Файл: 1 Классификация упаковки по назначению Маркировка. Функции. Виды. Способы нанесения. Требования к маркировке лекарственных средств. Товарный знак.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
упаковка становится, таким образом, «немой рекламой» товара. Безукоризненный дизайн и удачное цветовое решение, элегантность и изящество упаковки, простота реализации художественного оформления при минимальных затратах – важные требования при разработке упаковки для конкретной продукции. В настоящее время такие качества, как простота и мгновенная узнаваемость, делают упаковку неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Целью настоящего исследования является систематизация приданных потребительных свойств упаковки и современных требований к ней, влияющих на лекарственный комплаенс, что определяет постановку и решение следующих задач:
1) Определение упаковки в фармацевтическом товароведении и маркетинге, в т.ч. с точки зрения разных групп исследователей, характеристика функций и значения упаковки ЛП;
2) Исследование типов классификаций современных видов упаковки ЛП и основных требований к ней в сфере фармацевтического товароведения и маркетинга, в т.ч. с учетом существующих классификаций тары и упаковочных средств, включаемых в понятие «упаковка», а также с позиций экологической безопасности;
3) Анализ маркетингового подхода к видам упаковки и ее усовершенствованию, а также достижений данного подхода в создании новых видов упаковки с заданными функциями – на сегодняшний день;
4) Изучение перспективных направлений разработки и создания новых видов упаковки ЛП, включая анализ требований НТД к валидации конструкций и способов их создания, экологических требований и требований лекарственного комплаенса.
Научно-теоретическую базу исследования составили: труды зарубежных авторов в сфере фармацевтической технологии, товароведения, экономики аптечных предприятий и фармацевтического маркетинга, освещающие вопросы упаковки ЛП, требований к ней, классификаций и дальнейшего совершенствования: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и Интернет-ресурсы, а также положения ГФ, непосредственно касающиеся вопросов упаковки ЛП и требований к ней, другой НТД, в т.ч. ГОСТов.
Методологическую основу исследования составили дедуктивный, индуктивный методы, методы сравнения и сопоставления данных, неколичественный контент-анализ.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в борьбе за покупателя упаковке отводится одно из ведущих мест. Наряду с названием и ценой она играет огромную коммуникативную роль и значительно облегчает продвижение товара: помогает позиционировать товар, облегчает узнавание товара, формирование и подкрепление отличительных черт товара, является неотъемлемым элементом бренда. В условиях современного, перенасыщенного информацией рынка покупатель испытывает непрерывное давление со стороны рекламы, и именно упаковка, которую он видит на витрине, является последним аргументом в пользу покупки того или иного товара. Таким образом, наличие у товара "правильной" упаковки напрямую влияет на продажи. В рыночных условиях хозяйствования все более значимой признается роль упаковочных материалов и тары в формировании потребительского спроса, сохранении количественных и качественных характеристик товара в процессе товарного обращения, повышении эффективности транспортирования и складирования продукции. В настоящее время современный человек не представляет себе жизнь товаров аптечного ассортимента. Огромный спектр продукции помогает нам чувствовать себя комфортно, поддерживать нашу физическую форму, моральное состояние, увеличивать продолжительность и улучшать качество жизни. Но мало просто произвести лекарственный препарат, необходимо еще обеспечить его правильное хранение. Именно поэтому сейчас так много внимания уделяют упаковочным материалам и упаковке в целом. Мягкие лекарственные формы одни из наиболее часто используемых. Существует большое количество мягких лекарственных форм с различными действующими и вспомогательными веществами, и всем им необходимо создать правильные условия хранения. Постоянно увеличивающийся потребительский спрос стимулирует стремительный рост упаковочной индустрии, что с одной стороны, повышает конкурентоспособность отечественных продуктов на мировом рынке, с другой стороны, обостряет экологическую проблему, загрязняя окружающую среду упаковочными отходами. Успешно функционировать в таких условиях смогут лишь производители товаров высокого современного уровня, в достижении которого не последнюю роль играет товарная упаковка. Упаковка для товаров является одним из инструментов маркетинга, через нее покупатель узнает о товаре. Фактически упаковка является представителем производителя в торговом зале. И если упаковку сделать качественно новой, можно достучаться до своего покупателя и расширить клиентуру. Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации - процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. Цель: изучение особенностей упаковки лекарственных средств. Задачи: дать характеристику способов упаковки лекарственных средств; провести анализ эффективности упаковки ЛС. Объект исследования: упаковка ЛС. Предмет исследования: особенности упаковки ЛС. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 1. Характеристика способов упаковки лекарственных средств .1 Виды упаковок лекарственных средств и их функции Упаковка в современном представлении впервые появилась в Англии в конце XVII в. "Родоначальниками" упаковки лекарственных средств можно считать лондонских аптекарей, которые первыми стали активно использовать в своей практике разнообразные бутылочки, баночки, коробочки, мешочки и пакеты. С изобретением в 1879 г. картонных коробок начался упаковочный бум, который продолжается и поныне [3, с. 46]. Со временем появились новые упаковочные материалы, больше внимания стали уделять дизайну: рисункам, текстам, логотипам. В настоящее время при разработке новых видов упаковки особое внимание обращают на ее дизайн, функциональность, уровень технологии и печати, безопасность, а также экологичность (т.е. простоту утилизации).
В заключение осталось отметить, что при выборе или разработке современной упаковки наряду с традиционными требованиями к материалам, конструкции, дизайну и т.п. необходимо учитывать возможность автоматизированной обработки всех элементов упаковки. Конечно, в данной статье даны только некоторые принципиальные моменты, на которые следует обращать внимание.
На практике в каждом конкретном случае уже на этапе разработки или выбора упаковки необходимо консультироваться с разработчиками упаковочного оборудования. Это особенно актуально сейчас - на этапе перехода фармацевтических предприятий Таджикистана на технологии и производства, соответствующие требованиям GMP, где основными и принципиальными требованиями являются воспроизводимость и повторяемость технологии, что может быть обеспечено только при использовании автоматических машин.
Приложение 1.
(Исследование в области значимости упаковки лекарственных средств с точки зрения потребителя).
Исследование особенностей упаковки лекарственных средств проходило на базе аптеки "Шайх Сино", расположенной по адресу: г.Куляб, пр. И.Сомони. Цель: изучение особенностей упаковки лекарственных средств. Объект исследования: упаковка ЛС. Предмет исследования: особенности упаковки ЛС. Для выявления предпочтений использованы методы социологических исследований (анкетирование и интервьюирование).
Была разработана авторская анкета (приложение 2). Респондентами выступили 110 потребителей лекарственных препаратов на базе аптеки "Шайх Сино", расположенной по адресу: г.Куляб, пр. И.Сомони Потребители оценивали упаковки лекарственных препаратов по ряду признаков. Состав респондентов представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 -- Пол респондентов
Как свидетельствуют полученные данные, основными потребителями являются женщины 71 (64%). Такое соотношение может быть объяснено психологическими особенностями респондентов разного пола, т. е. женщины с большей толерантностью относятся к подобным опросам.
В исследовании приняли участие респонденты различных возрастных категорий. Как видно из приведенных данных, большую часть составила возрастная категория 44--55 лет (38%), малую часть составляют люди, в возрасте от 18 -- 25 лет (13%) (рис. 2).
Рисунок 2 -- Возраст респондентов
Респондентам был задан вопрос: "Обращаете ли вы внимание на упаковку при покупке лекарственного препарата?". Ответы отражены в рисунке 3.
Рисунок 3 -- Обращение внимания на упаковку при покупке лекарственных препаратов
На вопрос: "Упаковке, каких производителей вы отдаете предпочтение?" большая часть опрошенных отдают предпочтение хорошо известным фирмам-производителям 63 (57%). В то время, люди преклонного возраста (чаще это женщины) отдают наоборот предпочтение лекарствам зарубежного производства 29 (26%) (рис. 4).
Рисунок 4 -- Предпочтения респондентов по выбору производителей
При ответе на вопрос: "Какой упаковке вы отдаете предпочтения…" Почти половина респондентов предпочитают блистерную упаковку 54 (49%); 24 (22%) респондентов предпочитают бумажную упаковку (конвалюту), 19 (17%) предпочитает пластиковый флакон и 13 (12%) - выбирают стеклянный флакон (рис. 5).
Рисунок 5 -- Предпочтения респондентов по выбору упаковки
Отвечая на вопрос "Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки", 65 (59%)
опрошенных -- всегда обращают внимание, 36 (33%) не всегда обращают внимание, и 9 (8%) не обращают внимание на художественное оформление упаковки лекарственных средств (рис. 6).
Рисунок 6 -- Художественное оформление упаковки лекарственных средств
При ответе на вопрос "Сподвигнет ли вас яркая упаковка на покупку лекарственного средства?" распределение ответов показало, что довольно большая часть участников исследования 61% яркая упаковка сподвигнет на покупку лекарственных средств (рис. 7).
Рисунок 7 -- Заинтересованность респондентов в яркой упаковке
При ответе на вопрос: "Товару, в какой упаковке вы отдаете предпочтение?" 60 (54%) больше половины опрошенных предпочитают товар в индивидуальной упаковке (рис. 8).
Рисунок 8 -- Потребительские предпочтения по выбору упаковки товара
Респондентам был задан вопрос: "Какой цветовой гамме упаковки вы отдадите предпочтение?". Ответы отражены в рисунке 9.
Рисунок 9 -- Цветовые предпочтения респондентов
На вопрос анкеты: "Обращаете ли вы внимание на размер надписи на упаковке?", ответы респондентов показали, что, большинство 68 (62%) респондентов обращают внимание на размер надписи (рис. 10).
Рисунок 10 -- Размер надписи на упаковке
Для оценки влияния упаковки на потребительские предпочтения рассчитывали относительный уровень значимости следующих функций упаковки: информативность, удобство пользования, доступность, возможность точного дозирования, защита от детей, защита от воздействия внешних факторов, контроль первого вскрытия.
Проанализировав ответы на вопрос "Оцените важность функции упаковки лекарственных средств?" проведенные исследования позволили выявить отношение респондентов к основным функциям упаковки (таб. 1):
Таблица 1 -- Функции упаковки лекарственных средств
Из данных табл.1 видно, что первостепенное значение, с точки зрения потребителя, имеют такие функции, как доступность лекарственных средств, удобство пользования и информативность. К наименее важным были отнесены: защита от воздействия внешних факторов и контроль первого вскрытия. упаковочный потребительский товарный обращение
В ходе исследования потребителям предлагалось оценить важность признаков упаковок лекарственных препаратов: безопасность, качество оформления внешнего вида упаковки, удобство применения, количество препарата в упаковке, информация о препарате на упаковке.
Соотношение критериев важности отдельных признаков упаковки лекарственных препаратов для потребителей представлено в таблице 2.
Таблица 2 -- Оценка важности признаков упаковки лекарственных препаратов
Целью настоящего исследования является систематизация приданных потребительных свойств упаковки и современных требований к ней, влияющих на лекарственный комплаенс, что определяет постановку и решение следующих задач:
1) Определение упаковки в фармацевтическом товароведении и маркетинге, в т.ч. с точки зрения разных групп исследователей, характеристика функций и значения упаковки ЛП;
2) Исследование типов классификаций современных видов упаковки ЛП и основных требований к ней в сфере фармацевтического товароведения и маркетинга, в т.ч. с учетом существующих классификаций тары и упаковочных средств, включаемых в понятие «упаковка», а также с позиций экологической безопасности;
3) Анализ маркетингового подхода к видам упаковки и ее усовершенствованию, а также достижений данного подхода в создании новых видов упаковки с заданными функциями – на сегодняшний день;
4) Изучение перспективных направлений разработки и создания новых видов упаковки ЛП, включая анализ требований НТД к валидации конструкций и способов их создания, экологических требований и требований лекарственного комплаенса.
Научно-теоретическую базу исследования составили: труды зарубежных авторов в сфере фармацевтической технологии, товароведения, экономики аптечных предприятий и фармацевтического маркетинга, освещающие вопросы упаковки ЛП, требований к ней, классификаций и дальнейшего совершенствования: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и Интернет-ресурсы, а также положения ГФ, непосредственно касающиеся вопросов упаковки ЛП и требований к ней, другой НТД, в т.ч. ГОСТов.
Методологическую основу исследования составили дедуктивный, индуктивный методы, методы сравнения и сопоставления данных, неколичественный контент-анализ.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в борьбе за покупателя упаковке отводится одно из ведущих мест. Наряду с названием и ценой она играет огромную коммуникативную роль и значительно облегчает продвижение товара: помогает позиционировать товар, облегчает узнавание товара, формирование и подкрепление отличительных черт товара, является неотъемлемым элементом бренда. В условиях современного, перенасыщенного информацией рынка покупатель испытывает непрерывное давление со стороны рекламы, и именно упаковка, которую он видит на витрине, является последним аргументом в пользу покупки того или иного товара. Таким образом, наличие у товара "правильной" упаковки напрямую влияет на продажи. В рыночных условиях хозяйствования все более значимой признается роль упаковочных материалов и тары в формировании потребительского спроса, сохранении количественных и качественных характеристик товара в процессе товарного обращения, повышении эффективности транспортирования и складирования продукции. В настоящее время современный человек не представляет себе жизнь товаров аптечного ассортимента. Огромный спектр продукции помогает нам чувствовать себя комфортно, поддерживать нашу физическую форму, моральное состояние, увеличивать продолжительность и улучшать качество жизни. Но мало просто произвести лекарственный препарат, необходимо еще обеспечить его правильное хранение. Именно поэтому сейчас так много внимания уделяют упаковочным материалам и упаковке в целом. Мягкие лекарственные формы одни из наиболее часто используемых. Существует большое количество мягких лекарственных форм с различными действующими и вспомогательными веществами, и всем им необходимо создать правильные условия хранения. Постоянно увеличивающийся потребительский спрос стимулирует стремительный рост упаковочной индустрии, что с одной стороны, повышает конкурентоспособность отечественных продуктов на мировом рынке, с другой стороны, обостряет экологическую проблему, загрязняя окружающую среду упаковочными отходами. Успешно функционировать в таких условиях смогут лишь производители товаров высокого современного уровня, в достижении которого не последнюю роль играет товарная упаковка. Упаковка для товаров является одним из инструментов маркетинга, через нее покупатель узнает о товаре. Фактически упаковка является представителем производителя в торговом зале. И если упаковку сделать качественно новой, можно достучаться до своего покупателя и расширить клиентуру. Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации - процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. Цель: изучение особенностей упаковки лекарственных средств. Задачи: дать характеристику способов упаковки лекарственных средств; провести анализ эффективности упаковки ЛС. Объект исследования: упаковка ЛС. Предмет исследования: особенности упаковки ЛС. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 1. Характеристика способов упаковки лекарственных средств .1 Виды упаковок лекарственных средств и их функции Упаковка в современном представлении впервые появилась в Англии в конце XVII в. "Родоначальниками" упаковки лекарственных средств можно считать лондонских аптекарей, которые первыми стали активно использовать в своей практике разнообразные бутылочки, баночки, коробочки, мешочки и пакеты. С изобретением в 1879 г. картонных коробок начался упаковочный бум, который продолжается и поныне [3, с. 46]. Со временем появились новые упаковочные материалы, больше внимания стали уделять дизайну: рисункам, текстам, логотипам. В настоящее время при разработке новых видов упаковки особое внимание обращают на ее дизайн, функциональность, уровень технологии и печати, безопасность, а также экологичность (т.е. простоту утилизации).
В заключение осталось отметить, что при выборе или разработке современной упаковки наряду с традиционными требованиями к материалам, конструкции, дизайну и т.п. необходимо учитывать возможность автоматизированной обработки всех элементов упаковки. Конечно, в данной статье даны только некоторые принципиальные моменты, на которые следует обращать внимание.
На практике в каждом конкретном случае уже на этапе разработки или выбора упаковки необходимо консультироваться с разработчиками упаковочного оборудования. Это особенно актуально сейчас - на этапе перехода фармацевтических предприятий Таджикистана на технологии и производства, соответствующие требованиям GMP, где основными и принципиальными требованиями являются воспроизводимость и повторяемость технологии, что может быть обеспечено только при использовании автоматических машин.
Приложение 1.
(Исследование в области значимости упаковки лекарственных средств с точки зрения потребителя).
Исследование особенностей упаковки лекарственных средств проходило на базе аптеки "Шайх Сино", расположенной по адресу: г.Куляб, пр. И.Сомони. Цель: изучение особенностей упаковки лекарственных средств. Объект исследования: упаковка ЛС. Предмет исследования: особенности упаковки ЛС. Для выявления предпочтений использованы методы социологических исследований (анкетирование и интервьюирование).
Исследование влияния упаковки ЛС на потребительские предпочтения покупателей.
Была разработана авторская анкета (приложение 2). Респондентами выступили 110 потребителей лекарственных препаратов на базе аптеки "Шайх Сино", расположенной по адресу: г.Куляб, пр. И.Сомони Потребители оценивали упаковки лекарственных препаратов по ряду признаков. Состав респондентов представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 -- Пол респондентов
Как свидетельствуют полученные данные, основными потребителями являются женщины 71 (64%). Такое соотношение может быть объяснено психологическими особенностями респондентов разного пола, т. е. женщины с большей толерантностью относятся к подобным опросам.
В исследовании приняли участие респонденты различных возрастных категорий. Как видно из приведенных данных, большую часть составила возрастная категория 44--55 лет (38%), малую часть составляют люди, в возрасте от 18 -- 25 лет (13%) (рис. 2).
Рисунок 2 -- Возраст респондентов
Респондентам был задан вопрос: "Обращаете ли вы внимание на упаковку при покупке лекарственного препарата?". Ответы отражены в рисунке 3.
Рисунок 3 -- Обращение внимания на упаковку при покупке лекарственных препаратов
На вопрос: "Упаковке, каких производителей вы отдаете предпочтение?" большая часть опрошенных отдают предпочтение хорошо известным фирмам-производителям 63 (57%). В то время, люди преклонного возраста (чаще это женщины) отдают наоборот предпочтение лекарствам зарубежного производства 29 (26%) (рис. 4).
Рисунок 4 -- Предпочтения респондентов по выбору производителей
При ответе на вопрос: "Какой упаковке вы отдаете предпочтения…" Почти половина респондентов предпочитают блистерную упаковку 54 (49%); 24 (22%) респондентов предпочитают бумажную упаковку (конвалюту), 19 (17%) предпочитает пластиковый флакон и 13 (12%) - выбирают стеклянный флакон (рис. 5).
Рисунок 5 -- Предпочтения респондентов по выбору упаковки
Отвечая на вопрос "Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки", 65 (59%)
опрошенных -- всегда обращают внимание, 36 (33%) не всегда обращают внимание, и 9 (8%) не обращают внимание на художественное оформление упаковки лекарственных средств (рис. 6).
Рисунок 6 -- Художественное оформление упаковки лекарственных средств
При ответе на вопрос "Сподвигнет ли вас яркая упаковка на покупку лекарственного средства?" распределение ответов показало, что довольно большая часть участников исследования 61% яркая упаковка сподвигнет на покупку лекарственных средств (рис. 7).
Рисунок 7 -- Заинтересованность респондентов в яркой упаковке
При ответе на вопрос: "Товару, в какой упаковке вы отдаете предпочтение?" 60 (54%) больше половины опрошенных предпочитают товар в индивидуальной упаковке (рис. 8).
Рисунок 8 -- Потребительские предпочтения по выбору упаковки товара
Респондентам был задан вопрос: "Какой цветовой гамме упаковки вы отдадите предпочтение?". Ответы отражены в рисунке 9.
Рисунок 9 -- Цветовые предпочтения респондентов
На вопрос анкеты: "Обращаете ли вы внимание на размер надписи на упаковке?", ответы респондентов показали, что, большинство 68 (62%) респондентов обращают внимание на размер надписи (рис. 10).
Рисунок 10 -- Размер надписи на упаковке
Для оценки влияния упаковки на потребительские предпочтения рассчитывали относительный уровень значимости следующих функций упаковки: информативность, удобство пользования, доступность, возможность точного дозирования, защита от детей, защита от воздействия внешних факторов, контроль первого вскрытия.
Проанализировав ответы на вопрос "Оцените важность функции упаковки лекарственных средств?" проведенные исследования позволили выявить отношение респондентов к основным функциям упаковки (таб. 1):
Таблица 1 -- Функции упаковки лекарственных средств
| | |
Функции | Ранг предпочтений | |
Доступность Удобство пользования Информативность Возможность точного дозирования Защита от детей Защита от воздействия внешних факторов Контроль первого вскрытия | 1 2 3 4 5 6 7 | |
| | |
Из данных табл.1 видно, что первостепенное значение, с точки зрения потребителя, имеют такие функции, как доступность лекарственных средств, удобство пользования и информативность. К наименее важным были отнесены: защита от воздействия внешних факторов и контроль первого вскрытия. упаковочный потребительский товарный обращение
В ходе исследования потребителям предлагалось оценить важность признаков упаковок лекарственных препаратов: безопасность, качество оформления внешнего вида упаковки, удобство применения, количество препарата в упаковке, информация о препарате на упаковке.
Соотношение критериев важности отдельных признаков упаковки лекарственных препаратов для потребителей представлено в таблице 2.
Таблица 2 -- Оценка важности признаков упаковки лекарственных препаратов
| | |
Признаки упаковки | Ранг предпочтений | |
Безопасность упаковки | 1 | |
Информация на упаковке | 2 | |
Качество оформления внешнего вида упаковки | 3 | |
Удобство применения | 4 | |
Количество препарата в упаковке | 5 | |
| | |