Файл: Использование оценочных мультипликаторов в оценке бизнеса.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
•финансовые характеристики (динамика выручки, себестоимости, прибыли от основной деятельности, чистой прибыли, результатов операционной и внереализационной деятельности; анализ рентабельности; анализ собственного оборотного капитала; анализ долга; наличие налоговых льгот);
•структура капитала (собственный и заемный капитал; наличие привилегированных акций);
•производственные характеристики (уровень загрузки производственных мощностей, проектная и фактическая мощность/производительность);
•имущественный комплекс (наличие избыточных активов);
•перспективы развития (планы развития предприятия относительно основного производства – расширение, замена, сокращение и др.).
Кроме того, должна быть получена информация о совершении сделок купли-продажи с акциями оцениваемого предприятия (дата совершения сделки, анализ рыночных условий совершения сделки, объект сделки, цена сделки).
Для получения вышеперечисленной информации, у предприятия необходимо запросить следующие основные документы:
•пояснительные записки к годовой бухгалтерской отчетности и годовым собраниям акционеров;
•формы годовой бухгалтерской отчетности (за последние 3-5 лет, предшествующие дате проведения оценки): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу;
•информация по имущественному комплексу (перечень объектов с указанием основных технико-экономических характеристик, и указанием на участие в производственном процессе);
•информация по краткосрочным и долгосрочным займам и кредитам (наименование кредитора, дата предоставления и погашения, порядок и условия погашения);
•информация по долгосрочным финансовым вложениям (наименование, доли участия, период и условия владения/распоряжения).
По итогам проведенного анализа деятельности оцениваемого предприятия важно четко понимать ключевые «точки», которые формируют основную ценность бизнеса предприятия.
-
Анализ отрасли осуществляемой оцениваемой компанией деятельности.
На данном этапе следует получить информацию по следующим основным вопросам:
•экономические показатели отрасли (динамика объемов производства, рентабельность, темпы роста);
•риски, присущие отрасли;
•перспективы развития отрасли (существующий и потенциальный рынок сбыта, анализ поставщиков);
•наличие конкурентов – аналогичных предприятий.
Необходимо отметить, что анализ отрасли следует проводить как на страновом (российский рынок), так и на мировом уровнях.
В результате отраслевого анализа необходимо сделать вывод о положении оцениваемого предприятия в отрасли, т.е. выявить показатели его производственно-финансовой деятельности, которые существенно отличаются от среднеотраслевых, и проанализировать причины выявленного отличия.
Важно понять, возможно ли сравнивать оцениваемое предприятие с отраслевыми конкурентами, либо по определенным причинам оцениваемое предприятие является уникальным, и на данном этапе сделать вывод о невозможности применения сравнительного подхода.
-
Анализ состояния фондового рынка.
В процессе анализа фондового рынка (конкретнее – рынка акционерного капитала) необходимо получить ответы на следующие вопросы в разрезе фондового рынка в целом и сегмента рынка, касающегося деятельности оцениваемого предприятия:
•участники рынка (наличие биржевых котировок на акции предприятий, осуществляющих свою деятельность в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие);
•ликвидность рынка (соотношение числа заявок на покупку с количеством заявок на продажу; разница между ценой продажи и ценой покупки; динамика изменения цен);
•биржевой оборот (анализ общего объема биржевых сделок, заключаемых в ходе биржевых торгов в натуральном и стоимостном выражении);
•доходность рынка;
•спекулятивность рынка (выявление спекулятивных сделок);
•«совершенность/эффективность» рынка (влияние общеэкономических и политических событий на ценообразование).
На основании полученной информации следует сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных предприятий.
-
Составление списка компаний-аналогов.
Данный этап следует реализовывать по двум направлениям. Во-первых, выбор предприятий, которые могут выступать аналогами оцениваемому предприятию. Во-вторых, анализ производственно-финансовой деятельности предприятий-аналогов (см. содержание 2этапа) и осуществление необходимых корректировок по параметрам, различающимся с оцениваемым предприятием. Результат выполнения данного этапа – сформированная (проверенная на достоверность и достаточность) база предприятий-аналогов, на основе которой будет реализовываться следующий этап.
-
Выбор и расчет оценочных мультипликаторов
На базе производственно-финансовых показателях деятельности компаний-аналогов и скорректированных цен их пакетов акций, рассчитываются оценочные мультипликаторы. После формирования выборки по каждому мультипликатору, необходимо провести анализ выборки мультипликаторов на репрезентативность: выявление причин отклонений в значениях мультипликаторов. После качественного анализ выборки мультипликаторов, производится выбор мультипликаторов, по которым будет определяться рыночная стоимость пакетов акций оцениваемого предприятия.
-
Расчет рыночной стоимости акций оцениваемой компании.
Рассчитанные мультипликаторы умножаются на соответствующий финансовый либо производственный показатель деятельности оцениваемого предприятия. Полученные значения рыночной стоимости пакетов акций оцениваемого предприятия анализируются на наличие разницы в результатах. При наличии указанной разницы, определяются факторы и причины, повлиявшие на ее формирование. В итоге необходимо осуществить обоснованный выбор мультипликаторов, на базе которых производится расчет предварительной рыночной стоимости пакета акций оцениваемой компании.
-
Выведение итоговой стоимости акций оцениваемой компании.
Данный этап включает в себя следующие действия:
1. Внесение корректировки на наличие чистого долга.
2. Внесение корректировки на наличие избыточных активов.
3. Внесение корректировки на недостаток/избыток собственного оборотного капитала.
4. Внесение корректировки на наличие/отсутствие контроля.
5. Внесение корректировки на уровень ликвидности оцениваемого пакета акций по сравнению с пакетами акций предприятий-аналогов.
6. Расчет итоговой рыночной стоимости пакета акций оцениваемого предприятия. Данный этап может быть вынесен за пределы сравнительного подхода и быть реализован в рамках раздела согласования результатов всех использованных подходов к оценке.
Формирование базы предприятий-аналогов
Реализация данного этапа возможна при соблюдении следующих основных предпосылок:
•оцениваемое предприятие не является уникальным и может рассматриваться в рамках отрасли;
•в общедоступных источниках существует достаточная информация о сделках (на дату проведения оценки либо за период (1-5 лет), предшествующий проведению оценки), совершенных с предприятиями, которые могут выступать в качестве потенциальных аналогов;
•в общедоступных источниках существует достаточная информация о производственно-финансовой деятельности предприятий, которые могут выступать в качестве потенциальных аналогов;
•возможно получить информацию о котировках (капитализации) предприятий которые могут выступать в качестве потенциальных аналогов на дату проведения оценки либо за период, предшествующий проведению оценки (1-6 мес.).
Поиск предприятий-аналогов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1.Составить перечень потенциальных аналогов. Источниками информации может выступать:
•интервью с руководством оцениваемого предприятия вероятнее всего получить перечень его конкурентов, которые в первую очередь следует рассмотреть в качестве аналогов;
•отраслевые обзоры;
•анализ рынка слияний и поглощений в течение последних 1 – 5 лет (важно получить детальную информацию о сделке);
•анализ фондового рынка (рынка акционерного капитала).
Для составления предварительного перечня потенциальных аналогов следует использовать следующие начальные критерии отбора.
Отрасль. Перечень потенциальных аналогов на основе общей отраслевой принадлежности с оцениваемой компанией.
Размер или масштаб компании – объем продаж, уровень доходов (выручка, прибыль от основной деятельности, прибыль до налогообложения, чистая прибыль), наличие филиалов.
Исторические тенденции, позволяющие оценить сопоставимость оцениваемой компании и аналогов на основе истории: структура и динамика изменения выручки и расходов, уровень заемного финансирования рентабельность, структура и изменения долгосрочной задолженности.
Уровень загрузки производственных мощностей. Необходимо провести анализ и выявить причины недозагрузки производственных мощностей. Они могут быть как внешними (то есть характерны для всей отрасли в целом), так и внутренними (вызванными качеством управления предприятием). Чем больше в среднем по отрасли избыток производственных мощностей, тем в меньшей степени их наличие у конкретного предприятия может влиять на ее стоимость. Следует учесть, что
неработающие мощности требуют затрат на их поддержание, что увеличивает общезаводские расходы.
Перспективы. Важно определить планы развития потенциальных аналогов, в том числе направления деятельности, причины роста, цели и размеры инвестирования.
Дата определения цены аналога. Предполагается, что сделка с пакетами акций потенциального предприятия-аналога была совершена накануне даты проведения оценки. Однако, учитывая, что российский фондовый рынок и рынок по слияниям и поглощениям недостаточно ликвидны и активны, то, возможно использовать информацию за 1-3 года до даты проведения оценки. Вместе с тем, важно отметить, что за указанный период не произошли какие-либо значимые события, которые существенно изменили ситуацию и их невозможно учесть в расчетах.
Ликвидность компаний-аналогов. Анализ степени ликвидности аналогов (объёмов продаж акций за фиксированный период) по сравнению с объектом оценки необходим, поскольку цена акций должна отражать текущую рыночную стоимости акций. Многие акции, которые продаются на внебиржевом рынке, имеют очень низкий уровень продаж, иногда не более одной или двух продаж в неделю. Цены, по которым такие акции продаются, могут не отражать текущую рыночную стоимость акций и, следовательно, участвовать в дальнейших расчетах.
При обосновании выбора компаний-аналогов нужно:
решить какие компании потенциально могут рассматриваться в качестве аналогов;
определить финансовые и производственные показатели, важные в формировании ценности компании;
выявить существенные отличия возможных компаний-аналогов от объекта оценки и понять степень погрешности результатов оценки при применении необходимых корректировок;
понять могут ли необходимые корректировки быть применены обоснованно (наличие логичных способов расчета корректировок и необходимых исходных данных).
По результатам анализа аналогов следует определить, как соотносится оцениваемая компания с компаниями-аналогами, то есть что в результате окажет влияние на уровни оценочных мультипликаторов. Таким образом, необходимо выявить все существенные отличия аналогов от объекта оценки, определить возможность и способы выполнения корректировок для приведения цен в сделках с аналогами к условиям, при которых свойства аналогов были бы совпадающими с аналогичными свойствами объекта оценки.