считаются основными и почему? -
Каковы нормативные требования, предъявляемые к языку деловых документов? -
Каковы общие правила делового этикета? -
Какие жанры административно-канцелярского подстиля вы знаете? Какие из них относятся к личной документации? -
Чем отличается автобиография от резюме? -
Что общего между заявлением и объяснительной запиской и в чем их различие? -
Что общего между распиской и доверенностью? Каковы различия между данными документами? -
Каковы структурно-содержательные особенности служебной, объяснительной и докладной записок? -
Какие типы деловых писем вы знаете? Какие реквизиты должно иметь любое деловое письмо? -
Какую сферу общественной жизни обслуживает разговорно-обиходный стиль речи? -
Каковы характерные признаки разговорно-обиходного стиля речи? -
Дайте характеристику фонетических, лексических и грамматических особенностей обиходно-разговорного стиля речи. -
Расскажите о речевом этикете, его роли в общественной жизни. -
Назовите условия, определяющие формирование речевого этикета. -
Какова роль табу и комплимента в общении? -
Расскажите об особенностях национальной специфики речевого поведения? -
Расскажите, какую роль в общении играют невербальные средства. -
Какова значимость традиций и обычаев в общественной жизни? -
Что такое ораторское искусство? -
От чего зависит успешная ораторская деятельность? -
Из каких элементов складывается повседневная подготовка к выступлению? -
Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки к конкретному выступлению. -
Расскажите об основных принципах построения выступления. -
Каковы методы изложения материала выступления? -
Расскажите об аргументации и ее способах в публичной речи. -
Расскажите о факторах, обусловливающих контакт оратора с аудиторией. -
Расскажите об основных типах устной публичной речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
школа гУманитарных наук