Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Искусственные ограничения не дают никакого положительного эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем, с тем телевидением, которое у нас есть, с тем компьютерным бумом, который мы наблюдаем. Оградить ребенка от этих явлений означает вызвать его неадекватную реакцию, когда он все-таки столкнется с этими проявлениями современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению с мамой сидение перед дисплеем компьютера, если маме легче погрузиться в переживания мыльной оперы, нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер и телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение.

Рецепт от любой деструктивной зависимости(будь то компьютер, телевизор, алкоголь или наркотик) —полноценное и гармоничное общение всех членов семьи.А семейная гармония это не Божья благодать,а результат кропотливого труда, терпения и огромного желания растить детей в мире и благополучии.

В помощь родителям мы предлагаем памятку с подобранными нами рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников, которая представлена в Приложении.

Для выявления уровня компьютерной зависимости у младших школьников мы выбрали тест О.Л. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников».

Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста (13%) наблюдается возможность формирования компьютерной зависимости. У остальных 87% сформированной компьютерной зависимости не наблюдается. Однако, необходимо проводить профилактику компьютерной зависимости.

Одним из видов работы в данном направлении может стать работа с родителями.

С этой целью нами разработано родительское собрание, которое включает в себя теоретическое ознакомление родителей с проблемой компьютерной зависимости, с ее последствиями, с влиянием компьютерной зависимости на психологическое и физиологическое состояние ребенка.

Родителям на представленном родительском собрании разъясняется необходимость вовремя и планомерно проводить профилактические мероприятия в данном направлении. С этой целью в помощь родителям мы предлагаем составленную нами памятку.



Заключение



Познакомившись с психолого-педагогической литературой, мы изучили понятие компьютерной зависимости, под которой понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящие к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Психологи выделяют несколько видов компьютерной зависимости: интернет-зависимость, сетеголизм и игромания. Развитие психологической зависимости от компьютерных игр проходит через несколько стадий: стадию легкой увлеченности, стадию увлеченности, стадию зависимости и стадию привязанности. Так же мы рассмотрели проявления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте. Основными показателями развивающейся психологической зависимости являются: прием пищи, выполнение домашнего задания перед компьютером; отказ от сна, пропуск уроков для того, чтобы посидеть за компьютером; пренебрежение личной гигиеной; раздражение при отсутствии возможности сесть за компьютер; потеря интереса к каким-либо другим видам деятельности; шантаж при запрете проводить время за компьютером. Нами были определены основные направления работы учителя с родителями по профилактике данной зависимости. Они классифицируются на традиционные: общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому, родительские собрания; и нетрадиционные: тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера. Не смотря на множество современных форм взаимодействия педагога и родителей, основной формой остается родительское собрание.

Экспериментально выявив, что у детей младшего школьного возраста (13%) наблюдается возможность формирования компьютерной зависимости, мы разработали родительское собрание, которое включает в себя теоретическое ознакомление родителей с проблемой компьютерной зависимости, с ее последствиями, с влиянием компьютерной зависимости на психологическое и физиологическое состояние ребенка.



Родителям на представленном родительском собрании разъясняется необходимость вовремя и планомерно проводить профилактические мероприятия в данном направлении. С этой целью в помощь родителям мы предлагаем составленную нами памятку.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи выполнены.

Дальнейшим направлением нашей работы может стать разработка внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста.


Список литературы





  1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова // Внешкольник. – 2003. – № 10

  2. Антипин Н. А.Компьютерная зависимость и особенности ее влияния на сознание и поведение человека. – 2012. - № 2.

  3. Гоголева, А. В., Аддиктивное поведение и его профилактика. Стер. / А. В. Гоголева – 2-е изд М.: Московский психолого-социальный институт;Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- 240с.

  4. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья. М,Просвещение, 1995. – 55 с.

  5. Даулинг, С., Психология и лечение зависимого поведения / С. Даулинг - М.: «Класс», 2000. - 240 с.

  6. Думачева Е.А. Компьютерная зависимость (информационный материал для кураторов, преподавателей, воспитателей, студентов, социальных педагогов и педагогов-психологов) - Минск 2015

  7. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации/ Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2013. - № 11.

  8. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст]/ Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 2.

  9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004.

  10. Лаврович А.П. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А.П. Лаврович, Т.А. Попкова [Текст] // Социально-педагогическая работа. – 2003. – № 6.

  11. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003.

  12. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7

  13. Петров, В.П. Интернет в мировом информационном пространстве / В.П. Петров, С.В. Петров // Основы безопасности жизни. – 2008. – № 8

  14. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.

  15. Якушина Е.В. Школьники в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4

  16. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации[Электронный ресурс] /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013 - №11/ URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zavisimost-kak-odin-iz-vidov-addiktivnoy-realizatsii

  17. Зайчикова О. На заметку классному руководителю[Электронный ресурс] / URL: http://profshkolnik.rusedu.net/post/1631/96581

  18. Мирионкова Н. В. Компьютерная зависимость, её признаки и профилактика для младших школьников [Электронный ресурс] / URL.