Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Relictum- реликт- “остаток, рудимент, пережиток прошлого, находящийся в некотором несоответствии с современными условиями существования”.
Reliquiae- реликвии- “останки тела”, в более позднем значении- “останки святых, святые мощи”.
Термин religio- религия появился в Древнем Риме в первых веках нашей эры. Первоначально был близок предыдущему и имел значение “святыня, предмет культа, объект поклонения”. И только лишь в XV в. итальянские гуманисты дали ему значение, близкое к современному - “благочестие, набожность”.
Даже не зная латыни, легко заметить, что эти три слова являются однокоренными и имеют общий корень “relix”- “остаток”.
Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности Сверхъестественного
Вера в Сверхъестественное есть краеугольный камень любой религии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.
Если религия как форма мировосприятия возникла естественным образом и существует уже сорок тысячелетий, то значит, она для чего-то нужна и исполняет в обществе определённые функции.
Функции религии
-
Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире; -
мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации; -
регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений между ними; -
коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой; -
интеграционная - объединяет верующих вокруг общей идей.
45.Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
Что такое монотеизм?
Это слово греческого происхождения и образовано от корней моно-, или «единичность», и теос-, или «бог», и означает веру в существование одного единственного бога. Иудаизм, христианство, ислам и сикхизм - все это монотеистические религии. Их представители убеждены, что один бог исключительно своими собственными силами создал все существующее. Монотеисты не только верят только в одного бога и поклоняются ему, они также отрицают законность существования любых других богов. В то время как многие западные монотеисты видят в боге справедливое, гуманное, человечное существо, в исламе Аллах вечен, всесилен и полностью лишен антропоморфных черт. Христианство наделяет бога не только человеческим обликом, но и троичностью. Несмотря на то, что монотеистические религии по-разному представляют Б-га, их объединяет представление о Его единичности.
Хотя многие теологи и философы убеждены, что сегодняшний, продвинутый с точки зрения культуры, этики и философии, монотеизм вырос из более примитивного политеизма, эти взгляды часто подвергаются критике, в особенности, со стороны религиозных фанатиков. По мнению некоторых ученых, в то время как Адам, первый человек, верил в единого Б-га, большинство его потомков практиковали политеизм, поклонялись многим богам. Монотеизм был заново открыт Авраамом, который не отступил от своих убеждений, даже когда Б-г решил его испытать и приказал ему принести в жертву любимого сына Исаака. Твердая вера Авраама во Всевышнего служила примером для всех будущих поколений евреев.
Что такое политеизм?
Это слово греческого происхождения, оно образовано от корней поли-, или «множество», и теос-, или «бог», и означает веру в существование множества богов. Политеистические религии всегда были наиболее распространенными и господствующими. Обычно в политеистической системе отдельные боги, каждый из которых воплощает те или иные человеческие черты или же отвечает за те или иные силы природы, тесно связаны друг с другом и представляют собой взаимодействующую группу, которая называется «пантеон». Верующий, который хочет что-либо получить (например, богатство) или же пережить ожидающие его трудности (например, шторм), молится соответствующему богу.
Политеизм обычно подразумевает веру в нескольких богов, характерных для данной культуры. Он проецирует на мир богов то же разделение труда и ответственности, которое характерно для мира людей. Поскольку политеистические религии характеризуются большей религиозной свободой, чем монотеизм, они допускают, что у
других групп могут существовать свои боги, однако не считают нужным поклоняться им.
Какие еще существуют «-теизмы»
и чем они характеризуются?
Деизм – учение, которое развивалось философами в рамках противостояния христианской ортодоксии в 17-ом веке. Деизм также отличается верой в единого бога, однако отрицает его активное участие в том, что происходит в сотворенной им Вселенной. Деисты рассматривают Творца как «часового мастера», который запустил Вселенную подобно часам и позволил ей развиваться по своим собственным законам.
Пантеизм – мировоззрение, либо отождествляющее Б-га и природу (от греческого пан-, или «все», и теос-, или «бог»), становящуюся, таким образом, предметом поклонения; либо представляющая Б-га как единое целое, включающее в себя все вещества, силы и законы природы. Иначе говоря, убеждения пантеистов состоят в том, что существует один Б-г, а все сущее, включая людей, является Его частью.
Существуют разные виды пантеизма.
Панэнтеизм – религиозно-философское учение (пан эн теос – «все в боге»), согласно которому мир пребывает в Б-ге (не путать с пантеизмом). В панентеизме Б-г пребывает в природе и в то же время не растворяется в ней, отделен от нее. Многие панентеисты также считают, что бог – это мыслящее существо, которое создало Вселенную и заботится о каждом отдельном человеке (панентеисты считают богом сам мир и не верят, что его кто-либо когда-либо сотворил).
Слово генотеизм происходит от греческого гейс- (генос, или «один») и теос, или «бог». Однако генотеизм не является синонимом монотеизма. Генотеизм – это поклонение одному богу, который принадлежит данной группе или представителям одного и того же ремесла, допускающее при этом существование других богов.
Слово монолатрия, или «единопоклонничество», происходит от греческого монос («один») и латрейя («религиозное поклонение»). Речь идет еще об одной разновидности политеизма, где все поклоняются одному богу, однако не отрицают существование любых других.
Атеи́зм (от греч. άθεος, безбожный) — неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание
их существования, а также связанное с этим отрицание религии.[1][2][3] Обычно атеизм отделяют от агностицизма, который вопрос о существовании сверхъестественного оставляет без ответа или признаёт, что этот вопрос не имеет ответа.
Хотя обычно предполагается, что атеисты нерелигиозны, профессор Майкл Мартин (англ. MichaelMartin) характеризуют некоторые религии, например, ранний буддизм или джайнизм, как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога.[4]
Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся к идее существования сверхъестественных существ, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя многие, считающие себя атеистами, являются сторонниками светских философий, таких как трансгуманизм, гуманизм[5] и натурализм,[6] не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.[7]
В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος (от ἀ — «без» + θεός — «бог») означало «безбожный». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения ἀσεβής — «нечестивый». Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как «атеистический». Также было абстрактное имя существительное ἀθεότης, «атеизм». Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова — atheos. Термин широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, причём каждая сторона уничижительно называла им своих оппонентов.[8]
Английское слово atheism, произошедшее от французского athéisme, появилось около 1587 года.[10] Термин atheist (от фр. athée), означающий «тот, кто отрицает существование или не верит в бога»,[11] появился в английском ещё раньше, примерно в 1571 году.[12]
В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от существования бога, заканчивая существованием чего угодно духовного[источник не указан 36 дней