Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
Единичное, особенное, общее
. Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного'как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.
Общее так же объективно, как и единичное.
Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного.
Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.
Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания, а именно: действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но, познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса по-
которыми осуществляется указанная организация, называются элементами.
Единство элементов и структуры называется системой. .Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы.
Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всестороннего познания конкретных материальных образований.
Сущность и явление
Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное.
К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность.
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и яе может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
Познавая сущность тех или иных процессов
, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями.
Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.
31. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.
Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшое за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бываю связи вида : причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие . Но бывает и взаимодействие т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.
Необходимой называют такую однозначную связь явлений , при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множество возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено : оно может произойти, а может и не произойти.
Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны : то что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом.
Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
содержание и формы:
Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних философских учениях. Понятием, с помощью которого в античных философских учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих , служило также понятие
формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля , понималась как организующий фактор(Оформленность противопоставлялась бесформию). Короче Арист. сравнивал всю эту форму – упорядоченность с работай гончара(который тоже придает форму глине).
Г. связывал с понятием формы определенность предмета. Категория формы и содержания предназначались у Г. для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диал. связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. С и Ф понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающешл фактора Форма более консерватива нежели содержание.
целое и часть:
Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнатть, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые(кр. «ТЕЗЕЯ»). В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос :«в чем заключается секрет целостности».
На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные коплексы, во во взаимовлиянии частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности.(связям строения, функционирования, развития соответствуют структурный, функциональный и генетический типы целостности.(тесно связаны между собой) ). Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением
элемент, структура, система:
В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей , а как к упорядоченной , организованной системе.