Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.

31. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.

32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.

34. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.

36. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.

37. Социальная структура Общества и ее развитие. Массы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации. Социальные отношения и их развитие.

38. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация. Исторические формы общности людей.Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития

39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.

40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.

Что такое монотеизм?

Что такое политеизм?

Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?

46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.

48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.

54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.



Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, сущ к-рых обусловлено сущ СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарожд СП. Кроме классов в об-ве сущ сословия, касты, слои. Эконом условия и занимаемое ими место в об-ве опред их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостр в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие усл-я существования.

2.Политическая борьба за власть

3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность(перемещение в пределах одной страты).

Социальные отношения и их развитие.

СО- это многообразие связи между членами общества, социальными групами, а также внутри них, возникающие в процессе материальнопроизводственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни. К первому уровню СО относятся те отношения которые складываются не зависимо от нашего сознания т.е. в процессе производства материальных благ. Второй уровень СО складываются и возникают лишь проходя через наше сознание. К примеру СО идеологические, друзья. В процессе производства Материальных благ человек вступает в социальные отношения. Эти отношения могут иметь разную окраску . Например, отношение по владению и использованию орудий труда и т.д. Труд сделал человека , человеком - это просамтривается при подходе к развитию СО диалектически. В процессе прогресса способа производства и появление разделения труда менялись и обшественные отношения . Другими словами кождой ОЭФ соответствует конкретные СО.


38. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.


Исторические формы общности людей.

Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития в нации.


НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.



Конкретная тема: Политическая система общества.

План: 1. Политика как О явление .Полит сист О и ее осн элементы.

2.Гос- во как главный элемент полит сист. Теория происх гос-ва, его сущность, основные ф-ции.

3.Типы и формы гос-ва структура гос власти.

4.Гос- во и право. Правовое Гос-во. Актуальные проблемы преобразования полит сист в России

Политика - особая форма О деят-ти , связ с регулированием отношений между классами, . . . . . . . и др соц группами. Деятельность политики направлена 1. на функционирование экономики страны, т.е. ее ф-ции как надстроечного элемента совпад с ф-циями надстройки по отношению к базису. 2. На сохранение соц структуры О, обесп раз-тие и функц экономики данного гос-ва. Итак, деят-ть политики напрвлена на сохр О в целом, главной задачей политики явл завоевание, удержание и использование власти. П - участие в делах гос-ва, определение содержания задач, форм деят-ти гос-ва. Опред роль в полит жизни О играют классы, заним господств положение в экономике, что и заключено в тезисе « Политически господствуют те, кто господствует экономически Сама же политика есть концентрированное выражение экономики. Экономическая нестабильность порождает полит нестабильность.

Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О.