Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3317
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
5. Компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры.
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12 – 14 часов в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
-
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; -
предвкушение следующего сеанса он-лайн; -
увеличение времени, проводимого он-лайн; -
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности[2]:
Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.
Ролевые компьютерные игры можно разделить на следующие виды:
1. Игры от первого лица.
Такая разновидность игр отличается максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главная особенность в том, что вид от первого лица дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности. Участник может абсолютно серьезно относиться к игре и приравнивать качества своего персонажа к своим качествам. У человека возникает мотивационное внедрение в сюжет игры.
2. Игры от третьего лица.
Такие игры отличаются меньшим «врастанием» в персонаж. Участник видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица. В момент игрового процесса человек переживает судьбу своего персонажа, как свою собственную, например, уворачивается от выстрелов компьютерных врагов, а в случае вида извне внешние проявления не так явны, хотя выход из игры компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.
3. Руководительские игры.
Особенность этих игр заключается в том, что участнику предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Погружаясь в игру, он может становиться начальником всевозможных спецификаций: командиром отряда спецназа, главнокомандующим, президентом государства, даже богом, который руководит историческим процессом. При этом участник не видит на мониторе своего виртуального персонажа, а сам домысливает свою роль. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением. Впрочем, эмоциональная включенность в игровой процесс и приобретение психологической потребности в игре так же сильны, как при участии в других ролевых играх. Частый выбор участником игр данного типа можно упоминать при диагностике, определяя как замещение необходимости в доминировании и власти.
Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов [5].
Неролевые игры можно разделить на следующие виды:
1. Аркадные игры.
Этот тип совпадает с одноименным в жанровой классификации. Данные игры еще именуются приставочными, так как в связи с невысокой требовательностью к возможностям компьютера могут существовать и с приставками. Сюжет обычно незамысловатый, линейный. Единственное, что должен осуществлять участник, - быстро двигаться, стрелять и выигрывать бонусы, управляя виртуальным героем или, например, машиной, мотоциклом. Такие игры в основном весьма безобидны в отношении психологического влияния на участника, так как зависимость от них в основном быстро проходит.
2. Головоломки.
К этому типу игр относятся компьютерные разновидности всевозможных настольных игр (шахматы, карты, шашки, нарды и т. д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация держится на эмоциональном напряжении и объединяется в них с желанием обыграть компьютер.
3. Игры на быстроту реакции.
К ним причисляются программы, в которых участнику необходимо показать ловкость и скорость реакции. Отличаются от аркадных игр абсолютным отсутствием сюжета и преимущественной обобщенностью, а также никак не перекликаются с реальной жизнью. Мотивация, построенная на азарте, необходимости закончить игру, собрать максимальное количество баллов, способна стать причиной устойчивой психологической зависимости человека от этого типа игр.
4. Традиционно азартные варианты игр.
К ним относятся компьютерные разновидности карточных игр, рулетки, игровых автоматов, т. е. компьютерные разновидности игр в казино.
Компьютерная зависимость – это проблема, требующая незамедлительного решения. Решить эту проблему можно только совместными усилиями ученых, педагогов, психологов, родителей и детей.
Таким образом, под компьютерной зависимостью понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Виды компьютерной зависимости:
• Интернет-зависимость
• Сетеголизм
• Игромания
Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости:
• Стадия легкой увлеченности.
• Стадия увлеченности.
• Стадия зависимости.
• Стадия привязанности.
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
Злоупотребление компьютерными играми негативно влияет на личность человека, вызывая отклонения в сфере эмоциональных психических состояний и повышении уровня тревожности. Но отклонения в личностных качествах и состояниях младших школьников, зависимых от компьютерных игр, – результат не столько игровой деятельности, сколько длительного и регулярного нахождения в виртуальном мире компьютерных игр. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания. Такие игры для большинства играющих служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу и себе самому, и это, в конечном итоге, приводит к усилению дезадаптации и другим отрицательным последствиям. Однако очевидно, что игровая компьютерная зависимость отрицательно влияет на формирование личности. Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Психологи выделяют следующие симптомы психологической и физиологической зависимости от компьютера [4].
Психологические симптомы:
• Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
• Нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером, раздражение при вынужденном отвлечении.
• Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.
• Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр) и апгрейд компьютера.
• Забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере.
• Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном впольз проведения большего количества времени за компьютером.
• Человек предпочитает, даже есть перед монитором.
• Обсуждение компьютерной тематики со всеми хоть немного осведомленными в этой области людьми.
• Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
• Ложь преподавателям или членам семьи о своей деятельности
• Проблемы с учебой.
Физиологические симптомы:
• Сухость в глазах.
• Головные боли по типу мигрени.
• Боли в спине.
• Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
• Пренебрежение личной гигиеной.
• Расстройства сна, изменение режима сна.
• Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети младшего школьного возраста [6].
По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность [11]?
Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и,