Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

К формам работы педагога с родителями относят: тематические консультации, родительские чтения и родительские вечера (нетрадиционные формы), а так же общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому и родительские собрания (традиционные формы).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Это одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний.



2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников




2.1 Организация исследования



Для выявления уровня компьютерной зависимости у младших школьников мы выбрали тест О.Л. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников».

Методом проведения исследования было тестирование.

В исследовании приняли участие ученики 3 класса (23 человека), в возрасте 8-9 лет. Исследование проводилось на базе МОУ «Филимоновская СОШ».

Данная анкета направлена на определение представлений о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости компьютерных технологий, влияющих на жизненные ориентиры детей.

Анкета состоит из 8 вопросов, каждый с тремя вариантами ответов. Интерпретация данных заносится в таблицу.

Тест для младших школьников на определение компьютерной зависимости. (О.Л. Кутуева)

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

1) ежедневно – 3 балла;

2) один раз в два дня – 2 балла;

3) только когда нечего делать – 1 балл.

2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

1) более 2-3 часов – 3 балла;

2) 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;

3) не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

1) пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;

2) бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;

3) выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

1) конечно, на компьютер – 3 балла;

2) зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;

3) вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

1) да, было такое – 3 балла;

2) пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;

3) нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о том

, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

1) почти все время думаю об этом – 3 балла;

2) могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;

3) почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

1) компьютер - для меня все – 3 балла;

2) большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;

3) компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

1) иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;

2) каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;

3) точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Интерпретация результатов:

8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.

19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.



2.2 Анализ результатов



Результаты проведенного исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1.



Учащийся

Количество баллов

1

Александр П.

8 баллов

2

Альберт Л.

11 баллов

3

Альбина Д.

9 баллов

4

Артем Ш.

8 баллов

5

Богдан Б.

8 баллов

6

Вадим К.

8 баллов

7

Валерия Н.

9 баллов

8

Виктория В.

15 баллов

9

Виктория М.

8 баллов

10

Виктория Х.

8 баллов

11

Владислав М.

8 баллов

12

Григорий К.

9 баллов

13

Дарья Б.

10 баллов

14

Дарья К.

8 баллов

15

Диана Л.

14 баллов

16

Кира Д.

11 баллов

17

Ксения Б.

10 баллов

18

Максим С.

14 баллов

19

Мария М.

8 баллов

20

Полина П.

12 баллов

21

Роман К.

8 баллов

22

Руслан Б.

12 баллов

23

Софья К.

11 баллов



Наглядно уровень компьютерной зависимости у младших школьников представлен на Рисунке.


Рисунок
Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста (23%) наблюдается возможность формирования компьютерной зависимости. Сформированной компьютерной зависимости не наблюдается. Но на данном этапе необходимо проводить профилактику с родителями в форме родительского собрания.

С этой целью нами разработано родительское собрание, которое включает в себя теоретическое ознакомление родителей с проблемой компьютерной зависимости и необходимостью проводить профилактику. В помощь родителям мы предлагаем подобранную нами памятку.



2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.



Тема родительского собрания

«Проблемы компьютерной зависимости»

Задачи:

  • способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером;

  • предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся.

Вопросы для обсуждения:

  1. роль компьютера в учебных достижениях школьника;

  2. отрицательная сторона освоения информационного пространства;

  3. методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.

Подготовительная работа: анкетирование детей, сочинение «Роль компьютера в моей жизни»; выставка работ учащихся, выполненных с помощью компьютера.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые родители!

Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т.д.

Видимо, наши дети рвутся занять место у компьютера не только потому, что это интересно, ново, необычно, но и потому, что компьютер помогает заменить отсутствие общения с близкими людьми общением с техническим устройством.

Безусловно, компьютер играет огромную роль в жизни человечества. Не меньшую роль он играет в учении школьников.

Учеба с помощью компьютера — это:

  • Написание текстов и упражнений.

  • Составление таблиц и диаграмм.

  • Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.

  • Использование учебных дисков по различным предметам длярасширения своих знаний и кругозора.

  • Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.

  • Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.

  • Возможность поиска информации по определенной учебной теме.

  • Возможность участия в олимпиадах различного уровня.

Компьютер дает школьнику возможность:

  • находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках;

  • бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;

  • посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.