Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.
Труды философов Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.
В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту.
Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.
5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля.
5-3 вв. до н.э. Что такое человек, что такое общество. 1)Сократ. “Познай самого себя”, “Я знаю, что ничего не знаю” Своей задачей он считал оказание помощи человеку в познании самого себя. Метод исследования – субъективная диалектика. Считал, что истина единственна. Знать – это иметь понятие о чем-либо. Знание является наивысшей добродетелью. Совесть – гарантия достижения истинного знания. Нравственность – плод знаний. Этика – глубоко рационалистична по своему духу. Активно способствовал переводу внимания с природы на человека. В человеке обратил внимание на душу и знание, взаимоотношения с другими людьми и обществом.
2) Платон (школа философов). Родоначальник объективного идеализма (т.е. реально существует некое духовное начало, которое породило из себя материальный мир). Мир представляет единство двух уровней: 1)мир вещей (временные, матер, несовершен) 2)мир идей (вечные, абсолютные, в ед. числе) вещи - несовершенные копии идей. Души переходят по телам, тело - темница души. Тело - ущерб, душа - совершенна. Человек изначально находиться в пещере. Он должен оттуда выбраться. Философы пытаются объяснить людям, что есть Солнце, но люди этого не понимают. Чувственно воспринятый мир – лишь когда не настоящий. Душа пребывает в царстве идей. Когда человек рождается, душа все забывает. Весь путь жизни – это познание. Знание – это воспоминания. Сознание – наибольшее учение. В государстве должны быть представлены 3 группы: мудрые правители – философы, мужественные войны, ремесленники и земледельцы. Существующее соц. Неравенство было создано когда-то богами. Отрицательно относился к демократии.
3)Аристотель. 1)Материя- вещество 2)Форма- сущность вещи. Разделил по наукам и систематизировал все знания. Сущность вещи внутри самой вещи в виде ее формы. Основатель логики. Разделил формы гос. устройства на «неправильные» (тирания, олигархия, демократия) и «правильные» (монархия, аристократия, политика). Положил начало политической науки об общественной жизни, биологии. 4 первопричины: материя, форма, движение, цель.
Философские воззрения Сократа.
В учении Сократа была существенно разработана проблема человека
· Подчеркивая противоречивость знаний о бытие, С. обратил внимание на то, что человек, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя а уж потом говорить об остальном. В философии С. впервые ставится проблема человека. Если природа и познавалась, то в связи с человеком. Философия – учение о человеке (антропоцентризм).
· Проблема человека – пр. самопознания. Девиз: познай самого себя.
· Метод самопознания: С. обратил внимание на разум, мышление, посредством которого и должно осуществляться самопознание. С. впервые подчеркивает, что мышление – не произвольный субъективный процесс, а, напротив, закономерный, подчиняющийся общим правилам. Необходимо изучать сам процесс мышления, участвуя в нем.
Самопознание должно осуществляться в процессе диалога и посредством его: в процессе общения ч-к ставит какой-то вопрос, предполагая ответ собеседника. Затем ответ анализируется и ставится новый вопрос. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументацию. Диалог-полемика, спор, дискуссия. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог.
Цель дискуссии – достижение достат. полного, обоснованного определения понятий. С. впервые показал, что понятие - основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял определению этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель).
Платона:
Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей - своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей - душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению,
фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Т.о., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности. Такая концепция познания получила название концепции припоминания. Все, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподоблении. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Математики используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Философские воззрения Аристотеля.
Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его учеником Аристотелем.
По пониманию Аристотеля:
душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни.
3 вида души:
1) растительная.
2) животная – способность ощущать, и поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям.
3) разумная – способная к познанию мира.
1 и 2 связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души).
Разумная душа – частица мирового божественного разума, где она из божественного разума переходит в тело человека при его рождении, после смерти – опять сливается с божественным разумом.
Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная душа утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок ------ познай самого себя, познай свою душу.
Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которое существует в памяти и создает чувственное знание – опыт. Опыт, с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний.
Этического учения Аристотеля:
Основа: идея свободы. Человек – свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей. Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок. Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие.
Заложенная в человеке цель может быть реализована:
1) В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности.
2) При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом.
3) Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А.Ф.была поставлена проблема «средства-цель»).
Т.о., свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.
6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство,
даосизм.
Зарождается в 6-5 вв. до н.э. Лао-цзы, Конфуций, Будда. Занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Гл. цель жизни развитие. Чел. сущ. исполнено страданий, но
можно выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют вторичную роль.
Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц- Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:
-
существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием -
существует причины страдания, которой явл жажда, ведущая через радости к перерождению -
сущ освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды) -
сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.
Ключ. понятия Буддийской философии:
1)Сансара - поток перерождений, в кот. все живые существа. Происходит вследствие кармы. 2)Карма- причиноследственный закон, суть которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обяз. имеют свое последствие: позитивная + или негативная-(проблемы др. людям => к самому)
3)Нирвана- состояние противоположное сансаре, такое существ. в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние высшего блаженства
Конфуцианство одно из наиб важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек явл главным предметом философии. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Стержень мудрости – соблюдение ритуала. Для понимания того, в чем состоит суть воспитания идеального человека, следует обратить внимание на важнейшую категорию в философии – жэнь, в кот находят свое выражение этические и др категории его учения. Жэнь переводится по-разному – доброта, гуманность, милосердие, человеколюбие… Жэнь – человечность. Именно она – осн требование, предъявляемое к чел. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое знач в воспитании имеет концепция «чжэн мин» - «исправления имен». Суть ее в том, что все вещи д б приведены в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в единстве.