Файл: 9. Легисакционный процесс. Понятие, стадии и особенности. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и предмет римского права. Дуализм римского права. Публичное право и частное право. Основания разграничения римского права на публичное и частное. Характерные признаки римского права.

2. Рецепция римского права в государствах континентальной Европы. Понятие и значение рецепции. Причины, этапы и пределы рецепции.

3. Исторические системы римского частного права. Сущность цивильного права и «права народов»

4. Система источников римского права. Обычаи и законы. Стадии принятия и состав республиканского закона. Конституции принцепсов.

5 . Эдикты магистратов как источники римского частного права. Сущность преторского права

6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании частного права.

Систематизации римского права. Кодификация Юстиниана. Причины, процесс и итоги кодификации. Состав свода гражданского права ("Corpus juris civilis")

9. Легисакционный процесс. Понятие, стадии и особенности.

10. Формулярный процесс. Состав и содержание исковой формулы. Возражения и защита против иска, сущность и виды эксцепций.

11. Экстраординарный процесс. Предпосылки возникновения и развития экстраординарного судопроизводства. Система апелляций.

12. Исковая давность. Понятие, исчисление, основания перерыва и приостановления исковой давности.

13. Особые средства преторской защиты.

14. Римская правосубъектность. Ее содержание, ограничение и утрата.

15. Правовое положение свободных категорий населения римского государства (квиритов, латинов, либертинов и перегринов). Значение эдикта Антонина Каракаллы

16. Правовое положение рабов. Правовые последствия сделок, совершаемых рабами. Рабский пекулий.

17. Юридические лица по римскому праву. Создание и прекращение юридических лиц.

18. Опека и попечительство по римскому праву.

19. Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

20. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.

21. Особенности отцовской власти. Установление и прекращение отцовской власти.

22. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов. Институт приданого и его значение.

23. Понятие, сущность и виды вещных прав. Их отличие от обязательственных прав требования.

24.Классификация вещей и ее правовое значение.

25. Понятие права собственности. Содержание субъективного права собственности. Ограничения права собственности.

26. Основания и способы приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности.

27. Особенности правового режима общей собственности.

28. Бонитарная собственность. Сущность и значение иска Публициана.

29. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски.

30. Понятие, хозяйственное значение и виды сервитутов. Установление и прекращение сервитутов.

31. Эмфитевзис и Суперфиций. Понятие и хозяйственное значение. Содержание, основания установления и прекращения эмфитевзиса и суперфиция.

32. Владение и его отличие от права собственности и титульного держания. Виды владения. Защита владения и виды владельческих интердиктов.

33. Обязательства в римском праве. Содержание обязательства. Основания возникновения и виды обязательств.

34. Исполнение обязательств. Требования, предъявляемые к исполнению обязательств.

35. Исполнение обязательств со множественностью лиц. Основания возникновения и порядок исполнения долевых и солидарных обязательств.

36. Способы обеспечения обязательств. Личные и вещные гарантии. Залог и его формы.

37. Перемена лиц в обязательствах. Уступка права требования (цессия) и перевод долга.

38. Ответственность за неисполнение обязательств в римском праве. Личная и имущественная ответственность должника. Формы вины.

39. Основания прекращения обязательств.

40. Договоры в римском праве. Классификация договоров. Условия действительности и содержание договора.

41. Вербальные и литтеральные договоры.

42. Договор купли-продажи.

43. Договор найма вещей.

44. Договоры найма работ и найма услуг. Их сходство и различие.

45. Договор поручения

46. Договор товарищества.

47. Договор займа и договор ссуды. Их сходство и различие

48. Договор хранения.

49. Безымянные договоры. Формы и виды безымянных договоров

50. Пакты. Особенности и виды "одетых" пактов

51. Обязательства из ведения чужого дела без поручения. Условия возмещения фактически понесенных расходов гестору.

52. Обязательства из неосновательного обогащения. Сущность и виды кондикций.

53. Обязательства из деликтов и квазиделиктов.

54. Понятие, значение и виды наследования. Развитие наследственного права в Древнем Риме.

55. Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство". Наследственная трансмиссия.

56. Наследование по завещанию. Содержание завещания. Ограничение свободы завещания.

57. Легаты (завещательные отказы) и фидеикомиссы (неформальные завещательные отказы). Отличие легатов от фидеикомиссов. Ограничения легатов.

58. Наследование по закону. Основания наследования по закону. Очереди наследников в цивильном праве, по преторским эдиктам, по новеллам Юстиниана.



Вторая классификация законов – по внутренней структуре.

Внутренняя структура закона включала в себя 3 элемента: прескрипцио (prescriptio), рогацио (rogatio) и санкцио (sanctio).

Прескрипцио – вводная часть закона. Она включала в себя название закона (лекс, сенатус консультус либо конституция) и наименование органа, который его издал.

Рогацио – сами правила поведения, установленные законом.

Санкцио – неблагоприятные последствия нарушения закона.
С точки зрения внутренней структуры, различалось 4 вида законов:

Несовершенный закон – закон, в структуре которого отсутствовала санкция, он вообще не имел санкции. То есть правило устанавливалось, но неблагоприятных последствий не было. Пример – закон Цинция. Он ограничивал размер, устанавливал предельную сумму договора дарения, но санкции за нарушение не содержались. Естественно, для закона не совсем нормально отсутствие санкций, т.к. это провоцирует нарушение закона. Такие законы встречаются и сегодня. Иногда бывает и сегодня в административном праве – не разговаривать по мобильному (долгое время).

Менее совершенный закон – имеет все 3 элемента, но санкция этого закона предусматривает, что сам противозаконный акт, совершенный лицом, сохраняет юридическую силу. Но за совершение этого акта к лицу применяются иные неблагоприятные последствия. Например, в Риме был менее совершенный закон, запрещавший вдове вступать в новый брак после смерти супруга в течение «траурного года», который считался равным 10 месяцев. Это было сделано, чтобы не возникал спор об отцовстве ребенка. Если вдова этот брак нарушала, сам брак силу сохранял, однако женщину можно было объявить бесчестной.

Совершенный закон – присутствуют все 3 элемента, но здесь все наоборот – санкция сводится к тому, что противозаконный акт объявляется недействительным, но само лицо дополнительно не наказывается, дополнительных санкций не предусмотрено. Это, например, закон, запрещавший давать обет вечного безбрачия. Если его давали, он признавался недействительным
, но дополнительных санкций не было.

Более совершенный закон – есть 3 элемента, и санкция включает в себя все последствия: и акт объявляется недействительным, и наступают неблагоприятные последствия для нарушителя. Например, в Риме это закон, запрещавший ростовщические сделки. В Риме законодательно ограничивался размер процента по договору займа – для обычных граждан это было 6%, под более высоким – это было ростовщичеством. Предпринимателями – под 8% и 12% (морской займ). И если этот закон нарушался и сама сделка займа была недействительна, и к кредитору применялось дополнительное наказание – штраф.
Сенатусконсульты.

Дополнительным источником писаного права являлись акты Сената. По словам Гая «постановления Сената – то, что Сенат повелел и решил, имеет силу закона, но мы об этом спорим». В республиканский период акты Сената сами по себе не имели правоприменительного значения. С началом эпохи принципата, когда народные собрания более не созывались, акты Сената приобретают силу закона, но к концу I в. н. э. вытесняются Конституциями принципсов.
Конституции принципсов – «установление». Это акт единоличного и оперативного нормотворчества главы государства. Существовали разные формы конституций:


  • Эдикт – распоряжение принципса по любым вопросам правового регулирования (в сфере и публичного, и частного права).




  • Декретсудебное решение принципса, которое он принимал единолично либо в качестве суда первой инстанции, поскольку считался «высшим магистратом, либо в порядке апелляции, пересматривая решения присяжных судей. С момента оглашения декрет принимал силу закона и был обязательным для всех нижестоящих судебных инстанций.




  • Мандат – mandat - «уполномочие». Представлял собой, по сути, инструкцию, в силу которой принципс мог делегировать свои полномочия на рассмотрение конкретных судебных дел любому чиновнику. Как правило, в ней предопределялось будущее судебное решение. Поэтому мандат и имел силу закона и являлся общеобязательным.




  • Рескрипт – rescript – консультация, содержащая ответы по вопросам правоприменения на запросы как должностных, так и частных лиц. Имел силу закона.


В постклассический период последние 3 формы утрачивают свое значение, и основной формой императорского законотворчества становятся эдикты.



5 . Эдикты магистратов как источники римского частного права. Сущность преторского права



Третий чисто римский источник права, пришедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, караульного эдила, правителя провинции).
С середины доклассического периода получает развитие альтернативная правовая система, противостоящая цивильному праву – jus proctorium. Преторское право – система судебных прецедентов и установления преторской практики, сложившаяся в результате деятельности магистратов. По сути, к началу II в. до н. э. в Римском праве складывается отраслевой дуализм – наличие двух параллельных правовых систем, регулирующих одни и те же общественные отношения, но совершенно разными правовыми средствами.
Определяя соотношение цивильного и преторского права Попиниан писал: «Цивильное право происходит из законов (12-ти таблиц и республиканские законы) и декретов принципсов, а преторское право вводится преторами для содействия цивильному праву либо для его дополнения, либо для его исправления в целях общественной пользы». Марциан в этой связи писал, что преторское право есть «живой голос цивильного права». Определяя соотношение этих систем, классические юристы, не отрицая авторитета цивильного права, указывают на то, что акты преторского права гораздо быстрее реагируют на новые запросы общества и в целом общественного развития, вводя такие нормативы, которые неизвестны цивильному праву.
Нормативной основой преторского права (его источником) являлись эдикты – первоначально это были программные документы, которые в результате многократного применения приобретали правообразующий характер. Правом издавать такие документы обладали не все магистраты (например, консулы и трибуны не могли издавать такие акты), а прежде всего – городские преторы, курульные эдилы в сфере рыночной торговли и преторы перегринов.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов.

Поскольку одной из основных функций этих магистратов являлась организация правосудия, то обычно каждый эдикт содержал следующие сведения. Во-первых, претор указывал, какие иски и по каким спорам он будет давать. Во-вторых, указывались правила рассмотрения и разрешения этих споров при рассмотрении конкретных дел судьями. Срок действия любого эдикта был ограничен сроком полномочий самого магистрата.

На рубеже II – I вв. до н. э. преторы получают право сохранять эдикты своих предшественников как полностью, так и частично. Сохранялись эти эдикты не из-за лени претора, а сохранялись наиболее удачные и оптимальные положения предшествующих эдиктов – делегированные эдикты, перенесенные. Кроме этого преторы позднедоклассического периода могли отражать в эдиктах принципиально новые правоположения, не знакомые цивильному праву. Они назывались новыми эдиктами. Правотворческая деятельность преторов развивалась постепенно, первоначально в рамках цивильного права, когда претор лишь содействовал его применению, а позже цивильное право дополняется новыми правоположениями в виде новых преторских исков. А с середины I в. до н. э. преторы начинают изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом формально преторы своими эдиктами не могли отменять цивильное право, но поскольку новые правоположения начинают применяться судьями в приоритетном порядке, то, по сути, к началу I в. н. э. цивильное право, будучи формально не отмененным, приобретает характер «голого права» – jus nude.
С усилением императорской власти, в эпоху домината правотворчество магистратов теряет свое значение – император принимал законы и не был заинтересован в противоречащих его конституциям правилах. В результате 2 веке до н.э. при императоре Адриане издается акт, который получил название «перпетум эдиктум» - вечный эдикт (perpetum edictum). Это акт о кодификации эдиктов. Эдикты, которые вошли в этот акт, сохранили свою силу на будущее. Те, которые не вошли, силу утратили.

А на будущее преторам было запрещено издавать эдикты, имеющие транслатициюто есть они больше не могли создавать нормы права. Эдикт был объявлен неизменным, и с этого момента правотворчество магистратов прекратилось.

6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании частного права.



В доклассический период деятельность юристов осуществлялась в 3-х основных формах: