Файл: Недобросовестная конкуренция понятие и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
институт права

____________________________________________________________

(институт)

_____________________________

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «___Предпринимательское право_______»
Тема: Недобросовестная конкуренция: понятие и формы



Студент

Мозгов Максим Александрович







(И.О. Фамилия)




Группа

ЮРбвд-1802г













Преподаватель

Воробьева О.А.







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Понятие и правовое регулирование недобросовестной конкуренции 6

1.1.Подходы к пониманию понятия недобросовестной конкуренции 6

1.2.Правовое регулирование недобросовестной конкуренции 11

Глава 2. Характеристики форм проявления недобросовестной конкуренции 17

2.1. Недостоверная реклама как форма недобросовестной конкуренции 17

2.2. Демпинг как недобросовестная конкуренция на товарных рынках 23

Заключение 28

Список использованных источников 31


Введение



Актуальность темы заключается в том, что В современных реалиях предпринимательство основывается на двух постулатах, которые способствуют развитию экономического пространства: конкуренция и реклама. Именно эти два элемента лежат в основе успешного ведения бизнеса. Конкуренция способствует появлению новых экономических единиц, а реклама в свою очередь обеспечивает их развитие за счет привлечения клиентов. Так или иначе, регулирование конкуренции и рекламы как на законодательном уровне, так и с практической стороны, имеет точки пересечения. Данная взаимосвязь проявляется в том, что каждый экономический субъект строит свою рекламу так, чтобы раскрыть все наилучшие стороны и рычаги их работы на рынке, рассчитывая за счет этого привлечь внимание, заинтересовать покупателя и благодаря чему увеличить свой доход. В соответствии со статистическими данными, почти 80 % товаров и услуг приобретаются благодаря качественное рекламе, чем конечно же пользуются производители. Нельзя не отметить, что в современном мире с развитием информационных технологий, потребители получают большую часть информации благодаря сети Интернет.

Именно там, через различные социальные сети и мессенджеры маркетологи распространяют рекламу, повсеместно внедряя ее. В результате этого возникает конкуренция между производителями товаров и услуг, поскольку каждый стремиться завоевать большее число покупателей, чем их оппоненты. Взаимосвязь прослеживается и в том, что цели, регулируемые и поставленные законодательством о рекламе и конкуренции схожи, одной из которых является обеспечение единства экономического пространства..

Для квалификации деяний хозяйствующих субъектов как недобросовестной конкуренции необходимо одновременное наличие всех признаков ее состава.

Несмотря на наличие легальной дефиниции, в отечественной доктрине отсутствует единообразный подход к определению понятия недобросовестной конкуренции.

Целью настоящего исследования является изучение многообразия толкования аспектов понятия недобросовестной конкуренции для разработки предложения по совершенствованию отечественного законодательства.



Задачи исследования заключались в следующем:

  1. Выявить подходы к пониманию недобросовестной конкуренции

  2. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие недобросовестную конкуренцию.

  3. Исследовать и охарактеризовать формы недобросовестной конкуренции

Объектом исследования является система подходов к определению недобросовестной конкуренции в гражданском праве.

Предметом исследования является российское законодательство, научная и учебная литература по вопросам недобросовестной конкуренции в гражданском праве.

Методологическая основа. В работе применены системно-аналитический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический методы правовых исследований, осуществлено изучение социально-правовых явлений в их диалектическом развитии.

Теоретической основой исследования являются концепции, гипотезы и научные разработки, представленные в трудах современных ученых правоведов в сфере гражданского права в трудах таких ученых-цивилистов, как М.М. Агарков, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Ю.И. Гревцов, В.П. Грибанов, Л.О. Красавчикова, О.Ю. Скворцов, В.П. Шахматов, В.Ф. Яковлев. Вопросы процессуальных юридических фактов нашли отражение в трудах таких ученых-процессуалистов как М.А. Гурвич, Н.Г. Елисеев, В.М. Жуйков, С.К. Загайнова, К.И. Комиссаров, Ю.К. Осипов, М.С. Шакарян, М.К. Юков.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, акты Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, материалы судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации.

В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза.

Также в работе использованы собственно юридические методы, метод сравнительного правоведения для оценки уже имеющихся статей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих гражданские процессуальные правоотношения.

Структура работы включает в себя введение
, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.



Глава 1. Понятие и правовое регулирование недобросовестной конкуренции




    1. Подходы к пониманию понятия недобросовестной конкуренции



В современном обществе, базирующемся на рыночных экономических отношениях, ведущую роль играет конкуренция, которая представляется в виде движущей силы экономики. Конкуренция, являясь одним из важнейших компонентов экономики, оказывает влияние на ценообразование, а также способствует удалению с рынка неприспособленных и неэффективных производств, одновременно продвигая более качественные и эффективные [5]. Немаловажной характеристикой конкуренции на современном рынке является ее способность выступать регулятором размера и скорости производства, стимулируя руководителей производств к внедрению в свою деятельность достижений науки, повышению качества товаров, а также улучшению организации работы и производительности. Конкурентные столкновения между несколькими производителями схожего товара относительно более выгодного места на рынке, условий производства и клиентов в настоящее время встречаются повсеместно. Действия производителей в рамках таких противоречий должны быть правомерными, даже учитывая их сопернический характер.

Однако довольно часто, следуя негласному правилу «уничтожить конкурента любой ценой», производители прибегают к не совсем этичным, а иногда даже преступным методам подавления конкурента, что является острой проблемой современности и обуславливает актуальность настоящей статьи [7]. Авторы указывают, что метод недобросовестной рекламы является способом прикрытия солидной фирмой.

Недобросовестные предприниматели в таких случаях используют в качестве ширмы наименование известной компании, от лица которой якобы ведется та или иная деятельность или предоставляется услуга. В результате таких действий ущерб несет как директор фирмы, чье имя использовалось в неблаговидных целях, так и обманутый потребитель. Указанное выше неправомерное поведение производителей трактуется учеными-экономистами как недобросовестная конкуренция. Термин недобросовестной конкуренции отражен в п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной юридической норме под недобросовестной конкуренцией в настоящее время понимается совокупность деяний определенных субъектов в целях приобретения определенных привилегий для своего бизнеса. При этом такие деяния противоречат российскому законодательству [8].