Файл: Эвристические методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Эвристические методы принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений

Итоговая работа

Ярослава Толкачёва мен011-2

Эвристический метод принятия управленческих решений

Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.

Основные условия эффективного использования данного метода:

Метод сценариев

История Метода сценарий

Получил распространение в 50-х гг. Основной теоретик Кан. В своей работе «Год 2000-й» он наметил ряд достижений в военно-технической сфере, которые способны качественно изменить мировую обстановку.

В состав содержательной части рекомендуется включать

- историю развития объекта управления;

- ситуацию, приведшую к необходимости ППРУР, и исторические параллели решения аналогичных проблем;

- цель, вытекающую из инициирующей ситуации;

- действующих лиц внешней и внутренней для организации среды;

Профессионально разработанные сценарии позволяют:

1) Более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, развития внешнего мира и развития самой организации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.

Этапы составления сценариев

Продолжение таблицы

Отечественный опыт

Никита Николаевич Моисеев в частности, исследовал модели динамики биосферы и ее стабильности при антропогенных воздействиях.

Зарубежный опыт

Кан считал, чем сценарий невероятней, тем лучше.

Де Вирд считал, что в сценарии главное-это логика, последовательное описание событий будущего.

существенные характеристики сценарного метода

1. Последовательность событий (принцип пошагового описания).

2. Причинно-следственные связи этапов трансформации изучаемой системы.

4. Гипотетический характер описания (вероятностная оценка реализуемости сценария).

Преимущества метода сценариев

Реализует принцип последовательного решения проблемы, отвечая на многие вопросы.

Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме в ситуациях, которые не удаётся сразу отобразить формальной моделью

Недостатки метода сценариев

Метод дерева решений

Деревья решений являются одним из наиболее эффективных инструментов интеллектуального анализа данных и предсказательной аналитики, которые позволяют решать задачи классификации и регрессии.

Метод дерева решений примыкает к методу сценариев, но использует серьезный аналитический подход и соответствующий математический аппарат.

Вместе с тем этот метод ориентирован на представление всего материала в наглядном графическом виде, поэтому является как бы пограничным методом

Основные этапы разработки или выбора РУР методом дерева решений

• составление новой цели развития или совершенствования компании;

• сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;

• формулирование проблемы как разности между новой целью и обобщенной ситуацией в компании;

• выбор или разработка критериев оценки проблемы;

• декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

• поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем;

• разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;

• для каждого варианта основных решений разработка вариантов детализирующих решений;

• для каждого варианта детализирующего решения разработка вариантов очередного набора детализирующих решений и т.д.;

• оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эффективность действий и возможности достижения цели;

• выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;

• практическая реализация выбранного варианта сочетания решений.

Общая идея дерева решений

Дерево решений — эффективный инструмент интеллектуального анализа данных и предсказательной аналитики.

Структура дерева решений

Терминология

Какие задачи решает дерево решений?

Процесс построения дерева решений

Популярные алгоритмы, используемых для обучения деревьев решений

Алгоритмы обучения

Основные этапы построения дерева решений

Подходы от перегруженного дерева

Где применяется Дерево решений

Зарубежный опыт

Зарубежный опыт

Преимущества метода дерева решений

Недостатки метода дерева решений

Метод мозговой атаки

Для того чтобы метод был максимально результативным, необходимо строгое соблюдение ряда условий.

Во-вторых, при проведении мозгового штурма необходимо придерживаться определенных правил

• полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений;

• отказ от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение;

• требование высказывать как можно больше разных идей;

• рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства;

• краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования;

• право каждого из участников выступать много раз;

• предоставление слова прежде всего тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления;

• запрет на зачтение списка предложений, подготовленых заранее

Выделяются шесть основных этапов проведения мозгового штурма:

Методы

1. Обратный

Суть метода: составить наиболее полный список минусов объекта дискуссии.

После чего для каждого пункта, из полученного списка, придумываете варианты решения.

Кому подходит: такая методика мозгового штурма применяется как в группе, так и индивидуально. Наиболее подходящая задача – вывод нового продукта или услуги на рынок.

2. Теневой штурм

Суть метода: деление участников дискуссии на три группы.

Технология: первая группа генерирует идеи публично, а вторая группа “теневая”, то есть она не вмешивается в обсуждение, а просто следит за его ходом.

Так участники второй группы выписывают идеи, которые приходят к ним в процессе обсуждения первой группы.

И есть третья группа – эксперты, те, кто будет оценивать весь перечень идей от первой и второй группы. Эксперты также могут предложить и свои решения, полученные на стыке идей первых двух групп.

Кому подходит: такое использование метода мозгового штурма подойдет при решении задачи в компании, к которой привлечено большое количество людей.

При этом Вы знаете, что некоторые из них могут предложить хорошие идеи, но не очень любят высказывать их публично. Или обладают хорошей наблюдательностью, но не склонны к генерированию нового.

3. Письменный

Суть метода: идеи генерируются путем поочередного записывание на листе бумаги.

Кому подходит: лучше всего использовать в коллективах технических специалистов или когда Вы заведомо знаете, что присутствующие не готовы делиться своими мыслями публично.

И, что ситуация публичного говорения будет сковывать их творческий потенциал.

4. Штурм с зарисовками

Суть метода: не просто описать, но зарисовать каждую идею, которая приходит в голову во время мозговой атаки.

Технология: все присутствующие берут листки бумаги и любой инструмент, с помощью которого можно рисовать: карандаш, фломастер, кисть, ручка – не имеет значения.

Затем каждый участник проводит небольшую презентацию своего предложения.

5. Ролевой штурм

Суть метода: примерить на себя разные роли и с этих позиций дать ответ на вопрос, задачу, проблему, которую Вы ставите перед участниками обсуждения.

Технология: Вы определяете несколько ролей или позиций, с которых было бы полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу.

Каждый участник процесса по очереди представляет себя в той или иной роли. И из этой позиции вслух высказывает свои предложения по решению проблемы.

Далее все предложения фиксируются и выбираются наиболее подходящие варианты.

Кому подходит: метод одинаково хорош как для группового, так и для индивидуального вида работы.

Подходит в том случае, когда Вам хочется более глубоко понять отношение всех участников процесса к продукту, услуге или ситуации.

Советы для применения

Создайте общее информационное поле. Перед началом работы стоит еще раз кратко проговорить текущую ситуацию и цель штурма, чтобы убедиться, что дальше все будут общаться об одном и том же;

Будьте готовы к отрицательному результату. Обсуждение может пойти совсем не так, как Вы планировали. Опять же повторюсь, что критика под запретом. И Вам нужно принять результат таким, каким он будет.

Ошибки в применении

Достоинства метода мозгового штурма

Недостатки

Теоретико-игровой метод

Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.

Профессиональные интересы участников

Итоги таблицы

Качественным развитием методики проведения деловых совещаний стало внедрение в процесс разработки УР интеллектуальной вставки в виде компьютерной модели организации.

Эта модель представляет собой набор:

Отечественный опыт

Зарубежный опыт

Зарубежный опыт

Достоинства теоретико-игрового метода

недостатки теоретико-игрового метода

вернуться назад и выбрать другой атрибут, даже если это даст лучшее итоговое разбиение. Следовательно, на этапе построения дерева решений нельзя точно утверждать, что удастся добиться оптимального разбиения.

Популярные алгоритмы, используемых для обучения деревьев решений


Задают общее множество S, содержащее:

n примеров, для каждого из которых задана метка класса Ci(i = 1..k);

m атрибутов Aj(j = 1..m), которые определяют принадлежность объекта к тому или иному классу.

Тогда возможно три случая:

1)Примеры множества S имеют одинаковую метку Ci, следовательно, все обучающие примеры относятся к одному классу. В таком случае обучение не имеет смысла, потому что все примеры в модели будут одного класса, который и «научится» распознавать модель. Само дерево будет похоже на один большой лист, ассоциированный с классом Ci. Тогда его использование не будет иметь смысла, потому что все новые объекты будут относиться к одному классу.

2)Множество S — пустое множество без примеров. Для него сформируется лист, класс которого выберется из другого множества. Например, самый распространенный из родительского множества класс.

3)Множество S состоит из обучающих примеров всех классов Ck. В таком случае множество разбивается на подмножества в соответствии с классами. Для этого выбирают один из атрибутов Aj множества S, состоящий из двух и более уникальных значений: a1, a2, …, ap), где p — число уникальных значений признака. Множество S разбивают на p подмножеств (S1, S2, …, Sp), состоящих из примеров с соответствующим значением атрибута. Процесс разбиения продолжается, но уже со следующим атрибутом. Он будет повторяться, пока все примеры в результирующих подмножества не окажутся одного класса.

Алгоритмы обучения


Сегодня существует много алгоритмов обучения: ID3, CART, C4.5, C5.0, NewId, ITrule, CHAID, CN2 и другие. Самыми популярными считаются:

ID3 (Iterative Dichotomizer 3). Алгоритм позволяет работать только с дискретной целевой переменной. Деревья решений, построенные на основе ID3, получаются квалифицирующими. Число потомков в узле неограниченно. Алгоритм не работает с пропущенными данными.

C4.5. «Продвинутая» версия ID3, дополненная возможностью работы с пропущенными значениями атрибутов. В 2008 году издание Spring Science провело исследование и выявило, что C4.5 — самый популярный алгоритм Data Mining.



CART (Classification and Regression Tree). Алгоритм решает задачи классификации и регрессии, так как позволяет использовать дискретную и непрерывную целевые переменные. CART строит деревья, в каждом узле которых только два потомка.

Основные этапы построения дерева решений


Построение осуществляется в 4 этапа:

Выбрать атрибут для осуществления разбиения в данном узле.

Определить критерий остановки обучения.

Выбрать метод отсечения ветвей.

Оценить точность построенного дерева

Переобучение в случае дерева решений имеет схожие с нейронными сетями последствия. Оно будет точно распознавать примеры из обучения, но не сможет работать с новыми данными. Еще один минус — структура переобученного дерева сложна и плохо поддается интерпретации.

Специалисты решили принудительно останавливать строительство дерева, чтобы оно не становилось «переобученным».

Подходы от перегруженного дерева


Ранняя остановка. Алгоритм останавливается после достижения заданного значения критерия (например, процентной доли правильно распознанных примеров). Преимущество метода — сокращение временных затрат на обучение. Главный недостаток — ранняя остановка негативно сказывается на точности дерева. Из-за этого многие специалисты советуют отдавать предпочтение отсечению ветей.

Ограничение глубины дерева. Алгоритм останавливается после достижения установленного числа разбиений в ветвях. Этот подход также негативно сказывается на точности дерева.

Задание минимально допустимого числа примеров в узле. Устанавливается ограничение на создание узлов с числом примером меньше заданного (например, 7). В таком случае не будут создаваться тривиальные разбиения и малозначимые правила.

Этими подходами пользуются редко, потому что они не гарантируют лучшего результата. Чаще всего, они работают только в каких-то определенных случаях. Рекомендаций по использованию какого-либо метода нет, поэтому аналитикам приходится набирать практический опыт путем проб и ошибок.

Где применяется Дерево решений


Модули для построения и исследования деревьев решений входят в состав множества аналитических платформ. Это удобный инструмент, применяемый в системах поддержки принятия решений и интеллектуального анализа данных.


Успешнее всего деревья применяют в следующих областях:

Банковское дело. Оценка кредитоспособности клиентов банка при выдаче кредитов.

Промышленность. Контроль качества продукции (обнаружение дефектов в готовых товарах), испытания без нарушений (например, проверка качества сварки) и т.п.

Медицина. Диагностика заболеваний разной сложности.

Молекулярная биология. Анализ строения аминокислот.

Торговля. Классификация клиентов и товар.

Зарубежный опыт


А. Дамодаран выделяет следующие этапы построения дерева решений, хотя и отмечает, что их последовательность может быть различной. Во-первых, необходимо разделить проект на отдельные этапы его реализации, выделить особенности оценки риска на каждом из них. Например, к числу этапов могут относиться: разработка нового товара, тестирование или проверка его продвижения на рынок, запуск в производство и массовую продажу. Такой трехэтапный метод часто оказывается удобным, хотя число рассматриваемых исходов на каждом из них может быть достаточно велико. Во-вторых, необходимо оценить вероятности исходов на каждом этапе. При этом для этих оценок важно, являются ли рассматриваемые события независимыми или нет и как сказываются оценки вероятностей на предшествующих этапах па вероятностях последующих этапов. Если тесты на продажу показали не очень хороший результат, то эго поменяет вероятности успеха при массовых продажах или нет

Зарубежный опыт


В-третьих, необходимо выделить основные моменты принятия решений. В эти моменты времени, которые должны быть заранее определены, необходимо выделить, опираясь на предыдущие результаты и реализованные события, возможные варианты действий и определить среди них оптимальные. Например, наращивать объемы производства данной продукции или, наоборот, их сокращать. В-четвертых, необходимо построит!», учитывая каждый конечный узел рассматриваемого дерева решений, соответствующие ему денежные потоки, в том числе при условии прекращения проекта, принимая во внимание затраты на разработку проекта или проведение маркетинговых исследований рынка. В-пятых, речь идет о расчете NPV проекта по всем конечным цепочкам узлов дерева решений, т.е. по всем выделенным вариантам реализации проекта. А. Дамодаран говорит в этом случае об этапе прохождения дерева решений в обратном порядке, или «сворачивании дерева», на котором необходимо строить распределение значений NPV проекта.

Преимущества метода дерева решений


Формируют четкие и понятные правила классификации. Например, «если возраст < 40 и нет имущества для залога, то отказать в кредите». То есть деревья решений хорошо и быстро интерпретируются.