Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и правовое регулирование недобросовестной конкуренции
Правовое регулирование недобросовестной конкуренции
Глава 2. Характеристики форм проявления недобросовестной конкуренции
2.1. Недостоверная реклама как форма недобросовестной конкуренции
2.2. Демпинг как недобросовестная конкуренция на товарных рынках
Проанализировав данное законодательно закрепленное определение, представляется возможность выделить характерные особенности недобросовестной конкуренции:
– во-первых, недобросовестная конкуренция обязательно должна осуществляться в виде активных действий недобросовестного производителя;
– во-вторых, данные действия должны идти врозь с установленными традициями делового оборота, принципами добропорядочности и справедливости;
– в-третьих, помимо вышеуказанного пункта, действия при недобросовестной конкуренции должны также противоречить законодательно установленным нормам.
На практике не все субъекты рынка ведут честную игру, зачастую встречаются грубые нарушения законодательства. В этой связи в Федеральном законе «О защите конкуренции» закреплено понятие «недобросовестная конкуренция» - т.е. любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [1].
В литературе бытуют две полярные точки зрения относительно понятий «недобросовестная конкуренция» и «ненадлежащая реклама». Авторы первой теории утверждают, что недобросовестная конкуренция является более широким понятием и включает в себя понятие ненадлежащей рекламы, которая в свою очередь является одной из форм ненадлежащей конкуренции.
Сторонники второй теории утверждают обратное и считают, что понятие ненадлежащей рекламы поглощает недобросовестную конкуренцию. Они обосновывают это тем, что акт недобросовестной конкуренции, если он выражен в рекламе, всегда будет являться актом ненадлежащей рекламы [3]. Более того, ряд авторов считает ФЗ «О рекламе» производным по отношению к ФЗ «О защите конкуренции», так как если хозяйствующий субъект своими действиями нарушает первый закон, то данные действия должны быть расценены как недобросовестная конкуренция, так как они должны повлечь за собой нанесение убытков для другой стороны или нарушения ее деловой репутации.
Думается, данная теория недостаточно обоснована, поскольку данные законы являются федеральными, соответственно обладают одинаковой юридической силой. Также, оба закона вступили в силу в 2006 году, и распределять их как общий и специальный по отношению друг к другу с точки зрения более поздней конкретизации и уточнения отдельных положений не представляется возможным. Несмотря на то, что цели данных законов схожи, приоритетные направления их действий расходятся. Закон о рекламе обеспечивает и защищает права потребителей на достоверную и добросовестную рекламу, при этом Закон о конкуренции защищает не потребителей, а в первую очередь хозяйствующие субъекты от недобросовестных действий со стороны их конкурентов на рынке. Рассматривая правовое регулирование, реклама может быть признана ненадлежащей только когда она нарушает закон. Говоря о признании конкуренции недобросовестной, помимо закона действиями хозяйствующего субъекта могут быть нарушены обычаи делового оборота [4]. Исходя из этого, для урегулирования пробела относительно соотношения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, а также вопроса относительно того, является ли ненадлежащая реклама формой недобросовестной конкуренции, необходимо добавить в Федеральный закон «О защите конкуренции» положение о формах проявления ее недобросовестности.
В случае получения искаженной информации покупатель делает на основе не соответствующих действительности сведений выбор не в пользу лучшего, что впоследствии снижает прибыль добросовестного производителя и подрывает его финансовую устойчивость. Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется создать в производстве должность, на которой человек будет осуществлять мониторинг за информацией, касающейся конкретной фирмы, выявлять недостоверные сведения и опровергать их. Третьим примером может послужить совершение самой организацией неправомерных действий – недобросовестной конкуренции, т. е. определенная организация начинает поступать неэтичным образом, нарушать установленные законом нормы, и данный факт выявляется. Что происходит далее? Организация-нарушитель подлежит какой-либо ответственности в большинстве случаев в виде штрафа либо возмещения причиненных убытков. И в том, и в другом случае такая организация понесет существенные материальные убытки, что, соответственно, может привести к финансовой дестабилизации производства. Подобная ситуация может быть исключена посредством соблюдения правил свободной конкуренции и недопущения нарушений законодательства.
Таким образом, недобросовестная конкуренция имеет своим последствием нарушение работы организаций как добросовестных, подверженных воздействию недобросовестного конкурента, так и самих нарушителей правового порядка. В данной статье была рассмотрена лишь малая часть негативного влияния недобросовестной конкуренции на безопасность предпринимательской деятельности. В реальности перечень возможных негативных последствий во много раз шире.
Следует отметить, что борьба с недобросовестной конкуренцией – это задача не только организации конкурента, но также и исполнительной власти, а значит, ведение недобросовестной конкуренции может повлечь за собой юридическую ответственность. В настоящее время за это деяние предусмотрено 3 вида ответственности:
1) гражданско-правовая (ст. 1064 ГК РФ − возмещение вреда);
2) административная ответственность регламентируется ст. 14.33 КоАП (если не содержатся признаки преступления);
3) уголовная ответственность применяется в крайнем случае, если будут выявлены все признаки состава преступления, предусмотренного одной из следующих статей: ст. 178, 180 и 183, а также ст. 146 и 147 УК РФ. В заключение хочется отметить, что конкуренция является одной из наиболее важных составляющих экономики России, обеспечивающая нормальное функционирование рыночной системы. Она должна осуществляться в строгом соответствии с законом, в противном случае недобросовестная конкуренция повлечет нарушение нормального функционирования рынка. Противодействие недобросовестной конкуренции должно осуществляться со всех сторон и во всех направлениях: изнутри организации, чтобы не допустить факта допущения самой организацией нарушений; наблюдением за поведением других организаций, чтобы не попасть под воздействие недобросовестной конкуренции, а также путем гражданского, административного и уголовного воздействия.
Говоря о незаконных методах ведения конкурентной борьбы, необходимо заметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие этого в недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится значительный ущерб производителям вплоть до полного банкротства, возникает высокий рост цен, и это далеко не полный перечень негативных последствий. Однако следует понимать, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция.
- 1 2 3 4 5
Правовое регулирование недобросовестной конкуренции
В условиях развития частного предпринимательства и появления новых игроков на рынке, все чаще стало встречаться такое явление как «недобросовестная конкуренция», обусловленное желанием лиц извлечь конкурентные преимущества. Такая «нечестная борьба» требует результативного правового противодействия и как следствие создания равных экономических возможностей для хозяйствующих субъектов.
Однако, в настоящее время в законодательстве РФ в сфере защиты от недобросовестной конкуренции существуют «пробелы», в частности в определении понятия и признаков недобросовестной конкуренции, о которых будет рассказано далее.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует несколько законов и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу конкуренции, важнейшими из которых являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - «Закон о защите конкуренции»), также c 1965 г. Россия является участником Парижской Конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.).
Нарушение принципов свободной конкуренции и правил антимонопольного законодательства, выраженное в совершении хозяйствующими субъектами действий, направленных на получение выгоды от злоупотребления доминирующим положением или особенностями законодательного регулирования сферы защиты результатов интеллектуальной деятельности, всегда было и остается острой проблемой регулирования отечественного рынка товаров, работ и услуг. Одним из способов, позволяющих идентифицировать товар на рынке, является регистрация товарного знака, зачастую бизнес производит интеллектуальную собственность, в том числе с использованием имен [5, с. 119]. С развитием глобализации процессов обмена товарами и услугами в изменяющихся политических, экономических, социальных условиях проблема так называемого параллельного импорта приобретает новое значение и является важной проблемой правового регулирования. В научной литературе сложилось понимание явления параллельного импорта, под которым понимают ввоз товаров, работ и услуг, охраняемых средствами индивидуализации (товарными знаками) на территорию иностранного государства лицами, не обладающими разрешением правообладателя на такой ввоз в силу его реализации не через уполномоченных импортеров, а по другим альтернативным (параллельным) каналам.