Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3326
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.
В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками[12].
Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру [2].
Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки [2]:
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• ребенок забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.
Исходя из выше сказанного, родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.
Большинство исследователей отмечают, что дети, имеющие компьютерную зависимость, и увлекающиеся играми плохо формируют социальные взаимоотношения, замкнуты, необщительны.
По мнению психологов, профилактику игровой компьютерной зависимости необходимо вести как с детьми, так и с их родителями, так как родители не всегда осознают последствия увлечения детей компьютерными играми.
Существует мнение, что если человек провел час у компьютера, то он должен потратить в два раза больше времени на отдых с книгой, на природе, за беседой с друзьями и пр. А если компьютер является вашим рабочим инструментом, то норма нахождения у монитора, не наносящая вреда вашему здоровью составляет два часа. Для детей существует другая формула. Возраст ребенка умножается на четыре. То есть десятилетний ребенок должен проводить за компьютером не больше 40 минут в день. И родители должны четко контролировать это время.
Намного быстрее компьютер «поглощает» школьников, которые ощущают незащищенность, неуспешность, которых игнорируют, которым не уделяют внимания родители, педагоги, одноклассники [6].
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы[4].
Нетрадиционные формы работы с родителями
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Традиционные формы работы с родителями
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Общеклассные конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком.
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов[17]:
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
Таким образом, основным направлением работы педагога с родителями является родительское собрание как форма взаимодействия.
Под компьютерной зависимостью понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Виды компьютерной зависимости:
• Интернет-зависимость
• Сетеголизм
• Игромания
Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости:
• Стадия легкой увлеченности.
• Стадия увлеченности.
• Стадия зависимости.
• Стадия привязанности.
В научной литературе выделяют следующие признаки зависимости от компьютера у детей:
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками[12].
Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру [2].
Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки [2]:
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• ребенок забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.
Исходя из выше сказанного, родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.
Большинство исследователей отмечают, что дети, имеющие компьютерную зависимость, и увлекающиеся играми плохо формируют социальные взаимоотношения, замкнуты, необщительны.
1.3 Направление работы учителя с родителями по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
По мнению психологов, профилактику игровой компьютерной зависимости необходимо вести как с детьми, так и с их родителями, так как родители не всегда осознают последствия увлечения детей компьютерными играми.
Существует мнение, что если человек провел час у компьютера, то он должен потратить в два раза больше времени на отдых с книгой, на природе, за беседой с друзьями и пр. А если компьютер является вашим рабочим инструментом, то норма нахождения у монитора, не наносящая вреда вашему здоровью составляет два часа. Для детей существует другая формула. Возраст ребенка умножается на четыре. То есть десятилетний ребенок должен проводить за компьютером не больше 40 минут в день. И родители должны четко контролировать это время.
Намного быстрее компьютер «поглощает» школьников, которые ощущают незащищенность, неуспешность, которых игнорируют, которым не уделяют внимания родители, педагоги, одноклассники [6].
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы[4].
Нетрадиционные формы работы с родителями
-
тематические консультации -
родительские чтения -
родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Традиционные формы работы с родителями
-
общеклассные и общешкольные конференции -
индивидуальные консультации педагога -
посещения на дому -
родительские собрания
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Общеклассные конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком.
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов[17]:
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
-
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; -
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; -
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); -
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; -
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; -
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Таким образом, основным направлением работы педагога с родителями является родительское собрание как форма взаимодействия.
Под компьютерной зависимостью понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Виды компьютерной зависимости:
• Интернет-зависимость
• Сетеголизм
• Игромания
Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости:
• Стадия легкой увлеченности.
• Стадия увлеченности.
• Стадия зависимости.
• Стадия привязанности.
В научной литературе выделяют следующие признаки зависимости от компьютера у детей:
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);