Файл: Эвристические методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Эвристические методы принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений

Итоговая работа

Ярослава Толкачёва мен011-2

Эвристический метод принятия управленческих решений

Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.

Основные условия эффективного использования данного метода:

Метод сценариев

История Метода сценарий

Получил распространение в 50-х гг. Основной теоретик Кан. В своей работе «Год 2000-й» он наметил ряд достижений в военно-технической сфере, которые способны качественно изменить мировую обстановку.

В состав содержательной части рекомендуется включать

- историю развития объекта управления;

- ситуацию, приведшую к необходимости ППРУР, и исторические параллели решения аналогичных проблем;

- цель, вытекающую из инициирующей ситуации;

- действующих лиц внешней и внутренней для организации среды;

Профессионально разработанные сценарии позволяют:

1) Более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, развития внешнего мира и развития самой организации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.

Этапы составления сценариев

Продолжение таблицы

Отечественный опыт

Никита Николаевич Моисеев в частности, исследовал модели динамики биосферы и ее стабильности при антропогенных воздействиях.

Зарубежный опыт

Кан считал, чем сценарий невероятней, тем лучше.

Де Вирд считал, что в сценарии главное-это логика, последовательное описание событий будущего.

существенные характеристики сценарного метода

1. Последовательность событий (принцип пошагового описания).

2. Причинно-следственные связи этапов трансформации изучаемой системы.

4. Гипотетический характер описания (вероятностная оценка реализуемости сценария).

Преимущества метода сценариев

Реализует принцип последовательного решения проблемы, отвечая на многие вопросы.

Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме в ситуациях, которые не удаётся сразу отобразить формальной моделью

Недостатки метода сценариев

Метод дерева решений

Деревья решений являются одним из наиболее эффективных инструментов интеллектуального анализа данных и предсказательной аналитики, которые позволяют решать задачи классификации и регрессии.

Метод дерева решений примыкает к методу сценариев, но использует серьезный аналитический подход и соответствующий математический аппарат.

Вместе с тем этот метод ориентирован на представление всего материала в наглядном графическом виде, поэтому является как бы пограничным методом

Основные этапы разработки или выбора РУР методом дерева решений

• составление новой цели развития или совершенствования компании;

• сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;

• формулирование проблемы как разности между новой целью и обобщенной ситуацией в компании;

• выбор или разработка критериев оценки проблемы;

• декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

• поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем;

• разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;

• для каждого варианта основных решений разработка вариантов детализирующих решений;

• для каждого варианта детализирующего решения разработка вариантов очередного набора детализирующих решений и т.д.;

• оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эффективность действий и возможности достижения цели;

• выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;

• практическая реализация выбранного варианта сочетания решений.

Общая идея дерева решений

Дерево решений — эффективный инструмент интеллектуального анализа данных и предсказательной аналитики.

Структура дерева решений

Терминология

Какие задачи решает дерево решений?

Процесс построения дерева решений

Популярные алгоритмы, используемых для обучения деревьев решений

Алгоритмы обучения

Основные этапы построения дерева решений

Подходы от перегруженного дерева

Где применяется Дерево решений

Зарубежный опыт

Зарубежный опыт

Преимущества метода дерева решений

Недостатки метода дерева решений

Метод мозговой атаки

Для того чтобы метод был максимально результативным, необходимо строгое соблюдение ряда условий.

Во-вторых, при проведении мозгового штурма необходимо придерживаться определенных правил

• полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений;

• отказ от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение;

• требование высказывать как можно больше разных идей;

• рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства;

• краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования;

• право каждого из участников выступать много раз;

• предоставление слова прежде всего тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления;

• запрет на зачтение списка предложений, подготовленых заранее

Выделяются шесть основных этапов проведения мозгового штурма:

Методы

1. Обратный

Суть метода: составить наиболее полный список минусов объекта дискуссии.

После чего для каждого пункта, из полученного списка, придумываете варианты решения.

Кому подходит: такая методика мозгового штурма применяется как в группе, так и индивидуально. Наиболее подходящая задача – вывод нового продукта или услуги на рынок.

2. Теневой штурм

Суть метода: деление участников дискуссии на три группы.

Технология: первая группа генерирует идеи публично, а вторая группа “теневая”, то есть она не вмешивается в обсуждение, а просто следит за его ходом.

Так участники второй группы выписывают идеи, которые приходят к ним в процессе обсуждения первой группы.

И есть третья группа – эксперты, те, кто будет оценивать весь перечень идей от первой и второй группы. Эксперты также могут предложить и свои решения, полученные на стыке идей первых двух групп.

Кому подходит: такое использование метода мозгового штурма подойдет при решении задачи в компании, к которой привлечено большое количество людей.

При этом Вы знаете, что некоторые из них могут предложить хорошие идеи, но не очень любят высказывать их публично. Или обладают хорошей наблюдательностью, но не склонны к генерированию нового.

3. Письменный

Суть метода: идеи генерируются путем поочередного записывание на листе бумаги.

Кому подходит: лучше всего использовать в коллективах технических специалистов или когда Вы заведомо знаете, что присутствующие не готовы делиться своими мыслями публично.

И, что ситуация публичного говорения будет сковывать их творческий потенциал.

4. Штурм с зарисовками

Суть метода: не просто описать, но зарисовать каждую идею, которая приходит в голову во время мозговой атаки.

Технология: все присутствующие берут листки бумаги и любой инструмент, с помощью которого можно рисовать: карандаш, фломастер, кисть, ручка – не имеет значения.

Затем каждый участник проводит небольшую презентацию своего предложения.

5. Ролевой штурм

Суть метода: примерить на себя разные роли и с этих позиций дать ответ на вопрос, задачу, проблему, которую Вы ставите перед участниками обсуждения.

Технология: Вы определяете несколько ролей или позиций, с которых было бы полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу.

Каждый участник процесса по очереди представляет себя в той или иной роли. И из этой позиции вслух высказывает свои предложения по решению проблемы.

Далее все предложения фиксируются и выбираются наиболее подходящие варианты.

Кому подходит: метод одинаково хорош как для группового, так и для индивидуального вида работы.

Подходит в том случае, когда Вам хочется более глубоко понять отношение всех участников процесса к продукту, услуге или ситуации.

Советы для применения

Создайте общее информационное поле. Перед началом работы стоит еще раз кратко проговорить текущую ситуацию и цель штурма, чтобы убедиться, что дальше все будут общаться об одном и том же;

Будьте готовы к отрицательному результату. Обсуждение может пойти совсем не так, как Вы планировали. Опять же повторюсь, что критика под запретом. И Вам нужно принять результат таким, каким он будет.

Ошибки в применении

Достоинства метода мозгового штурма

Недостатки

Теоретико-игровой метод

Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.

Профессиональные интересы участников

Итоги таблицы

Качественным развитием методики проведения деловых совещаний стало внедрение в процесс разработки УР интеллектуальной вставки в виде компьютерной модели организации.

Эта модель представляет собой набор:

Отечественный опыт

Зарубежный опыт

Зарубежный опыт

Достоинства теоретико-игрового метода

недостатки теоретико-игрового метода


Зарубежный опыт


Аргументация против использования языка математики, как правило, состоит из ссылок на субъективные элементы и психологические факторы экономических и социальных процессов (в отличие от физических). Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн в своей классической работе «Теория игр и экономическое поведение» указывали на то, что «многие социологи возражают против проведения таких параллелей», хотя, по их мнению, «подобные утверждения по меньшей мере незрелы» Основоположники теории игр разработали концепцию игры двух лиц с нулевой суммой, в которой два игрока играют друг против друга, а выигрыш или проигрыш каждого игрока равен проигрышу или выигрышу другого. Фон Нейман показал, что каждая такая игра может быть сведена в теоретическом плане к «нормализованной форме», в которой каждый игрок может делать ход, полностью игнорируя то, какой ход сделает его оппонент. Исход игры для игрока А является функцией двух независимых переменных, одна из которых является ходом, сделанным игроком А, а другая — ходом, сделанным игроком Б. Этот исход и будет являться суммой (результатом), которую игрок А получит, если он и его оппонент сделают данные ходы. Так как это игра с нулевой суммой, то исход игры для игрока Б эквивалентен исходу для игрока А, но со знаком минус. Если понимать исход для игрока А с точки зрения некоего счета в игре, то можно предположить, что его целью является выбор такого хода, который способствовал бы максимальному увеличению количества набираемых очков. В свою очередь, целью Б при выборе хода является минимизация этих усилий. Счет в игре является результатом этих двух ходов, один из которых контролируется игроком А, а другой — игроком Б.

Зарубежный опыт


Первым, кто обратил свое внимание и исследовал игры был Д. Колоцца (1909), уникальность его теории была в поиске взаимосвязи между развитием игры у животных и игры у человека. На основе его исследований была разработана теория игры К. Грооса, она довольно хорошо известна и была широко распространена в первой четверти XX в. Давая своей теории самую общую характеристику, К. Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания.

Резюмируя свои рассуждения о значении игры, К. Гроос пишет: "Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам
именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть"

В теорию игры К. Грооса хотя и вносились самые разнообразные поправки и дополнения, в целом она была принята Э. Клапаредом (в его ранних работах), Р. Гауппом, В. Штерном, К. Бюлером.

По мнению В. Штерна, игра относится к жизни как маневры к войне. Необходимость игры как предупражнения В. Штерн выводит из преждевременности возникновения внутренних расположений.

Достоинства теоретико-игрового метода


Работа в команде;

Нахождение выхода из неординарных задач;

Анализирование сложившихся ситуаций из разных позиций;

Учитывание мнения оппонентов;

Итог: несколько вариантов решения проблемы

недостатки теоретико-игрового метода


Трудоемкость разработки;

Временные затраты;

Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально.