Файл: Использование оценочных мультипликаторов в оценке бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Оценка собственности: Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»

Тема:
«Использование оценочных мультипликаторов в оценке бизнеса»
К защите:

Ректор: _______________

(подпись)

Выполнил: слушатель группы

________________________

(подпись)

Принял: ___________

(подпись)

Москва, 2020 г.

Содержание




Введение 4

Предпосылки использования оценочных мультипликаторов в рамках сравнительного подхода 8

Федеральный стандарт оценки Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1) (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 256) 8

Понятие и классификация оценочных мультипликаторов 17

Финансовые мультипликаторы 20

Натуральные мультипликаторы 30

Моментные и интервальные мультипликаторы 32

Выбор и расчет мультипликаторов при оценке пакетов акций 35

Формирование базы предприятий-аналогов 41

Выбор и расчет оценочных мультипликаторов 47

Заключение 59

Список литературы 63



Введение


Для нашей страны сегодня характерно большое количество экономических проблем, присущих развивающемся в направлении развитого рынка государству. Многие из них обозначаются весьма нестандартно, своеобразно. В первую очередь это относится к проблеме оценки бизнеса. В сложные нестабильные времена особое значение придается современному пониманию профессионализма, требуемого для рационального управления как небольшим предприятием, так огромными корпорациями. Весомая роль принадлежит оценке бизнеса. Часто отмечается необходимость применять оценку стоимости для последующего принятия более оптимизированных решений проблем.

С развитием рыночной экономики в России появилась свобода распоряжения своими средствами и возможность вложить их в бизнес, купить и продать его, то есть бизнес стал товаром. Оценка стоимости необходима во многих ситуациях: при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии на фондовом рынке. К тому же, повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления компанией. Этим обусловлена актуальность темы настоящей дипломной работы.

Основная цель - выработать своеобразное стоимостное мышление, где каждое решение должно быть со всех сторон осмыслено с точки зрения того, повышает ли исполнение этого решения стоимость компании. В странах, где фондовый рынок хорошо развит, рыночная стоимость компании определяется реально. В России пока это не так. Но в основе объективной рыночной оценки стоимости бизнеса всегда лежат серьезные прогнозы, расчеты денежных потоков будущих периодов. Естественно, что сегодня в России реальные предположения о предстоящем достаточно туманны. К тому же в нашей стране нередко еще ставят знак равенства между стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов. Отметим, что введение в практику оценки стоимости компании в России по-новому ориентирует бизнес. Зачастую компании развиваются по интуитивно определенным стратегиям и не увязывают свои цели с последующим изменением стоимости бизнеса. Нечасто оценка стоимости используется как универсальный показатель эффективности любых стратегий развития бизнеса.

Данные анализа показывают, что фондовый рынок реагирует по-разному на факторы роста стоимости. Он, прежде всего, опирается на факторы долгосрочные, обеспечивающие большие денежные потоки на довольно длительном временном отрезке. Фондовый рынок смотрит, например, с оптимизмом на появление компаний в сфере биотехнологий и других «новых» отраслей, учитывая их благоприятную, долгосрочную перспективу. Следовательно, рынок ориентируется не только на текущую прибыльность акций.

Рынок побуждает компании не нарушать определенный баланс между будущей доходностью компании и текущей. При слиянии предприятий стоимость компании-поглотителя не всегда будет возрастать. Необходим не только детальный анализ, но и ответственное планирование процесса интеграции компаний после слияния.

Даже, в случае, если не требуется реорганизация компании, ее акционирование, продажа или покупка, тем не менее, периодически оценку необходимо проводить для диагностики компании (бизнеса) и корректировки вектора ее развития.

В процессе оценки бизнеса выявляются все возможные подходы к управлению компанией и определяют, какой из них обеспечит наибольшую эффективность, что в последствии обеспечит и более высокую рыночную стоимость.

Основными факторами, определяющими рыночную стоимость компании, являются: настоящая и будущая прибыль, время получения доходов, затраты на создание подобного предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и ликвидность активов. Значительную роль при оценке имеют нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и другое).

Таким образом, в условиях рыночной экономики профессия оценщика является все более востребованной, а знания в области управления и формирования стоимости важны и для управленца, и для финансового менеджера, и для специалиста в области инвестиций и кредитования и в других областях.

Цель настоящей аттестационной работы заключается в рассмотрении оценочных мультипликаторов и особенности определения рыночной стоимости собственного капитала компании в рамках сравнительного подхода оценки стоимости предприятия (бизнеса). Основными задачами работы являются:

Характеристика сравнительного подхода к оценке бизнеса.

Изучение основ использования и методов применения мультипликаторов в оценочной деятельности.

В работе отражены основные ценовые мультипликаторы, получившие широкое применение в практике оценочной деятельности, а также условия применения различных мультипликаторов для оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



Предпосылки использования оценочных мультипликаторов в рамках сравнительного подхода



В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости1.

В оценочной деятельности стоимость объекта оценки устанавливается с применением трех основных подходов: доходного, сравнительного и затратного.

Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами2.

Данный подход основан на принципе замещения, в основе которого лежит суждение, что разумный инвестор не заплатит за объект оценки больше минимальной цены, взимаемой за аналогичные объекты с эквивалентной полезностью.

Сравнительный подход предполагает использование в оценочной деятельности трех основных методов: рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов. Основное преимущество сравнительного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения, а также в том, что он учитывает множество различных особенностей объекта оценки, в том числе их доходность.:

- метод рынка капитала (метод компании-аналога) – основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Применяется для оценки неконтрольного (миноритарного) пакета акций;

- метод сделок (метод продаж) – для сравнения используются данные по продажам контрольных пакетов акций компаний либо предприятий целиком. Следовательно, данный метод применяется для оценки контрольного (мажоритарного) пакета акций или 100%-го капитала;

- метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) – основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Расчет отраслевых коэффициентов осуществляется на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.



В нашей стране широкое распространение получили два метода сравнительного подхода: метод рынка капитала и метод сделок.

Основными этапами оценки предприятия сравнительным подходом посредством сравнения с аналогичными объектами являются:

1.сбор необходимой информации;

2.отбор сопоставимых компаний;

3.финансовый анализ;

4.выбор и расчет ценовых мультипликаторов;

5.выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;

6.определение итоговой величины стоимости;

7.внесение итоговых корректировок.
Сбор необходимой информации

Оценка бизнеса сравнительным подходом основана на использовании двух типов информации:

рыночной (ценовой) информации, включающей данные о фактических ценах купли-продажи акций аналогичных компаний, а также данные о количестве акций в обращении;

финансовой информации, представленной бухгалтерской (финансовой) отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых устанавливается оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки.
Процесс отбора сопоставимых компаний

Изначально оценщиком определяется максимально возможное число компаний, сходных с оцениваемой, сделки по которым совершались в предыдущий оцениваемому период (преимущественно год). В последующем учитывают дополнительные факторы, позволяющие сократить первоначальный круг претендентов на аналогичные.
Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности. Аналог объекта оценки – это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам другой объект, цена которого (стоимость акций) известна из сделки, состоявшейся на сходных условиях. Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования3.
В перечень основных критериев отбора компаний, аналогичных оцениваемой компании, входит:

Отраслевое сходство:

уровень диверсификации производства;

возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов;

зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов;

стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов;


Размер:

степень капитализации компании;

численность персонала;

объем реализованной продукции и услуг;

объем прибыли;

число филиалов;

географическая диверсификация;

количественные скидки;

ценовые различия по сходным товарам;

Перспективы роста:

общий уровень инфляции;

перспективы роста отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли;

динамика доли предприятия на рынке;

Финансовый риск:

структура капитала или соотношение собственных и заемных средств;

уровень ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;

кредитоспособность компании, или ее способность привлекать заемные средства на выгодных условиях;

Качество менеджмента:

качество отчетной документации;

возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала;

место компании на рынке.
На основе анализа критериев оценщик может сделать вывод о сопоставимости компании-аналога с оцениваемой компанией по ряду характеристик и возможности ее использования для расчета мультипликаторов4.

Итоговый список, составленный оценщиком в процессе отбора сопоставимых компаний, должен включать не менее трех аналогов.
Финансовый анализ

Финансовый анализ считается важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием. На данном этапе эксперт анализирует бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах компаний, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты.

Финансовый анализ объектов-аналогов осуществляют традиционными приемами и методами. Отбор и расчет оценочных факторов производят, имея в виду, что сходные предприятия могут быть охарактеризованы одними и теми же качественными финансовыми показателями, такими как: прибыль, величина денежного потока, выручка от реализации, стоимость активов, уровень дивидендов и многими другими5.

По результатам финансового анализа составляется сводная таблица, содержащая наиболее важные финансовые коэффициенты, рассчитанные по оцениваемой компании и полному списку аналогов, а именно:


доля чистой прибыли в выручке от реализации;

доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы;

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты оборачиваемости активов.
Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании

Ценовой мультипликатор есть соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Широко распространены следующие виды мультипликаторов:

стоимость компании/прибыль;

стоимость компании/денежный поток;

стоимость компании/рыночная стоимость активов.

В зависимости от того, какая информация о предприятиях-аналогах доступна, могут быть использованы и другие мультипликаторы6.

При расчете стоимости компании рекомендуется пользоваться несколькими мультипликаторами, заранее рассчитав для каждого степень достоверности (весомость).

Поскольку одинаковых предприятий не существует, то диапазон величины одного и того же мультипликатора по разным предприятиям аналогам может быть достаточно большим. Для оценки рассчитывается средневзвешенное значение мультипликатора. При расчете наибольший удельный вес придается мультипликаторам тех предприятий, финансовое положение которых наиболее близко к положению объекта оценки. Достоверность того или иного мультипликатора определяется экспертным методом.
Определение итоговой величины стоимости

Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить расчетную величину ценового мультипликатора на аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании:

ССК = М * ФП,

где ССК–рыночная стоимость собственного капитала;

М –оценочный мультипликатор;

ФП –финансовый показатель объекта оценки.

Сравнительный подход дает право оценщику использовать максимальное число всех возможных видов мультипликаторов, следовательно, в процессе оценки будет получено столько же вариантов стоимости. Наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий,