Файл: Руководство по изучению дисциплины Шаблон находится в папке Учебнометодический блок, файл Руководство по изучению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО, ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебно-методический отдел


Методические указания на формирование

учебного методического комплекса (УМК)

версия 5.0

Белгород 2012 г.

Содержание


1.Структура УМКД 3

2. Структура и содержание программного блока 4

2.1. Программный блок по образовательным стандартам 2-го поколения 4

2.1.1. Учебная программа дисциплины (Шаблон находится в папке Программный блок, папка - Шаблон программ ГОС (2-е поколение), файл – Учебная программа.doc) 4

2.1.2. Рабочая программа дисциплины 4

2.1.3. Программа промежуточной аттестации (Шаблон находится в папке Программный блок, файл – Программа промежуточной аттестации.doc) 6

2.2. Программный блок ООП ВПО по направлениям подготовки бакалавров 8

3. Структура и содержание учебно-методического блока 10

3.1. Руководство по изучению дисциплины (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, файл – Руководство по изучению.doc) 10

3.2. Теоретические материалы (конспект лекций) (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, папка – Теоретические материалы) 13

3.3. Практикум (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, папка – Практикум) 14

3.3.1. Задачник 14

3.3.2. Практикум (лабораторный) 15

3.3.3. Практикум (семинарский) 17

3.4. Глоссарий (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, файл – Глоссарий.doc) 18

3.5. Тестовые задания (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, папка – Тестовые задания) 19

3.6. Дидактические материалы (Шаблон находится в папке Учебно-методический блок, папка – Дидактические матриалы) 24

3.5.1. Презентация учебной дисциплины 24

3.5.2. Электронные дидактические материалы 26

4. Технические требования при работе с документами из Шаблона 27



  1. Структура УМКД





2. Структура и содержание программного блока


Программный блок является нормативным документом, на основе которого строится учебный процесс по дисциплине. Программный блок формируется на основе образовательного стандарта по дисциплине, она определяет содержание, объем и уровень усвоения знаний материала, состав и структуру методов познания, задает требования к уровню профессионального становления студента.

Программный блок по образовательным стандартам 2-го поколения включает:

• учебной программы дисциплины;

• рабочей программы;

• программы промежуточной аттестации студентов;

• программы итоговой аттестации выпускников (если подразумевается);

• программы практики (учебной, педагогической, производственной и др.: если подразумевается).

Программный блок ООП ВПО по направлениям подготовки бакалавров состоит из рабочей программы, в которой дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками).

2.1. Программный блок по образовательным стандартам 2-го поколения

2.1.1. Учебная программа дисциплины (Шаблон находится в папке Программный блок, папка - Шаблон программ ГОС (2-е поколение), файл – Учебная программа.doc)


Учебная программа дисциплины – нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала. Учебная программа дисциплин разрабатывается на пять лет. Хранится на кафедре.

2.1.2. Рабочая программа дисциплины


Рабочая программа дисциплины определяет содержание, объем и уровень усвоения материала, состав и структуру методов познания, задает требования к уровню профессионального становления студентов с учетом специфики их подготовки по избранной специальности (направлению). Корректируется, утверждается ежегодно и представляется автором-разработчиком УМКД в ЦДО для размещения в системе «Пегас».



Структура рабочей программы дисциплины включает:

1. Пояснительная записка.

Эти сведения необходимы для ориентации студента внутри курса, пояснения всех его основных направлений, сферы применения. Дисциплина должна быть понятна студенту: когда и для чего изучается, каковы будут результаты обучения. Общий объем текста – 40-50 строк.

В пояснительной записке необходимо указать следующее, причем каждый пункт оформляется отдельным абзацем:

  • Краткое описание: (основные положения (вопросы), рассматриваемые в рамках дисциплины, важность изучения дисциплины);

  • Цели

  • Задачи

  • Список специальностей, на которых читается курс

  • Место среди смежных дисциплин

  • Сферы профессионального применения

  • Начальные знания, умения и навыки

  • Итоговые знания умения и навыки

2. Содержание дисциплины.

2.1. Объемы учебных занятий с указанием их видов
2.2. Содержание дисциплины по разделам

Перечень разделов и тем должны отражать содержание дисциплины соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине.

3. Лабораторный практикум.

Описывается перечень лабораторных работ по разделам (темам) дисциплины. В случае, если лабораторный практикум не предусматривается, в п. 3 делается запись – «не предусмотрен»;

4. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов (указывается перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовых работ);

5. Учебно-методическое обеспечение курса.

Учебно-методическое обеспечение включает:

  • основную литературу (книги);

  • дополнительную литературу (книги);

  • нормативные документы;

  • периодическую литературу;

  • Internet-ресурсы;

  • вспомогательные (дополнительные) электронные ресурсы.


Пример:

1. Рекомендуемая основная литература:

  1. Кознов, В. В. Финансовая математика [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / В. В. Кознов ; БелГУ, Старооскол. фил. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. – 144 с.


2. Рекомендуемая дополнительная литература:

  1. Демография [Текст] : учеб. пособие вузов / под ред. В. Г. Глушковой. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2006. – 290 с. : ил., табл.

3. Нормативные документы:

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 30, ч. II. – Cт. 3127

4. Периодическая литература:

  1. Липатова, Т. А. Вузовские библиотеки и информационная культура студентов [Текст] / Т. А. Липатова // Библиотеки учебных заведений. – 2005. – № 7. – С. 8-16.

5. Электронные издания:

СD-ROM

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – М. : Кирилл и Мефодий : Рос. энцикл., 2000. – 2 электрон опт. диск (CD-ROM): зв., цв. + Прил.: Руководство пользователя (16 с.). – Систем. требования : Pentium; 8 Mб ОЗУ; MS Windows 95/98/NT; 4-скорост. CD-ROM; SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цв.); 16-бит. зв. карта; мышь.

ресурсы Интернет

  1. Заика, Е. Ф. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков [Электронный ресурс] / Е. Ф. Заика, Я. П. Молчанова, Е. П.Серенькая ; Моск. союз науч. и инж. орг., РХТУ им. Д. И. Менделеева, The Wildlife Trusts. – М. ; Переславль-Залесский, 2001– . – Режим доступа: http://www.ecoline.ru/wateroflife/books/monitor/index.html.

  2. Веряев, А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика : электронный журн. / Сибир. отд. Междунар. акад. наук педобразования, Барнаульский гос. пед. ун-т и др. – 1998. – № 4. – Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_4/articl_1.html



6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Здесь необходимо указать специализированные лаборатории и классы, основные приборы, установки, стенды и другие средства обеспечения ее освоения: перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и др.;

7. Форма итогового контроля.

Зачет/экзамен, с указанием семестра и формы обучения.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

2.1.3. Программа промежуточной аттестации (Шаблон находится в папке Программный блок, файл – Программа промежуточной аттестации.doc)


Программа промежуточной аттестации представляет собой нормативный документ, на основании которого осуществляется промежуточная аттестация студентов в виде зачетов и экзаменов. В связи с применяемыми дистанционными технологиями обучения формы проведения зачетов и экзаменов могут быть различными: устной, письменной, тестированием и др. (на усмотрение кафедры). Промежуточная аттестация может быть представлена следующими формами контроля: входной контроль, самостоятельный контроль, текущий контроль, рубежный контроль и итоговый контроль.

Структура программы промежуточной аттестации включает:

1. Пояснительная записка.

В пояснительную записку входит описание целей проведения промежуточной аттестации, форм проведения и методов оценки ожидаемых результатов обучения, которые представляют собой совокупность основных понятий и умений по учебной дисциплине. Методы оценивания могут быть различными, они выбираются в зависимости от целей и планируемых результатов обучения. В пояснительной записке необходимо указать следующее

  • Цели проведения промежуточной аттестации.

  • Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина.

  • Ожидаемые результаты обучения.


2. Содержание разделов дисциплины.

Перечень разделов и тем должны отражать содержание дисциплины соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине.

3. Вопросы к зачету/экзамену

При необходимости написания курсовой работы в учебный курс должна быть включена вся необходимая для этого информация, включающая:

  • общие положения о курсовой работе (необходимость, цели и задачи написания);

  • требования к содержанию работы, ее оформлению, порядку написания и защиты;

  • список тем с краткой характеристикой и ссылками на темы учебника;

  • критерии оценки.


Пример:
Список вопросов к зачету: