Файл: Разработка стратегии развития образовательной организации (гбпоу дуванский многопрофильный колледж).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 754

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации

1.2. Особенности стратегического управления в системе образования

1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

2.1. Организационно-экономическая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ внешней и внутренней среды оброазовательной организации

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

3.1. Мероприятия, направленные на реализацию задач стратегии образовательной организации

3.2. Разработка элементов стратегии развития образовательной с учетом приоритетных направлений основной деятельности

3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий

Выводы по главе 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ



При этом новый товар адресован тем потребителям, которые уже являются клиентами организации и могут быть заинтересованы в его приобретении;

2) стратегия горизонтальной диверсификации подразумевает, что организация по-прежнему ориентируется на своего потребителя, но предлагает ему такой товар, производство которого требует использования новых технологий, которые не связаны с производством основного продукта. В перспективе этот товар будет предложен другим потребителям, которые пока не являются клиентами организации. Но на начальном этапе опираются на установившиеся связи со старой группой потребителей, используя как плацдарм завоеванный у них авторитет;

3) стратегия конгломеративной диверсификации предполагает, что организация начинает осваивать производство нового товара с использованием новых технологий для новых сегментов рынка. Эта стратегия подразумевает реализацию рассчитанного на длительную перспективу проекта по освоению выпуска нового товара и проникновению на данный товарный рынок. При этом отношение к деятельности на старом товарном рынке может варьироваться от стремления постепенно свернуть свою деятельность на этом рынке до сохранения и даже усиления своих позиций18.

3. Стратегии концентрированного роста применяются в том случае, если организация закрепилась на каком-либо товарном рынке, обрела свой сегмент рынка и считает перспективным развитие в этом направлении. Тогда магистральным направлением деятельности становится концентрация усилий на главном направлении без принципиального изменения структуры организации.

Возможны три варианта реализации этой стратегии:

1) стратегии усиления позиций на рынке подразумевают, что организация не собирается менять ни товар, ни свой сегмент рынка, однако из-за жесткой конкурентной борьбы все силы организации брошены на усиление своих позиций по отношению к позициям конкурентов. Это достигается путем проведения маркетинговых акций, призванных повысить привлекательность товаров организации и самого производителя в глазах потребителей;

2) стратегии развития рынка, реализуемые в случае, если организация стремится увеличить объемы продаж путем освоения новых рынков за счет территориального расширения сферы своей деятельности или освоения новых сегментов рынка на функционирующих региональных рынках. В любом случае основным субъектом реализации этой стратегии являются маркетинговые службы организации;


3) стратегии развития продукта, в которых основная роль отводится конструкторам, инженерам и производственникам, которые постоянно совершенствуют товар, создавая или модификации путем добавления новых функций к уже имеющимся, или новые модели. При этом остаются неизменными товарная группа и группа потребителей, которой адресован этот товар19.

Таким образом, изучив информацию о стратегиях развития, можно обобщить её следующим образом:

Все стратегии развития, которые потенциально могут быть использованы организациями, можно классифицировать по ряду оснований. Наибольшее распространение получила классификация стратегий в зависимости от доли, которую организация занимает на рынке. В этом случае выделяют стратегию интенсивного роста, стратегию ограниченного роста, или стабилизации, и стратегию целенаправленного сокращения.

Стратегии развития предприятий малого бизнеса принято делить на две группы – стратегии самостоятельного развития малых предприятий и стратегии встраивания малых предприятий в деятельность крупных20.


1.2. Особенности стратегического управления в системе образования



Систему образования можно рассматривать как одну из отраслей экономики, в которой также, как и в других отраслях в настоящее время происходят значительные и кардинальные изменения, определяющие многие аспекты существования в настоящем и будущем времени.

Система профессионального образования тоже не является исключением. Перед учреждениями начального и среднего образования стоит задача подготовки своих выпускников к работе в динамично развивающихся условиях с применением новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и эффективность труда.

Перед коллективом каждого учреждения профессионального образования сегодня остро стоят вопросы: что делать, чтобы найти свое место в изменяющейся образовательной ситуации, и каким путем двигаться дальше?

Образовательные учреждения в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию образовательного учреждения к изменяющимся условиям существования в образовательном пространстве и выполнение социального заказа на образование – отражения интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.

Ускорение изменений в образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для оказания образовательных услуг, современные достижения науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Разработка стратегии развития учреждений начального и среднего профессионального образования стало насущной проблемой. И хотя основные принципы и методы разработки стратегии развития организации, описанными ранее, будут общими, но образовательный характер деятельности наложит на них ряд характерных особенностей, которые будут подробно рассмотрены далее.


Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации организации к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций21.

Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в неко.е едино.е целое. Стратеги.я – не п·росто п·редставлени.е о том, как вест.и себя п·.о отношению к конкуренту ил.и п·ротивнику. Он.а затрагивае.т боле.е фундаментальны.е асп·екты п·рироды организаци.и как инструмент.а коллективного восп·рияти.я и действия. Потенциальн.о стратеги.я имее.т дел.о со все.м че.м угодно: с товарам.и и п·роцессами, клиентам.и и п·оставщиками, собственным.и интересам.и комп·ани.и и е.е социальным.и обязательствами, элементам.и уп·равлени.я и т.д. Правильн.о сформулированна.я стратеги.я п·озволяе.т уп·орядочить и расп·ределить ограниченны.е ресурсы организаци.и наиболе.е эффективным образо.м с учето.м изменени.я внешней и внутренней среды22.

О необходимост.и разработк.и стратеги.и развити.я организаци.и свидетельствуе.т и многообрази.е п·одходов к оп·ределению самого п·оняти.я «развитие»23.

В наше.м п·онимани.и развити.е организаци.и – это объективный и неп·рекращающийс.я в.о времен.и п·роцесс адап·таци.и системы к требования.м окружающей среды. В п·роцессе развити.я организаци.я решае.т п·остоянн.о возникающи.е и восп·роизводящиес.я диалектически.е п·ротиворечи.я между генеральной целью развити.я организаци.и и внешни.м окружением.

Стратеги.я развити.я образовательного учреждени
.я - систем.а мер уп·равлени.я образованием, котора.я оп·ираетс.я н.а долгосрочны.е п·риоритеты и нап·равлен.а н.а развити.е как отдельны.х нап·равлений образовательного п·роцесса, так и образовательного учреждени.я в целом.

В основе п·реобразовани.я учреждени.я п·рофессионального образовани.я лежа.т п·оложения, зафиксированны.е в документа.х государственного, регионального, муницип·ального и собственного уровней. Модель развити.я образовательного учреждени.я охватывае.т все стороны его деятельности.

В п·оняти.е "технологи.я разработк.и стратеги.и развити.я учреждения" входя.т следующи.е элементы:

– Заче.м делать (идея, цель)?

– Что делать (количеств.о и качеств.о объекта)?

– Как делать (п·.о какой технологии)?

– Для кого делать (п·отребители)?

– С каким.и затратам.и (ресурсы)?

– Гд.е делать (место)?

– Когд.а делать (время)?

– Кому делать (исп·олнители)?

– Что это дае.т (экономический, социальный и други.е виды эффекта)?24

Есл.и удалось ответить н.а все эт.и воп·росы количественн.о и увязать элементы в п·ространстве, в.о времени, п·.о ресурса.м и исп·олнителям, значит, разработан.а технологи.я п·риняти.я решени.я – основ.а стратеги.и развити.я любого учреждения. Технологи.я разработк.и стратеги.и образовательного учреждени.я включае.т в себя п·остановку стратегически.х целей – основны.х нап·равлений деятельности, ведущи.х к реализаци.и мисси.и образовательного учреждения. Цель расширяе.т и п·оясняе.т формулировку миссии, оп·ределяет, каки.х качественны.х результатов (изменений) необходим.о добитьс.я (рисунок 1).

По своей структуре стратегически.е цел.и объединяю.т п·ланируемы.е результаты, которы.е образовательно.е учреждени.е желае.т достичь п·.о отношению к внешней среде, собственным п