Файл: уч мет пос Микороэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 932

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Конспекты лекций по основным разделам курса

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Тема 3. Экономические системы. Основные формы организации экономики

Тема 4. Рыночный механизм и его элементы

Тема 5. Теория спроса и предложения

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Тема 7. Теория потребления

Тема 8. Теория производства

Тема 9. Издержки производства

Тема 10. Рыночные структуры и их классификация. Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции. Рыночные структуры

Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах

Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции

Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде

Тема 11. Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Олигополия

Основные черты олигополии

Ценообразование и производство в условиях олигополии

Тема 12. Рынки факторов производства

Спрос на экономические ресурсы

Максимизация прибыли при использовании экономического ресурса

Рынок труда

Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

Предложение труда и спрос на труд зависит от ряда факторов

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Прибыль, ссудный процент, рента

Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства

Толковый словарь

Библиографический список

Конспекты лекций
по основным разделам курса



Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Слово “экономика” греческого происхождения и означает “домоведе­ние”, или искусство ведения домашнего хозяйства.

Пока отдельные домашние хозяйства были натуральными и не связанными между собой, такое понятие точно отражало реальность. Но по мере развития отношений обмена внутри и между локальными хозяйствами, между городами и народами еще в рабовладельческую эпоху, с развитием ремесла, торговли, купечества и ростовщичества понятие экономики стало отражать реальности более высокого порядка, формирующуюся систему общественного разделения труда, связывающую обособленных товаропроизводителей отношениями купли-продажи.

В течение многих столетий, предшествующих капиталистической эпохе, развитые формы товарно-денежных отношений сосуществовали с натуральным хозяйством и потому система рыночной экономики находилась в процессе становления. И только в результате промышленного переворота и буржуазных революций в ряде европейских стран понятие экономики стало адекватным понятию рыночной экономики, отражая реалии нового способа производства и обращения.

Предметом экономической теории в целом является поведение людей в процессе производства благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, рационального их распределения и обмена с целью максимального удовлетворения своих растущих потребностей.

Микроэкономика изучает анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике. Ее предметом является исследование таких явлений, как интересы отдельных потребителей, поведение фирм с учетом постоянного выбора решений и т.д.;

Макроэкономика рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с разных сторон на поведение рыночного субъекта. Предметом макроэкономики являются такие категории и процессы, как совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определение закономерностей экономической политики и др.

Функции экономической теории:

познавательная – глубокое, всестороннее изучение закономерностей экономического развития;

методологическая – выработка методов и подходов исследования экономической действительности;

практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, непосредственное обеспечение экономической политики.

Экономическая теория непосредственным предметом исследования имеет реальную экономику, изучение которой начинается со знакомства с ее состоянием в прошлом и настоящем. Используются статистические данные, составляются таблицы, строятся графики и т.д. Данный этап соответствует описательному методу исследования, он предшествует теоретическому этапу, который и составляет содержание экономической теории. Теоретический уровень экономической теории означает, что она содержит обобщения, выявляет причинно-следственные зависимости. Иначе говоря, развитая экономическая теория носит системный характер, так как располагает совокупностью законов и категорий, не противоречащих один другому. Их взаимосвязи дают целостное, системное представление, соответствующее целостности реальной экономики.


Экономическая категория – это теоретическая абстракция реального экономического явления, такого, например, как деньги, товар, рынок, спрос и предложение. Экономическая категория выражает сущность экономического явления за счет выявления его основных свойств и абстрагирования (отвлече­ния) от второстепенных свойств. Например, деньги как экономическая категория есть всеобщий эквивалент стоимости товаров, тогда как в реальной действительности просто денег не существует, а есть рубли, марки, доллары и т.д.

Если экономические категории обобщают отдельные экономические явления, то экономические законы выражают причинно-следственные связи между ними.

К числу методов и приемов изучения экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Использование индукции означает, что экономист изучает факты, их анализирует и на этой основе делает умозаключения, т.е. индукция – это движение от фактов к теории, от частного к общему. Движение от теории к фактам соответствует дедукции. Дедукция используется учеными, когда они уже располагают теоретическими выводами, сделанными ранее при исследовании реальной действительности. Сопоставление новых фактов с теорией позволяет сделать выводы о ее действительной научной ценности. Если факты противоречат теории, ее нужно тщательно проанализировать и внести коррективы, а в иных случаях признать ошибочной.

Индукция и дедукция связаны между собой так же, как анализ и синтез. Анализ в научном исследовании означает изучение предмета по частям, т.е. его отдельных сторон и свойств, с тем чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез. Высшей ступенью в научном познании является синтез. В результате синтезирования изучаемый предмет будет представлен в качестве целостной системы.

Экономическая наука широко использует моделирование, логическое и математическое. В первом случае, при логическом моделировании, экономическая система в целом или ее отдельные компоненты представлены в качестве совокупности отличительных признаков, свойств. Абстрактная модель экономики включает те характерные для нее параметры, без наличия которых она не может считаться таковой.

Математические модели экономики исследуют, как правило, зависимости между величинами, характеризующими макроэкономику.

Социальная рыночная экономика - это такая рыночная экономика, которая подлежит регулированию со стороны государства в целях ее оптимизации по социальным критериям.

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая своего удовлетворения.

Потребности людей могут быть классифицированы по разным признакам: первичные и вторичные; в предметах первой необходимости и предметах роскоши; материальные, духовные и др.


Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни имеются в неограниченном количестве (воздух), другие – в ограниченном. Они называются экономическими благами, для их получения нужны ресурсы.

Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Они делятся на материальные (земля, капитал) и людские (труд, предпринимательская способность).

Земля – все природные ресурсы, используемые в производстве (пахотные земли, водные ресурсы, леса, месторождения полезных ископаемых и т.д.).

Капитал – все произведенные средства производства, используемые при создании товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, средства сбыта и полуфабрикаты).

Труд – физические и умственные способности людей, применяемые ими при производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность – способность объединить экономические ресурсы земли, капитала, труда.

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, существует проблема экономического выбора: какие блага производить при наличных ресурсах и в каком количестве.

Проблема экономического выбора неразрывно связана с понятием экономическая эффективность.

Экономическая эффективность – связь между затратами ресурсов и результатами производства (затраты – выпуск).

Полная занятость – полное использование всех пригодных для производства экономических ресурсов.

Ограниченность ресурсов порождает фундаментальную экономическую проблему выбора: какие товары и услуги должно производить общество, располагая ограниченным количеством земли, труда и капитала? Выпуск каждой дополнительной единицы любого товара Х может быть налажен только путем использования определенного набора факторов производства. Но вследствие ограниченности ресурсов то количество экономических ресурсов, с помощью которых произведена эта единица товара Х, не может быть использо­вано для выпуска другого товара, например товара Y. Все, что общество могло бы получить, но из-за ограниченности ресурсов не получило и упустило такую возможность, составляют издержки, точнее издержки упущенной возможности. Если для производства одной единицы товара Х необходимо отказаться от изготовления 3-х ед. товара Y, то эти невыпущенные, упущенные 3 ед. товара Y определяют издержки упущенной возможности производства единицы товара X. В общем случае издержки упущенной возможности – это издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользованния этого набора ресурсов иным, альтернативным путем.

Наглядное представление проблемы ограниченности ресурсов и необходимости выбора дает кривая производственных возможностей (production possibility curvePPC), изображенная на рис. 1.


Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Каждая точка кривой AxBy показывает, какой набор товаров Х и Y может произвести общество, используя в полном объеме имеющиеся ограниченные производственные ресурсы.

Представим, что ограниченный набор ресурсов используется обществом для производства только двух товаров: Х и Y. Можно так распорядиться ресурсами, что все они будут направлены на выпуск товара Х. В этом случае будет изготовлено Ax единиц товара Х и ни одной единицы товара Y. В другом крайнем варианте все производственные факторы направлены на выпуск товара Y, и в результате изготавливается By единиц товара Y и ни одной – товара Х. Во всех остальных случаях, чтобы произвести одновременно и товары Х и товары Y, необходимо сделать выбор: сколько единиц товара Х изготовить за счет отказа от выпуска какого-то количества товара Y. Каждая точка кривой AxBy показывает возможные соотношения выпуска товаров Х и Y при полном использовании всех имеющихся ресурсов. В этой связи линия AxBy называется кривой производственных возможностей (РРС). В силу ограниченности ресурсов выпуск любых соотношений товаров Х и Y, соответствующих точкам вне области OAxBy (например, точке К), недостижим. Наоборот, любая комбинация товаров X и Y, соответствующая точкам внутри области OAxBy (точка Z), может быть произведена даже с помощью части используемых ресурсов.

Кривая производственных возможностей является иллюстрацией четырех фундаментальных положений:

1. Ограниченности ресурсов. Об этом свидетельствует область недостижимых комбинаций товаров Х и Y за линией РРС (как, например, в точке К).

2. Необходимости выбора. Надо решить: какой набор товаров Х и Y, соответствующий линии РРС, удовлетворит запросы общества.

3. Существования издержек упущенной возможности. На это показывает падающий характер кривой РРС, так как для производства дополнительной единицы товара Y надо отказаться от выпуска какого-то количества товара Х, т.е. нести издержки упущенной возможности.

4. Увеличения издержек упущенной возможности. Выпуск первых единиц товара Y можно осуществить, использовав наиболее производительные ресурсы. Это поначалу не вызовет резкого уменьшения производства товара X. Однако, по мере дальнейшего расширения объемов выпуска товара Y, необходимо привлекать менее качественные ресурсы. В этой связи каждая дополнительная единица Y потребует отказа от производства все увеличивающегося количества товара Х. Следовательно, с ростом выпуска товара Y издержки упущенной возможности постоянно увеличиваются. По этой причине кривая РРС является выпуклой (или вогнутой по отношению к началу координат). Рост издержек упущенной возможности при расширении производства любого товара носит фундаментальный характер, вследствие чего это явление трактуется как закон увеличивающихся издержек.


Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с фундаментальной проблемой – проблемой адекватного, рационального использования ограниченных ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить: какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даёт максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать: как будет распределяться продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные.

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит перед собой цель – обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии престарелым, больным, малоимущим.

Тема 3. Экономические системы.
Основные формы организации экономики

Система – это такая совокупность компонентов и элементов, которая обладает свойством целостности. Это значит, что система – это не набор отдельных частей, их сумма, а их устойчивая взаимосвязь. Эта взаимосвязь обеспечивает ее целостность. Целостность системы означает, что при изъятии какого-либо ее компонента или элемента она не уменьшается, а распадается.

Наиболее общим определением экономической системы, которое может быть использовано для характеристики любой из множества экономических систем, является следующее: экономическая система – это взаимосвязь и взаимозависимость отношений хозяйствующих субъектов в производстве, обмене, распределении и потреблении экономических благ и услуг на основе общественного разделения труда.

Отношения производства, обмена, распределения и потребления представляют собой компоненты экономической системы, которые разложимы на составные элементы. Это значит, что большая система содержит в себе малые системы, или подсистемы в соответствии с принципом иерархии. В большой системе определяющая роль принадлежит производству. Обменять, распределить и потребить можно то, что произведено. От масштабов производства, его эффективности зависят масштабы обмена, уровень потребления, размеры доходов. Однако определяющая, системообразующая роль сферы производства не исключает, а предполагает обратную зависимость самого производства от того, как организована сфера обмена, например уровень маркетинга, насколько отношения распределения или доходы обеспечивают реализацию и потребление его продуктов. Неупорядоченность взаимосвязи производства, обмена, распределения и потребления, как известно, дает сбои, выражающиеся в спадах производства или кризисах, инфляции, безработице, социальных конфликтах.