Файл: Недобросовестная конкуренция понятие и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из этого, думается, для урегулирования пробела относительно соотношения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, а также вопроса относительно того, является ли ненадлежащая реклама формой недобросовестной конкуренции, необходимо добавить в Федеральный закон «О защите конкуренции» положение о формах проявления ее недобросовестности.

Анализируя судебную практику, можно отметить, что весомое количество нарушения законодательства о защите конкуренции совершается путем распространения ненадлежащей рекламы. Защита конкуренции является актуальной на современном этапе развития российской экономики. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в России появляются новые субъекты хозяйствования, которые приводят к обострению конкурентных отношений, а с другой стороны, в России почти полностью отсутствует корпоративная культура предприятий, имеющаяся в других развитых странах. Одним из условий модернизации отечественной экономики является обеспечение развития отечественных предприятий, создание условий для их конкурентоспособности как внутри страны, так и за ее пределами на мировых рынках. Учитывая, что 80% ВВП в РФ формируют предприятия частной формы собственности [8, c. 260], становится понятным, что процессы модернизации российской экономики должны создавать благоприятные условия для развития отечественной предпринимательской деятельности.

Стремление хозяйствующих субъектов достигать определенных преимуществ в предпринимательской деятельности со значительно меньшими затратами, чем в условиях добросовестной конкуренции, становится причиной появления так называемой недобросовестной конкуренции. Целью статьи является поиск направлений совершенствования защиты субъектов 2 хозяйствования от негативных проявлений недобросовестной конкуренции как экономического явления. Проблемы недобросовестной конкуренции и методы защиты от нее исследуют многие ученые, среди которых работы: Н. П. Бычковой, В. С. Воробьевой, Е. С. Сергеевой, К. М. Соколовой, М. В. Ткачевой. Однако, распространение недобросовестной конкуренции в современных условиях требует углубленных научных исследований для разработки комплекса научно-практических рекомендаций по противодействию этому явлению с введением методов защиты субъектов хозяйствования. Одним из основных направлений деятельности государства для обеспечения реализации прав предпринимателей является защита экономической конкуренции. В правовом аспекте считаем наиболее важной классификацию конкуренции в зависимости от использования конкурентами определенных методов и способов конкурентной борьбы. По этому критерию конкуренция может быть поделена на добросовестную и недобросовестную. Как справедливо указывает К. М. Соколова, конкуренция может быть полезной для общества, если она является:


1) свободной;

2) честной и добросовестной [16, c. 122].

Под добросовестной конкуренцией следует понимать отношения между конкурентами, которые осуществляются с соблюдением норм законодательства, а также обычаев и этических правил торговли. Добросовестная конкуренция заставляет производителей повышать качество продукции (товаров, работ и услуг) ускорять внедрение новейших достижений науки и техники для получения большей прибыли и преимуществ над другими конкурентами. Правовые основы защиты конкуренции в РФ заложены в Конституции РФ [1], ГК РФ [2], КоАП РФ [3] и в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [4] (далее – Закон о защите конкуренции). Исходя из содержания конституционной нормы, закрепленной в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1]. В этом находит выражение оптимальное сочетание частного и публичного интереса в гражданском обществе. Существование конституционного права на конкуренцию не означает, что это право ничем не ограничено, ведь, как справедливо отмечается в литературе, субъективное право не является абсолютной и неограниченной возможностью поведения. В отсутствие границ поведения "абсолютная свобода" индивида привела бы к анархии, а право потеряло бы свое качество в целом. Свобода лица не должна наносить вред свободе других лиц и обществу в целом. 3 Конституционное право на конкуренцию следует рассматривать как меру разрешенного поведения, границы которого устанавливаются законом. Эти границы имеют конституционную основу, заключающуюся в запрете предпринимательской деятельности, направленной, в частности, на недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции). Подробно границы осуществления права на конкуренцию содержатся в тех ограничениях и запретах, установленных в Законе о защите конкуренции [4]. В этом смысле запрет недобросовестной конкуренции на рынке, установленный в законодательстве РФ, следует расценивать как одно из проявлений публично-правового регулирования предпринимательской деятельности. Считаем, что право на конкуренцию, как и всякое право – это единство свободы и ответственности. Ответственность выступает как мера и направление свободы деятельности субъектов хозяйствования и выявляется как при исполнении ими обязанностей

, так и в неразрывно связанном с ним осуществлении прав. Проявлением необходимости ответственного отношения к осуществлению права на конкуренцию является выбор субъектом хозяйствования варианта поведения в конкуренции, что соответствует не только его интересам, но и наиболее полно соответствует интересам общества и государства [5, c. 106].

Осуществляя свое право на конкуренцию, субъект хозяйствования должен учитывать то, что другие лица являются владельцами такого же права или других, производных от него прав, которые также признаются и охраняются законом. Право на конкуренцию должно осуществляться субъектами хозяйствования в соответствии с его назначением, они не должны злоупотреблять им. Недобросовестную конкуренцию следует рассматривать в качестве злоупотребления субъектами хозяйствования правом на конкуренцию. Это действия субъектов, совершаемые в рамках надлежащего им права на конкуренцию, но с нарушением его границ. При этом действия субъекта хозяйствования формально опирают на принадлежащее ему право, однако при конкретной его реализации они приобретают такую форму и характер, что это приводит к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц. В этих случаях право на конкуренцию осуществляется в противоречии с его назначением.

Органы государственной власти должны в рамках своих полномочий способствовать развитию конкуренции, но на практике это происходит не всегда, поскольку иногда обусловленные коррупцией противоправные действия должностных лиц государственных органов власти определенным образом ограничивают конкуренцию. Чтобы наглядно продемонстрировать признаки сговора между заказчиком и участником госзакупок, разберем пример из судебной практики – решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.06.2019 по делу № А76-31528/2018. Управление ФАС по Челябинской области обратилось в суд с требованием признать недействительными несколько контрактов между бюджетным учреждением здравоохранения и компанией "РРС-Балтика". Нарушений при проведении закупок нашли массу – от дробления с целью заключения контрактов с поставщиком до сговоров и служебного подлога. Защита интересов потребителей является одним из главных последствий борьбы с недобросовестной конкуренцией, поскольку именно конечный потребитель в итоге чувствует на себе эффективность функционирования экономики и последствия недобросовестной конкуренции.


Учитывая указанные выше предпосылки, можно выделить следующие цели защиты интересов субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции:

− обеспечение равенства субъектов хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности;

− защиту субъектов от проявлений недобросовестной конкуренции на внутреннем/внешнем рынках;

− предотвращение возможностей достижения неправомерных преимуществ в конкуренции;

− защиту интеллектуальной собственности на внешнем и внутреннем рынках;

− обеспечение реализации потребителями своих прав на гарантированный уровень потребления, соответствующее качество товаров и т.п.

Среди основных методов недобросовестной конкуренции выделяют: экономический (промышленный) шпионаж, подделку продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, валютные махинации, сокрытие дефектов и т. п [6, 53].

Уполномоченными органами, осуществляющими защиту от недобросовестной конкуренции, являются суды РФ, Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС РФ) и правоохранительные органы. Заметим, что на уровне государства методы защиты от недобросовестной конкуренции могут использоваться, в первую очередь, ФАС РФ. Одним из методов защиты от недобросовестной конкуренции является осуществление предприятием антимонопольной деятельности, то есть деятельности отдельных субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц), которая направлена на создание и поддержку конкурентной среды, в частности, конкурентных отношений, на определенном товарном рынке через противодействие неконкурентной деятельности монопольных образований.

Таким образом, недобросовестную конкуренцию следует рассматривать в качестве злоупотребления хозяйствующими субъектами правом на конкуренцию. Это – действия субъектов, совершаемые в рамках надлежащего им права на конкуренцию, но с 6 нарушением его границ. При этом действия хозяйствующего субъекта формально опираются на принадлежащее ему право, однако при конкретной его реализации они приобретают такую форму и характер, что это приводит к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц. В этих случаях право на конкуренцию осуществляется в противоречии с его назначением. Антимонопольное законодательство обеспечивает защиту конкуренции, смысл которой заключается в реализации творческой, стимулирующей и регуляторной функции. Создание единой внутренней согласованной системы регулирования добросовестных конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного функционирования и развития рыночной экономики в России.