Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Философы, такие, как Энтони Флу[33] и Майкл Мартин,[23] различают сильный (позитивный) и слабый (негативный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом.[34] Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе[33] и (в несколько ином смысле) католическими апологетами.[35]
Научный атеизм — это атеизм, основанный на науке, когда в качестве основного инструмента рассмотрения вопроса о существовании бога (богов) используется научный метод. Стихийный атеизм — атеизм, основанный на чем-либо другом, кроме науки (например, следствие личной неприязни к верующим или священникам).
Определения атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге».[28] Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом».[29] Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.
Точка зрения, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII столетия существование бога было настолько общепринято в западном мире, что даже сама возможность существования «истинного» атеизма отрицалась. Доктрина о том, что все люди верят в бога с рождения, называется «теистическим учением о припоминании». Согласно этому учению, атеисты просто отрицают очевидное.[30] Также часто можно услышать мнение, что не существует «атеистов до глубины души» и в критических ситуациях («в окопах нет атеистов»), например, на смертном одре, атеисты вдруг начинают верить в бога. Атеисты оспаривают подобные утверждения, приводя примеры «атеистов до глубины души».
[31] Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала.[32] С другой стороны, само вышеупомянутое утверждение свидетельствует о том, что одной из причин религиозной веры является страх смерти. И доказывает, что большинство религий построены на страхе смерти и наказания (не будешь верить, тебя бог покарает. Не будешь верить попадешь в ад и т. д.)
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
Наука как система знаний и вид духовного производства.
Наука явл важнейшим видом ДП. Это историч сложившаяся форма человеческой деят-ти, направл на познание и преобраз объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действ-ти, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в к-ром и отражает его основные св-ва и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания явл :
Систематизированность ( одни положения логически выводятся из других)
Оъектами НП явл не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их.
Наука распологает своим языком и понятиями.
Подготовку научных кадров осуществляют спец учебные заведения.
Наука вып след функции: 1. Познавательная 2. Объяснительная 3. Практически-действенная 4. Прогностическая 5. Мировоззренческая 6. Социальная память. По предметному разнообразию все научные дисциплины делятся на группы
1. естественные 2. Общественные и технические. По отношению к практике: 1. Фундаментальные 2. Прикладные По глубине постижения действительности в науке различают: Эмпирический метод т.е. наблюдения, описание , сравнение, эксперимент. Теоретический метод - восхождение от абстрактного к конкретному, системно - структурный, структурно-функциональный анализ.
Основными структурными компонентами теор познания явл:
Проблема - это фор знание, содержание к-рой явл тот , что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение.
Гипотеза - форма знания, содерж предполож, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение к-рых нуждается в док-ве.
Теория - наиболее развитая форм, дающее целостное отображение закономерных и сущ связей в опред обл-ти знаний.
1. Исходное основание( понятия, принципы, з-ны) 2. Идеализированная модель 3. Логики теорий, направленная на пояснение структуры и изменению знаний. 4. Совокупность з-нов и утверждений , выведеноных из основоположений данной теории.
Ключевой элемент теории - закон. Поэтому теорию можно рассм как систему з-нов, отраж сущность окруж мира и изучаемых объектов.
Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функции, родственные функциям науки: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей
, связей, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений.
Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Общее что роднит философию и религию - это решение мировоззренческих проблем, но пути и подходы решения этих проблем у ник сильно отличаются.
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.
47. Эстетическое сознание, его сущность, структура и функции.
Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место.Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни челове- ка и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связан- ных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.