Файл: Разработка стратегии развития образовательной организации (гбпоу дуванский многопрофильный колледж).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 750

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации

1.2. Особенности стратегического управления в системе образования

1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

2.1. Организационно-экономическая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ внешней и внутренней среды оброазовательной организации

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

3.1. Мероприятия, направленные на реализацию задач стратегии образовательной организации

3.2. Разработка элементов стратегии развития образовательной с учетом приоритетных направлений основной деятельности

3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий

Выводы по главе 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

·роцесса.м функционировани.я (рисунок 2).

Рисунок 1. Структура стратегической цели образовательного учреждения



Рисунок 2. Обща.я схем.а разработк.и стратегической цел.и образовательного учреждения
Пр.и формулировани.и цел.и учитываю.т возможност.и и сильны.е стороны учреждения, необходимость п·реодолени.я угроз и п·роблем. Цель учреждени.я должн.а консолидировать цел.и основны.х участников образовательного п·роцесса. Процесс согласовани.я целей строитс.я н.а основе выстраивани.я и.х иерархии, совместимост.и с учето.м оценк.и достижимости.

Пр.и оценке разработанной стратеги.и учитываетс.я комп·лекс индикаторов внешней и внутренней среды. Пр.и анализе оцениваетс.я вып·олнени.е образовательным учреждение.м государственного задания, удовлетворени.е п·отребителей образовательным.и услугами, конкурентосп·особность образовательного учреждения, реп·утация, сложившаяс.я у учреждени.я в социуме. Представи.м характеристик.и социальной и организационной среды учреждения, свидетельствующи.е об усп·ехе стратеги.и (рис. 3).


Рисунок 3. Схема оценки эффективности стратеги.и образовательного учреждения

Пр.и разработке стратеги.и необходим.о учитывать многоуровневый характер функционировани.я п·рофессионального учреждения. Корп·оративный уровень связан с образовательным учреждение
.м в целом, с учето.м интересов муницип·альной системы образования. Ассортиментный уровень оп·ределяе.т сферы деятельност.и п·.о реализаци.и образовательны.х услуг для все.х категорий п·отребителей. Функциональный уровень обесп·ечивае.т решени.е задач, п·оставленны.х н.а п·редыдущи.х уровнях. Такж.е необходим.о п·роанализировать условия, сложившиес.я вокруг образовательной системы: возможност.и и тенденци.и развити.я бюджетного и коммерческого сп·роса н.а услуги системы образования, образовательного учреждения; возможност.и интеграци.и с другим.и системам.и образования, образовательным.и учреждениями; возможност.и образовательной вертикальной интеграци.и с внешним.и разработчиками, заказчиками, п·осредникам.и и п·отребителям.и услуг; состояни.е и п·ерсп·ективы системы уп·равлени.я и кадрового п·отенциала образовательного учреждения.

Результато.м реализаци.и стратеги.и являетс.я п·остроени.е организаци.и с высоки.м стратегически.м п·отенциалом, сп·особной быстро п·рисп·осабливатьс.я к изменения.м внешней среды, обладающей конкурентосп·особностью в долгосрочной п·ерсп·ективе и добивающейс.я стабильн.о высоки.х результатов.


1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации



В рамках постановки данного вопроса хочется привести такой инструмент разработки стратегии как контроллинг. Контроллинг - это особое направление в менеджменте, связанное с реализацией финансово-экономической функции для принятия стратегических и тактических решений.

Термин «контроллинг» появился впервые в США в 1880г. для решения проблем управления в образовательных учреждениях. Ровно через 50-лет был организован «Американский институт контроллеров».

В России потребность в контроллинге возникла совсем недавно, в связи с внедрением в экономику рыночных принципов хозяйствования. Первыми его приверженцами стали банки и крупные промышленные предприятия. Также рыночные механизмы хозяйствования становятся основой развития образовательного учреждения. Способность удовлетворить спрос потенциальных абитуриентов определяет успех образовательного учреждения.

Контроллиинг, однако, не обеспечивает автоматически успех образовательной организации. Для этого необходима ориентация педагогического коллектива на долговременную перспективу, связанную с эффективностью и надежностью образовательной деятельности. Необходимо также создание информационной системы, обеспечивающей все подразделения организации полной и своевременной информацией для принятия управленческих решений.

2) Контроллинг в образовательной организации выполняет ряд функций. Важнейшими среди них являются следующие:

- поддержка процесса планирования (формирование методов и системы комплексного планирования);

- контроль за реализацией планов (разработка контрольных документов с фиксацией сроков контроля и контрольных операций);

- анализ и учет (создание системы сбора и обработки информации, стандартизация информационных носителей и каналов, пригодных для принятия управленческих решений).

Именно эти функции определяют стратегический контроллинг. Его более детальная характеристика представлена в виде рис.4.



Рисунок 4. Характеристика стратегического контроллинга

3) Контроллинг представляет собой систему управления достижением целей образовательной организации. Цели в современном маркетинге образования подразделяются на стратегические и тактические. Поэтому и контроллинг делится также на два вида: стратегический и тактический (табл.2).


Таблица 2.

Два вида контроллинга в образовательной организации

Оценка вида контроллинга

Стратегический контроллинг

Тактический контроллинг

Цель

Разработка стратегии

Разработка тактики

Задачи

Выявление конкурентных преимуществ

Расширение рынков сбыта

Решение проблем абитуриентов

Получение финансов

Увеличение рентабельности

Обеспечение ликвидности

Методы

Анализ

Разработка стратегических целей

Планирование

Расчет

Калькуляция

Результат

Стратегический план

Бюджет

Бизнес-планы по проектам


4) Процесс стратегического планирования включает в себя три фазы: анализ исходной ситуации, разработка целей образовательной организации, принятие стратегических решений. Отличие данного вида планирования от оперативного представлено в виде табл.3.

Таблица 3.

Отличие стратегического планирования от оперативного

Признаки отличия

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Иерархические ступени

На уровне высшего руководства

Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления

Неопределенность

Существенно выше

Меньше

Виды проблем

Большинство проблем не структурировано

Проблемы хорошо структурированы

Временной горизонт

Акцент на долгосрочные, а также средне- и краткосрочные проблемы

Акцент на кратко- и среднесрочные проблемы

Потребляемая информация

В первую очередь из внешней среды

В первую очередь из самого предприятия

Альтернативы планов

Широкий спектр

Ограниченный спектр

Охват проблем

Концентрация на отдельных важных проблемах

Охватывает все отрасли функционирования колледжа и интегрирует их

Степень реализации

Невысокая

Относительно высокая

Основные контролируемые величины

Потенциал успеха колледжа (конкурентоспособность)

Рентабельность Ликвидность



Служба контроллинга выступает в качестве координатора между управлением и подразделениями образовательной организации при разработке стратегических и оперативных планов, а также осуществляет контроль за их выполнением.

5) Анализ исходной ситуации, в которой находится предприятие при разработке стратегии, включает в себя следующие основные моменты:

- оценка этапа кризисного процесса образовательной организации;

- анализ стратегических полей деятельности по конкурентоспособности и привлекательности рынка;

- SWOT-анализ.

Этапы кризисного процесса в образовательной организации развиваются в их логической последовательности:

1) кризис стратегии;

2) кризис педагогического коллектива;

3) кризис спроса;

4) снижение числа обучающихся;

5) ликвидация.

Оценка кризисных явлений необходима для осознания того, какое исходное состояние имеет образовательная организация и какой путь ему предстоит преодолеть, чтобы достичь стратегических целей, достаточно ли ему будет разработки лишь стратегических мероприятий, или к ним необходимо срочно подключить программы тактических мероприятий по управлению коллективом и спросом на образовательные услуги. Как показывает практика, если образовательная организация неспособна сформировать полный контингент обучающихся или близка к ликвидации, разработка стратегии не может вывести его на бескризисный путь развития без привлечения внешних источников финансирования. Говоря иначе, образовательной организации, находящейся на 4-й и 5-й стадиях кризисного развития не стоит разрабатывать стратегию. Так как это приведет к лишним затратам, а реальные пути улучшения финансового состояния останутся лишь в стратегическом плане, как говорится, на бумаге.

Стратегические поля деятельности (СПО) образовательной организации - это области деятельности для конкретного абитуриента или их группы. Такое деление производят в учебных заведениях с большой номенклатурой специальностей и профессий для целей более эффективного управления.

Итогом анализа исходной ситуации должен стать SWOT-анализ, т.е. анализ сильных (S), слабых сторон (W) образовательной организации, а также возможностей (О) и опасностей (Т) его развития.