Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Культура и этика предпринимательства
Культура предпринимательской деятельности – совокупность материально-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой — экономическими отношениями между людьми. Эта культура воплощается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.
Предпринимателям присущи следующие психологические качества:
-
уверенность в благоприятном исходе; -
эмоционально-психологическая устойчивость; -
готовность принять ответственность и проявить решительность; -
новаторское, креативное мышление; -
настойчивость в достижении поставленной цели; -
стремление к выполнению более сложной работы; -
получение удовлетворения от достижения цели; -
стремление к разумному риску; -
самообладание; -
устойчивые способности к преодолению препятствий; -
высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совершенствовать уровень профессионализма; -
умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой,
усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач; -
навыки стратегического и тактического планирования.
Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответственность за решение поставленных проблем, формирование целей предпринимательской деятельности и их достижение на основе планирования.
Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучием. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предпринимательского риска – общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий.
Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельности являются: с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи; с другой – скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.
В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:
-
культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техники, технологическая дисциплина и др.); -
информационная культура (знания об эффективном использовании
информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).
В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:
-
научной организации производства и труда, которые относятся к элементам организационно-экономической культуры; -
финансовых, контрактных, организационно-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности — элементы технико-экономической культуры; -
технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.
Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.
Различают также материальные и духовные, личностные и институциональные элементы культуры предпринимательской деятельности:
-
к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники; -
к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление; -
к личностным — вид предпринимательской деятельности, возможность обогащения, степень экономической свободы и др.; -
к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.
Огромную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства, которая означает
комплекс норм и правил морального поведения руководителя и умение соединять профессиональные принципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действующему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п.
Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) – выполнение руководителем предприятия взятых на себя обязательств.
Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на людей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются:
-
личностный (личные качества руководителя); -
поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными).
В его рамках выделяют, демократический, автократический и либеральный методы; -
ситуационный.
При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия руководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др.
Реализация этих принципов в практике предпринимательства разработана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях активации их трудового потенциала.
Их можно подразделить на:
-
содержательные, к которым относятся теории А. Маслоу, Мак Клейна, Фредерика Герцберга. В их основе лежат механизмы внутренних побуждений, потребностей; -
процессуальные, теория ожиданий, теория справедливости и модели мотивации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры.
Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них – оплата труда – основа благополучного существования работника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позволяет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудового вклада в конечный результат работы предприятия.
В условиях развитых рыночных отношений предприниматели приме
няют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, смешанные, комиссионные, с участием в прибыли, с приобретением акций предприятия.
Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблюдать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8-9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающего работника, американские – увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий – трудовую апатию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производительности и качестве труда.
Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях создаются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10-25% экономического эффекта от реализации новаций.
Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить ценных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам.
При выборе предпринимателем мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы:
-
внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы; -
участие в принятии управленческих решений, в том числе по управлению собственностью; -
внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены
бригады несут коллективную ответственность за качество продукции,
распределение заработной платы и т. п.; -
планирование продвижения по службе (планирование карьеры); -
регулярное информирование руководителями предприятия работни
ков о результатах их работы (качества, производительности и т. п.); -
стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы; -
развитие рационализаторской работы сотрудников. -
создание внутри предприятий временных творческих групп для разработки и реализации инновационных решений; -
рациональное соединение поощрений и взысканий.