Файл: Разработка стратегии развития образовательной организации (гбпоу дуванский многопрофильный колледж).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 760

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации

1.2. Особенности стратегического управления в системе образования

1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

2.1. Организационно-экономическая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ внешней и внутренней среды оброазовательной организации

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

3.1. Мероприятия, направленные на реализацию задач стратегии образовательной организации

3.2. Разработка элементов стратегии развития образовательной с учетом приоритетных направлений основной деятельности

3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий

Выводы по главе 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Для реализации поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития организации, охарактеризовать особенности разработки стратегии развития образовательного учреждения.

  2. Провести анализ внешней среды образовательного учреждения, изучить стратегию развития ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж, выявить её достоинства и недостатки

  3. Проанализировать мероприятия по совершенствованию стратегии развития ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.

  4. Подготовить предложения по совершенствованию стратегии развития ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.

Объектом исследования является образовательная организация ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.

Предмет исследования

В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы: анализ литературных источников и информации в сети Интернет; систематизация и анализ информации о внешней среде образовательной организации и результатах её деятельности; статистические методы обработки данных.

Практическая значимость исследования: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций и их коллективами при анализе реализуемой стратегии развития и разработки новой стратегии развития ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются понятие, сущность и основные виды стратегий развития организации, характеризуются особенности разработки стратегии образовательной организации.

Вторая глава направлена на изучение внешней среды ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж и анализ стратегии развития образовательной организации, выявление её достоинств и недостатков.

В третьей главе на основании выводов, сделанных в результате оценки и проведенного анализа, выработаны и сформулированы авторские предложения, направленные на совершенствование совершенствованию стратегии развития образовательной организации ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации



Начиная с 70-х годов двадцатого столетия началось стремительное развитие среды бизнеса. Данная ситуация продиктовала спрос на инновационные рыночные инструменты. Именно в это время появился термин «стратегическое управление». Стратегический подход стал инструментом, позволяющим воплощать изменения на качественном уровне, а не на количественном, как правило происходивших до этого. Само по себе стратегическое управление есть система действий, в результате выполнения которых остается положительный результат. Первоочередная задача стратегического управления заключается в предсказывании изменений рыночных составляющих, потому как организация окружена непосредственно этими составляющими. Наблюдение за рынком целиком практически не реально, именно поэтому необходимо определить части рынка, за которыми нужно вести наблюдение и контролировать их изменение. Ориентируясь на перечень обязательных требований рынка организация должна определить перечень критических задач, то есть процессов, без системного и качественного выполнения которых организация не имеет возможности успешно функционировать. Количество критических задач увеличивается в соответствии с развитием рынка, чем более рынок развит, тем больше количество критических задач приходится выполнять организации1.

Второй задачей является деятельность по изменению поведения организации, опираясь на прогноз изменений перечня обязательных требований рынка. В силу того, что изменения в системе образования регламентируются соответствующими документами различного уровня, следует постоянно следить за проектами новых документов для своевременного реагирования на изменение набора обязательных требований.

Третья задача своевременное преобразование функционирования самой организации как механизма для реализации стратегии в соответствии с прогнозом изменения перечня обязательных требований рынка.

Четвертой задачей стратегии является эффективное использование ресурсов, имеющихся в наличии для достижения основной цели. Тактика в данном случае является инструментом для реализации стратегии, а также подчинена непосредственно основной цели стратегии. Стратегия достигает поставленной цели по средствам решения промежуточных тактических задач в направлении «ресурсы-цель»
2.

Обобщая выше перечисленное, стратегия – это искусство достижения желаемого будущего при ограниченных ресурсах, при минимальных затратах времени и сил3. Именно поэтому следует рассматривать стратегию как интегрированную модель действий, ориентированную на достижение целей образовательной организации. Содержанием стратегии выступает перечень правил для принятия решений, применяемый в целях определения основных векторов деятельности.

В литературе отражены пара противоположных взглядов на понимание стратегии. Первый гласит что стратегия – это определенный долгосрочный план, направленный на достижение какой-либо цели, а сама разработка стратегии – это процесс по нахождению этой цели и составлению долгосрочного плана действий. Этот взгляд основан на том, что все изменения, которые могут произойти, предсказуемы, происходящие процессы в этой среде носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению4.

Второй гласит, что стратегия это - долгосрочный определенный вектор развития организации, касающееся сферы, системы внутренних производственных отношений, средств и формы ее деятельности, а также положения организации в окружающей среде. Согласно такому пониманию стратегию можно определить, как выбранный вектор деятельности, движение в рамках которого ориентированно на приведение организации к достижению стоящих перед ней целей5.

В общем смысле под понятием стратегия подразумевается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Данная концепция коррелирует со стратегией второго типа и включает в себя ряд элементов. Во-первых, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Второй элемент стратегии – политика, или совокупность строго определенных правил организационных действий, ориентированных на достижение поставленных целей. Как правило стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в разнообразных проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Существенные затраты труда и времени большого количества сотрудников, требующиеся для разработки стратегии организации, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в общих выражениях.


Одновременно с тем, как внутри рассматриваемой нами организации, так и вне ее появляются новые обстоятельства, которые мы не могли предугадать и которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они способны, к примеру, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего на данный момент положения дел или, напротив, принудить отказаться от предполагаемой стратегии и действий. Во втором случае разработанная стратегия становится нереализуемой, и организация приступает к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

В большинстве случаев, в организации может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий (см. Таблица1).

Любая из перечисленных стратегий включает в себя общие правила, на основании которых менеджеры организации имеют возможность принятия взаимоувязанных решений, призванных обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочной перспективе.

Таблица 1

Типы стратегий

N п/п

Типы стратегий

Сущность стратегии

1

Концентрированного роста


стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития.

2

Интегрированного роста

стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3

Диверсификационного роста


стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4

Сокращения

стратегия ликвидации, стратегия подведения итогов, стратегия сокращения расходов.


Выделяют четыре различные группы таких правил:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.

2. Правила, по которым складываются отношения образовательного учреждения с ее внешней средой, определяющие какие виды услуг и технологии она будет разрабатывать, куда и кому их предоставлять, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется стратегией бизнеса.