Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, существуют следующие типы государства: 

1) рабовладельческое; 
2) феодальное; 
3) буржуазное; 
4) социалистическое. 

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов. 

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов. 

Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом. 

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). 

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства; 
2) средневековые государства; 
3) современные государства. 

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на: 

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); 
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режимаразличают:

1) демократические государства; 
2) авторитарные государства; 
3) тоталитарные государства.


В зависимости от формы правления государства делятся на: 

1) монархии; 
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологиисуществуют государства: 

1) идеологизированные 
2) деидеологизированные. 

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства). 

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Типология права - это его специфическая классификация,

производимая в основном с позиции следующих вопросов.

В рамках первого (формационного) вопроса главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-эко-номическая формация). Именно базис (тип производственных от-ношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерми-нирует и соответствующий тип надстроечных элементов - государства и права.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабо-владельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство этого состоит в том, что продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

Слабая сторона состоит в том, что формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках другого подхода типологизация права осуществляется на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют:

  1. национальные правовые системы (конкретно-историческая совокупность права - юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);

  2. правовые семьи (совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования); различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, ин-дусская и др.


Положительный фактор данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

Слабая сторона - приверженцы недооценивают роль социально-

экономических факторов в природе права.
7. Функции государства: понятие, содержание, классификация.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций.

Функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развитие общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов населяющих его граждан и народов, на решение споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.

Функции государства (лат. functio — исполнение, совершение) — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Функции государства обладают следующими существенными признаками.

1. Функции государства — это научная абстракция, позволяющая расчленить единую государственную деятельность на виды.

2. Через функции, которые возникают и развиваются в соответствии с историческими задачами и целями, государство реализует свое социальное назначение.

3. Функции государства — это главные направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, правовой и др.

4. Функции государства обеспечивают решение крупных социально-экономических, политических, культурных и других задач и достижение общественно значимых целей.

5. Реализуются государственные функции с помощью системы специализированных органов, соответствующих материальных ресурсов особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства разнообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.

По причинам (источникам) возникновения функции государства подразделяют на вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды).

По действию во времени функции государства делятся на постоянные, т.е. осуществляемые в течение длительного времени, и временные, выполняемые в чрезвычайных условиях, вызванные экстремальными обстоятельствами.

В зависимости от действий функций государства в пространстве их классифицируют на общегосударственные (национальные), которые являются важными для всего населения страны, и локальные, представляющие интерес для конкретной местности (например, Дальнего Востока РФ) или какой-либо профессиональной, половозрастной группы (учителей, молодежи и др.).


С точки зрения значимости государственных функций их условно разделяют на: основные и неосновные. Основные функции — это те направления деятельности государства, которые наиболее полно раскрывают сущность и назначение государства и в осуществление которых вовлечен механизм государства в целом или большинство органов. Неосновные функции выступают составными частями основных, имеют локальный характер, касаются конкретной стороны общественной жизни. Например, в социальной функции государства можно выделить новое направление: поддержка и защита интеллектуальной собственности.

Классифицируют функции государства на основе принципа разделения властей. При этом выделяют законодательные (правотворческие), управленческие (исполнительные), правоохранительные, в том числе судебные, и информационные функции. Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации, имеет свое содержание, структуру и способы обеспечения.

По направленности действий функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние нацелены на решение внутренних задач страны и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета. К их числу относятся экономическая, социальная, политическая, правовая, экологическая, функция развития культуры, науки, образования; функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние функции направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами на международной арене, осуществление внешнего суверенитета государства. К внешним функциям относят функцию обороны, обеспечения мира, поддержания мирового правопорядка, взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, культурной, торговой сферах; сотрудничества в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); функцию борьбы с международной преступностью.

8. Государство и иные субъекты политической системы общества.

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:


1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом:

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством, независимостью от какой-либо иной власти и неотчуждаемостью;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридические лица и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это меры убеждения и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены оплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.