Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Источники финансирования социального обеспечения.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального
§1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
§1.2 Понятие и классификация форм социального обеспечения
§1.3 Понятие и роль внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ источников финансирования социального
§2.1 Виды и источники финансирования социального обеспечения в России
§2.2 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства
§2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства
§2.4 Пенсионный фонд, его функции и средства
Глава 3. Перспективы развития социального обеспечения
§3.1. Государственная политика в области социальной защиты
§3.2. Перспективы развития социальной защиты и социального обеспечения населения
§2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства
Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 85715.
Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования16.
Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
- выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами и налоговыми органами Российской Федерации контроль за перечислением страховых взносов;
- вносит предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования и др.17
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);
- ассигнований из федерального бюджета;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Федерального фонда;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:
1. Налоговые доходы:
А. Единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- Налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;
- Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;
- Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента.
2. Неналоговые доходы:
- Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
3. Безвозмездные поступления:
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
4. Прочие поступления.
Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а также доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач18.
Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления составляет 3 года.
Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее правления. Решение правления принимается простым большинством голосов19.
Директор Федерального фонда, а также его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Таким образом, Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ. Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
§2.4 Пенсионный фонд, его функции и средства
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.
Пенсионный фонд обеспечивает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
- организацию работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств Фонда, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
- международное сотрудничество Российской Федерации, но вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и т.д.20.
Средства Пенсионного фонда формируются за счет:
- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- ассигнований из федерального бюджета;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда направляются на:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством