Файл: управление и администрирование информационными службами инфокоммуникационной системы организации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ITIL (Information Technology Infrastructure Library) предлагает другой взгляд на деятельность ИТ- подразделения которое становится таким же формирующим прибавочное качество подразделением, как и остальные подразделения организации. Причем ИТ- подразделение теперь не предоставляет в пользование оборудование, а предоставляет ИТ- услуги, необходимые для конечных пользователей, которых в таком контексте предпочтительнее именовать «потребителями услуг». Можно сказать, что предоставляемое оборудование «обертывается» услугами по его поддержке и предоставлению. Переход на термин ИТ- услуги требует перехода от отношений владелец-пользователь оборудования (приложений) к отношениям покупатель-продавец ИТ- услуг, что в свою очередь требует выработки способов измерения качества предоставляемых услуг. Помимо этого вводится понятие стоимости услуги, что фактически выводит ИТ- подразделение на финансовое взаимодействие между ИТ- подразделением и бизнесом.MOF (Microsoft Operations Framework)— Управление информационными технологиями эта тема, в которой компания Microsoft имеет свое видение. Система стандартов Microsoft Enterprise Services от компании Microsoft представляет собой три области: Первой областью является деятельность по подготовке к внедрению информационной системы где формализуются требования к ИТ и определяется объем проекта. Подготовка к внедрению информационной системы описана в стандарте Microsoft Readiness Framework (MRF); Второй областью является деятельность по внедрению информационной системы на предприятии, где определяются основные вопросы разработки и развертывания ИТ- решения. Построение и внедрение информационной системы описано в стандарте Microsoft Solutions Framework (MSF); Третьей областью является деятельность по поддержке информационной системы внедренной на предприятии. Вопросы эксплуатации информационной системы рассматриваются в стандарте Microsoft Operations Framework (MOF). теории Cobit– контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM– модель зрелости IT-услуг. ВITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.3. Методологии HP ITSM– одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF– набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети. Существует несколько групп методов доступа, основанных на временном разделении:- централизованные и децентрализованные;- детерминированные и случайные.Централизованный доступ управляется из центра управления сетью, например, от сервера. Децентрализованные методы доступа функционируют на основе протоколов, принятых к исполнению всеми рабочими станциями сети, без каких-либо управляющих воздействий со стороны центра.Детерминированный доступ обеспечивает наиболее полное использование моно­канала и описывается протоколами, дающими гарантию каждой рабочей станции на определенное время доступа к моноканалу. При случайном доступе обращения станций к моноканалу могут выполняться в любое время, но нет гарантий, что каждое такое обращение позволит реализовать эффективную передачу данных.При централизованном доступе каждый клиент может получать доступ к моноканалу:- по заранее составленному расписанию — статическое разделение времени канала;- по жесткой временной коммутации через определенные промежутки времени (например, через каждые 0,5 с), задаваемые электронным коммутатором — динамическое детерминированное разделение времени канала;- по гибкой временной коммутации, реализуемой в процессе выполняемого из центра сети опроса рабочих станций на предмет выяснения необходимости доступа — динамическое псевдослучайное разделение канального времени;- при получении полномочий в виде специального пакета — маркера.Первые два метода не обеспечивают эффективную загрузку канала, ибо при пре­доставлении доступа некоторые клиенты могут быть не готовы к передаче данных, и канал в течение выделенного им отрезка времени будет простаивать.Метод опроса используется в сетях с явно выраженным центром управления и иногда даже в сетях с раздельными абонентскими каналами связи (например, в сетях с радиальной топологией для обеспечения доступа к ресурсам центрального сервера).Метод передачи полномочий использует пакет, называемый маркером. Маркер — служебный пакет определенного формата, в который клиенты сети могут помещать свои информационные пакеты. Последовательность передачи маркера по сети от одной рабочей станции к другой задается сервером (управляющей станцией). Рабочая станция, имеющая данные для передачи, анализирует, свободен ли мар­кер. Если маркер свободен, станция помещает в него пакет/пакеты своих данных, устанавливает в нем признак занятости и передает маркер дальше по сети. Стан­ция, которой было адресовано сообщение (в пакете обязательно есть адресная часть), принимает его, сбрасывает признак занятости и отправляет маркер дальше. При этом методе доступа легко реализуется приоритетное обслуживание приви­легированных абонентов. Данный метод доступа для сетей с шинной и радиальной топологий обеспечивается распространенным протоколом Arcnet корпорации Datapoint.К децентрализованным детерминированным методам относятся:- метод передачи маркера;- метод включения маркера.Оба метода используются преимущественно в сетях с петлевой (кольцевой) топологией и основаны на передаче по сети специальных пакетов — маркеров, сегментов.Сетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

Чем обусловливается необходимость принятия регламента

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Понятие руководства по эксплуатации

Инструкции по развертыванию ОС.

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Транспортный уровень



Компьютер, подключенный к сети, именуется рабочей станцией (Workstation). Обычно за этим компьютером работает пользователь, но в сети имеются и такие компьютеры, на которых необязательно присутствие человека. Они функционируют как сетевые управляющие центры, а также и как информационные накопители. Такой тип компьютеров носит название сервер. Когда компьютеры располагаются относительно недалеко друг от друга и соединяются при помощи высокоскоростных сетевых адаптеров, то такие сети именуются локальными сетями. При использовании локальных сетей компьютеры обычно могут располагаться в границах одной комнаты, здания или в нескольких близко расположенных домах. Локальные компьютерные сети, как правило, могут объединить не более сотни единиц компьютерного оборудования, которое принадлежат какой-нибудь одной организации, и носят корпоративный характер, как по эксплуатации сети, так и по характеру системного программного обеспечения.

Компьютерные сети именуются глобальными, когда они объединяют в своем составе значительное количество компьютеров и отвечают современным требованиям, которые применяются к сетям и сетевым технологиям, предназначенным для интеграции компьютеров, расположенных на больших расстояниях и имеющих различную базовую архитектуру и программное обеспечение. Для того чтобы объединить компьютеры или целые локальные сети, расположенные на большом удалении друг от друга, могут использоваться модемы, а также выделенные или спутниковые каналы связи.


  1. Выделите основные стандарты ИТ управления. Какие теории и методологии Вы знаете?

    1. Стандарты

Основным стандартом является ISO 20000. Это международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов. Представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента IT-сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях.

ITIL (Information Technology Infrastructure Library)


предлагает другой взгляд на деятельность ИТ- подразделения которое становится таким же формирующим прибавочное качество подразделением, как и остальные подразделения организации. Причем ИТ- подразделение теперь не предоставляет в пользование оборудование, а предоставляет ИТ- услуги, необходимые для конечных пользователей, которых в таком контексте предпочтительнее именовать «потребителями услуг». Можно сказать, что предоставляемое оборудование «обертывается» услугами по его поддержке и предоставлению. Переход на термин ИТ- услуги требует перехода от отношений владелец-пользователь оборудования (приложений) к отношениям покупатель-продавец ИТ- услуг, что в свою очередь требует выработки способов измерения качества предоставляемых услуг. Помимо этого вводится понятие стоимости услуги, что фактически выводит ИТ- подразделение на финансовое взаимодействие между ИТ- подразделением и бизнесом.

MOF (Microsoft Operations Framework)

— Управление информационными технологиями эта тема, в которой компания Microsoft имеет свое видение. Система стандартов Microsoft Enterprise Services от компании Microsoft представляет собой три области:

  • Первой областью является деятельность по подготовке к внедрению информационной системы где формализуются требования к ИТ и определяется объем проекта. Подготовка к внедрению информационной системы описана в стандарте Microsoft Readiness Framework (MRF);

  • Второй областью является деятельность по внедрению информационной системы на предприятии, где определяются основные вопросы разработки и развертывания ИТ- решения. Построение и внедрение информационной системы описано в стандарте Microsoft Solutions Framework (MSF);

  • Третьей областью является деятельность по поддержке информационной системы внедренной на предприятии. Вопросы эксплуатации информационной системы рассматриваются в стандарте Microsoft Operations Framework (MOF).

    1. теории

Cobit– контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.

ITCMM– модель зрелости IT-услуг. ВITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.

3. Методологии

  1. HP ITSM– одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны.

  2. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей.

  3. Microsoft MOF– набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей:

  1. Процессов

  2. Команд

  3. Управление рисками




  1. Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети.

Существует несколько групп методов доступа, основанных на временном разделении:

- централизованные и децентрализованные;

- детерминированные и случайные.

Централизованный доступ управляется из центра управления сетью, например, от сервера. Децентрализованные методы доступа функционируют на основе протоколов, принятых к исполнению всеми рабочими станциями сети, без каких-либо управляющих воздействий со стороны центра.

Детерминированный доступ обеспечивает наиболее полное использование моно­канала и описывается протоколами, дающими гарантию каждой рабочей станции на определенное время доступа к моноканалу. При случайном доступе обращения станций к моноканалу могут выполняться в любое время, но нет гарантий, что каждое такое обращение позволит реализовать эффективную передачу данных.

При централизованном доступе каждый клиент может получать доступ к моноканалу:

- по заранее составленному расписанию — статическое разделение времени канала;

- по жесткой временной коммутации через определенные промежутки времени (например, через каждые 0,5 с), задаваемые электронным коммутатором — динамическое детерминированное разделение времени канала;

- по гибкой временной коммутации, реализуемой в процессе выполняемого из центра сети опроса рабочих станций на предмет выяснения необходимости доступа — динамическое псевдослучайное разделение канального времени;

- при получении полномочий в виде специального пакета — маркера.

Первые два метода не обеспечивают эффективную загрузку канала, ибо при пре­доставлении доступа некоторые клиенты могут быть не готовы к передаче данных, и канал в течение выделенного им отрезка времени будет простаивать.

Метод опроса используется в сетях с явно выраженным центром управления и иногда даже в сетях с раздельными абонентскими каналами связи (например, в сетях с радиальной топологией для обеспечения доступа к ресурсам центрального сервера).

Метод передачи полномочий использует пакет, называемый маркером. Маркер — служебный пакет определенного формата, в который клиенты сети могут помещать свои информационные пакеты. Последовательность передачи маркера по сети от одной рабочей станции к другой задается сервером (управляющей станцией). Рабочая станция, имеющая данные для передачи, анализирует, свободен ли мар­кер. Если маркер свободен, станция помещает в него пакет/пакеты своих данных, устанавливает в нем признак занятости и передает маркер дальше по сети. Стан­ция, которой было адресовано сообщение (в пакете обязательно есть адресная часть), принимает его, сбрасывает признак занятости и отправляет маркер дальше. При этом методе доступа легко реализуется приоритетное обслуживание приви­легированных абонентов. Данный метод доступа для сетей с шинной и радиальной топологий обеспечивается распространенным протоколом Arcnet корпорации Datapoint.

К децентрализованным детерминированным методам относятся:

- метод передачи маркера;

- метод включения маркера.

Оба метода используются преимущественно в сетях с петлевой (кольцевой) топологией и основаны на передаче по сети специальных пакетов — маркеров, сегментов.

Сетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:

- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;

- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;

- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;

- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.

Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.

Технология IEEE 802.5/Token Ring

Технология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.

Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.

Технология ARCNET

Технология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus 20 Мбит/с.



Технология FDDI

Технология FDDI (Fiber Distributed Data Interface, волоконно-оптический интерфейс распределенных данных) во многом базируется на технологии Token Ring, но ориентирована на волоконно-оптические линии связи (есть возможность использовать и неэкранированную витую пару) и обеспечивает передачу данных по кольцу длиной до 100 км с максимальным числом узлов 500 и со скоростью 100 Мбит/с. Используется детерминированный маркерный метод доступа без выделения приоритетов. Для обеспечения высокой надежности используются два ориентирован­ных навстречу друг другу кольца. В случае отказа одного кольца передача данных ведется по объединенному первому и второму кольцам с исключением сбойного сегмента кольца (при интенсивных отказах есть возможность динамически созда­вать дополнительные виртуальные кольца). Ввиду большой стоимости технология используется в основном в магистральных каналах и крупных сетях.


  1. Какие требования предъявляются к средствам доверенной загрузки?



Несанкционированный доступ (далее — НСД) к информации является наиболее часто встречающейся и наиболее вероятной угрозой информационной безопасности. НСД ведет к нежелательным последствиям в организации, таким как утечка защищаемой информации (персональные данные, служебная информация, государственная тайна), полное или частичное нарушение работоспособности системы. Все это ведет к снижению репутации компании, финансовым потерям и прекращению бизнес-процессов.

Для снижения этих рисков применяются средства (модули) доверенной загрузки (далее — СДЗ, МДЗ), которые, во-первых, проводят контроль целостности загружаемых файлов и сверяют их с эталонными значениями, хранимые в недоступной для операционной системы памяти. Во-вторых, обеспечивают идентификацию и аутентификацию пользователей до загрузки операционной системы. В-третьих, осуществляют запрет загрузки нештатных копий операционной системы с недоверенных внешних носителей информации.

СДЗ и МДЗ созданы для усиления встроенных средств защиты операционных систем, а именно для усиления аутентификации и идентификации пользователей, и защиты от НСД к защищаемой информации. Регулятор в лице ФСТЭК России предъявляет жесткие требования для защиты от НСД к информации, среди которых обязательное использование СДЗ и МДЗ. Выполнение требований регуляторов в первую очередь необходимо для тех организаций, которые в своей деятельности сталкиваются с обработкой персональных данных, информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также защиты существующих информационных систем. При невыполнении этих требований регулятор вправе наложить на организацию значительный штраф. А в случае с государственной тайной помимо штрафа возможен и отзыв лицензии на право обработки такой информации, что приведет к остановке деятельности организации.


  1. Для каждого типа СДЗ определено 6 классов защиты (класс 1 — самый высокий, класс 6 — самый низкий). Чем выше класс, тем больше требований к нему предъявляется, и его использование возможно в системах более высокого класса.

 Для дифференциации требований по безопасности информации к средствам устанавливается 6 уровней доверия. Самый низкий уровень – шестой, самый высокий – первый.

Средства, соответствующие 6 уровню доверия, применяются в значимых объектах критической информационной инфраструктуры 3 категории, в государственных информационных системах 3 класса защищенности, в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 3 класса защищенности, в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 3 и 4 уровня защищенности персональных данных.

Средства, соответствующие 5 уровню доверия, применяются в значимых объектах критической информационной инфраструктуры 2 категории, в государственных информационных системах 2 класса защищенности, в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 2 класса защищенности, в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 2 уровня защищенности персональных данных.

Средства, соответствующие 4 уровню доверия, применяются в значимых объектах критической информационной инфраструктуры 1 категории, в государственных информационных системах 1 класса защищенности, в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 1 класса защищенности, в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 1 уровня защищенности персональных данных, в информационных системах общего пользования II класса.

При проведении сертификации средства защиты информации должно быть подтверждено соответствие средства настоящим Требованиям.

Устанавливается следующее соответствие классов средств защиты информации и средств вычислительной техники уровням доверия:

средства защиты информации 6 класса должны соответствовать 6 уровню доверия;

средства защиты информации 5 класса должны соответствовать 5 уровню доверия;

средства защиты информации 4 класса и средства вычислительной техники 5 класса должны соответствовать 4 уровню доверия.






  1. Перечислите основные локальные правовые акты, по организации ввода в эксплуатацию аппаратных, программно-аппаратных и программных средств инфокоммуникационной инфраструктуры.

Основные документы, формируемые по результатам исполнения работ на этапе формирования требований к системе защиты информации:

Действие

Документ

1. Принятие решения о необходимости защиты информации

Локальный нормативный правовой акт, определяющий необходимость создания системы защиты информации

2. Классификация по требованиям защиты информации (по уровню защищенности информации)

Акт классификации по требованиям безопасности информации

3.Определение актуальных угроз безопасности информации

Частная модель угроз безопасности информации

4. Определение требований к системе защиты информации

ТЗ на создание системы защиты информации с указанием требований к мерам и средствам защиты информации



Основные документы, формируемые по результатам исполнения работ на этапе разработки системы защиты информации:


Действие

Документ

1.Проектирование системы защиты информации

Технический проект (рабочая документация) на создание системы защиты информации

2.Разработка эксплуатационной документации на систему защиты информации

Описание структуры системы защиты информации.
Технический паспорт с указанием наименования, состава и мест установки аппаратных и программных средств.
Перечень параметров настройки средств защиты информации.
Правила эксплуатации средств защиты информации.

Основные документы, формируемые по результатам исполнения работ на этапе внедрения системы защиты информации: