Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3328
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Содержание
Введение
1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психолого-педагогический литературе
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
1.3 Направление работы учителя с родителями по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Развитие компьютерных технологий в последние годы, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство младших школьников. Воспитательное пространство – это необходимое условие становления личности ребенка в стенах школы и за их пределами. Существенную роль в воспитании занимает компьютер. Он является мощным инструментом обработки и хранения информации, благодаря компьютеру стали доступны различные виды информации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
Компьютерная зависимость – патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к уроками, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из популярных тем является тема компьютерных игр.
Основоположниками психологического изучения зависимости от интернета считаются американские исследователи: К. Янг и И. Голдберг.
Проблема компьютерной зависимости актуальна и требует изучения, а на данном этапе и профилактики.
Проблема: каковы направления работы учителя с родителями по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Противоречие: между необходимостью проводить профилактику по компьютерной зависимости у младших школьников с одной стороны, и недостаточным наличием методических разработок в данном направлении – с другой. компьютерная зависимость младший школьник
Цель: изучение теоретических аспектов проблемы компьютерной зависимости у младших школьников и разработка родительского собрания по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Объект: компьютерная зависимость у младших школьников.
Предмет: профилактика компьютерной зависимости у младших школьников.
Задачи:
-
Теоретически изучить компьютерную зависимость и ее виды. -
Теоретически рассмотреть проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте. -
Теоретически выявить направления работы учителя по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников. -
Изучить наличие компьютерной зависимости у младших школьников. -
Разработать родительского собрания по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
База исследования: МОУ «Филимоновская СОШ», 3 класс, 23 учащихся.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), практические (тестирование).
Практическое значение: разработанное нами родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников могут использовать учителя для работы с родителями в данном направлении.
1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психолого-педагогический литературе
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
Феномен компьютерной зависимости в настоящее время является серьезной проблемой современного общества.
Компьютер – это не только электронное устройство для обработки различной информации, но и машина, которая позволяет человеку общаться на расстоянии, не прилагая никаких особых усилий, при этом поглощая его и вовлекая в свой безграничный виртуальный мир. В процессе вовлечения личности в этот «виртуальный мир» и появляется компьютерная зависимость. Наиболее подверженными этому становятся дети в младшем школьном возрасте, так как в этот период они наиболее уязвимы в эмоциональном плане [1].
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности[7].
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие[4].
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.
В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости [4].
Изучая компьютерную зависимость, ученые неоднократно подтверждали своими исследованиями, что эмоции, переживаемые от поражения в процессе игры очень сходны с эмоциональными переживаниями горя. Большинство компьютерных игр, по мнению автора, провоцируют агрессивное поведение, неустойчивое настроение и неадекватные реакции [3].
Основоположниками психологического изучения зависимости от интернета считаются американские исследователи: К. Янг и И. Голдберг [2].
В своих работах они дают характеристику типам компьютерной зависимости:
-
зависимость от интернета — это род зависимости при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной),также человек заводит бесцельные знакомства в интернете, не приводящие к развитию социальных контактов(с данной позиции люди ищут по различным параметрам себе собеседников, общаются, но при этом не приносят пользы для развития своей личности); -
зависимость от игры - это навязчивое увлечение компьютерными играми по сети или стационарно.
Следует отметить, что примерно в то же самый период или несколько раньше психолог Ш. Текл проводила исследование стадий освоения компьютеров детьми [2]. Она также отметила, что для целого ряда обследованных испытуемых важным моментом является осуществление «контроля» над компьютером.
У многих игроманов возникают социальные фобии, ощущение отчуждения, покинутости. Из - за неумения рационально выражать свои чувства эмоциональные реакции у таких детей выглядят крайне агрессивными, неадекватными, что в свою очередь вызывает удивление, страх и шок у окружающих.
Изучение компьютерной зависимости показало, что основные механизмы ее формирования основаны на потребностях в принятии роли и стремлении ухода от реальности.
Нормально адаптирующийся в социуме человек не стремится к бегству от реальности, точно как и здоровая личность, адекватно оценивающая себя и других, не стремится к принятию на себя роли другого человека или существа.
Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя[5].
В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальныммиром, более того – человек развивается в виртуальности, развивая свое«виртуальное Я», а развитие реальной личности резко затормаживается [8].
Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании такойличности нарастает диссонанс между виртуальным миром, где «все дозволено»и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человекначинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальнуюреальность
Адаптация к виртуальному миру растет, в то время как в реальной жизни растетдезадаптация [5].
Чувство незащищенности – признак повышенной тревожности, уровень которой возрастает с возрастанием противоречий между реальностью и виртуальным миром в сознании человека. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у зависимых людей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности.
Психологи выделили следующие стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику [4].
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один илинесколькоразпоигралвролевуюкомпьютернуюигру,онначинает"чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре – это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Дети не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Выделяют следующие виды компьютерной зависимости [2]:
• Интернет-зависимость
• Сетеголизм
• Игромания
«Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типовэтого вида зависимости характеризуются следующим образом:
1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.