Файл: уч мет пос Микороэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 951

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Конспекты лекций по основным разделам курса

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Тема 3. Экономические системы. Основные формы организации экономики

Тема 4. Рыночный механизм и его элементы

Тема 5. Теория спроса и предложения

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Тема 7. Теория потребления

Тема 8. Теория производства

Тема 9. Издержки производства

Тема 10. Рыночные структуры и их классификация. Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции. Рыночные структуры

Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах

Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции

Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде

Тема 11. Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Олигополия

Основные черты олигополии

Ценообразование и производство в условиях олигополии

Тема 12. Рынки факторов производства

Спрос на экономические ресурсы

Максимизация прибыли при использовании экономического ресурса

Рынок труда

Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

Предложение труда и спрос на труд зависит от ряда факторов

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Прибыль, ссудный процент, рента

Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства

Толковый словарь

Библиографический список

В этой связи наличие экономической прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последними, как мы знаем, понимаются способности предпринимателя:

а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;

б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;

в) использовать инновации как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;

г) идти на риск принятия всех подобных решений.

Что касается риска, то его подразделяют на два вида. Риск, связанный с возможными стихийными бедствиями, несчастными случаями, пожарами и т.п., можно оценить с точки зрения статистики и теории вероятности. Подобные риски страхуются, и в случае какого-то инцидента фирма восполняет потери за счет страховых премий. Но страхуемый риск не может обеспечить предпринимателю преимущества и способствовать получению прибыли, экономическая прибыль может появиться, если предприниматель идет на нестрахуемый риск. В общем случае под последним понимают риск, связанный с неконтролируемыми и непредсказуемыми изменениями в рыночных условиях.

Экономика в целом подвержена трудно прогнозируемым переменам: этап подъема, который для большинства фирм сулит прибыль, может смениться спадом, когда многие предприниматели несут убытки. Кроме подобных циклических перемен каждая фирма постоянно сталкивается со структурными изменениями экономики. Даже при полной занятости и отсутствии инфляции происходят колебания потребительского спроса (вследствие изменений вкусов и доходов потребителей) и предложения ресурсов. Эти перемены непрерывно воздействуют на издержки и выручку фирм, увеличивая прибыль одних и разоряя других. На положение фирм также может оказывать воздействие и экономическая политика государства: изменение налогов, тарифов, квот, введение эмбарго и т.п., что невозможно предвидеть и нельзя застраховаться.

Следовательно, экономическая прибыль (потери) возникает у фирмы, если она наилучшим образом учтет в своей деятельности нестрахуемый риск, вызванный циклическими и структурными колебаниями экономики – расширит, положим, производство товара в надежде на повышение спроса или сократит закупку сырья за границей, ожидая увеличение таможенных тарифов и т.п.

Рассмотренные выше возможности изменений рыночной ситуации имеют для фирмы внешний характер и не могут управляться ею (такие изменения называются экзогенными). Роль предпринимателя в этих случаях сводится к интуитивному умению предвосхищать события и работать «на опережение». Однако предприниматель способен в надежде на увеличение прибыли по своей инициативе идти на какие-нибудь инновации и выводить фирму из равновесного состояния: применять новые материалы, вводить неизвестные технологии, заменять капитальное оборудование и т.п. Результат подобных действий предпринимателя также не может быть предсказан со всей определенностью, поскольку остается риск неудачи. Можно привести много примеров, когда новые товары, выпуск которых был налажен в надежде на высокую прибыль, не пользовались спросом, и фирмы несли серьезные убытки. Однако в случае удачи предприниматель способен снизить издержки, увеличить выручку и получить экономическую прибыль. Если инновации не защищены патентами и лицензиями, то возможность получения за счет этого прибыли недолговечна. Со временем конкурирующие фирмы также внедрят нововведения и ликвидируют преимущества, которыми располагала одна фирма.


Наконец, мы должны вспомнить, что фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.

Процент. Владельцы денежного капитала, отказываясь от текущего потребления, предоставляют его для производительного использования. Но ссужаемый на определенное время денежный капитал возвращается с определенным приращением, процентом. Деньги сами по себе не являются ресурсом, поскольку купюры и монеты как таковые не пригодны для производства каких-либо товаров и услуг. Предприниматели приобретают «покупательную способность» денег, т.е. возможность с помощью денег купить требуемые капитальные ресурсы. Следовательно, беря деньги в долг под процент, фирмы фактически приобретают способность использовать производительные возможности реальных капитальных средств.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.

Ставка процента устанавливается над воздействием спроса и предложения на денежном рынке. Спрос на заемные средства зависит главным образом от ожидаемой отдачи инвестиций. Предложение же определяется в основном величиной сбережений.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка – это ставка, по которой заемщик возвращает полученную сумму кредитору с учетом инфляции. Реальная ставка – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, очищенная от инфляционной составляющей.

Реальная ставка процента определяется по формуле:

, (1)

где rр – реальная процентная ставка;
rн – номинальная процентная ставка;
i – уровень инфляции.


или rр = rнi. (2)


Номинальная процентная ставка определяется по формуле:

rн = rр + i. (3)

Рента. Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. В этом смысле экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическое содержание термина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимается только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.

Рассмотрим ренту, получаемую владельцами земли. Земельная рента – это плата за использование земли, и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. В целях упрощения будем считать, что вся имеющаяся в стране пахотная земля обладает одинаковой урожайностью и используется для производства зерна. Полагаем также, что рынок земли совершенно конкурентен, т.е. имеется значительное количество и владельцев земли, и зерноводческих хозяйств. Поскольку суммарное количество земли фиксировано, то ее суммарное предложение абсолютно неэластично, и кривая предложения земли вертикальна (рис. 11). Кривые же суммарного спроса (D1, D2, D3) имеют знакомое нам очертание: для земли, как и любого другого ресурса, «падающий» характер кривой спроса объясняется действием закона уменьшающейся отдачи, а также тем фактом, что для зерноводческих хозяйств, как единой группы, необходимо понизить цену зерна, чтобы продать дополнительное его количество:


















Р ис. 11. Определение земельной ренты


Суммарное предложение пахотной земли фиксировано на уровне QS, кривая суммарного предложения земли S вертикальна. Изменение спроса на землю и сдвиг кривой спроса приводит к росту или падению цены земли.

Поскольку предложение земли фиксировано, то активной составляющей рынка земли остается спрос на землю. Изменение спроса на экономические ресурсы, в том числе на землю, могут вызвать три фактора: цены на товары, изготовленные с помощью этого ресурса (т.е. цена зерна), производительность ресурса и цены на иные ресурсы, применяемые в сочетании с землей. Увеличение спроса на землю, что соответствует сдвигу кривой спроса вверх – вправо (D1D2D3) приводит к росту рентных платежей. И наоборот, при снижении спроса на землю рентные вознаграждения сокращаются.

Если спрос на землю станет слишком низким (кривая D4), то зерноводческие хозяйства не будут платить ренты вообще.

Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает двух видов.

Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью.

Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала.

Абсолютная рента уплачивается со всех участков земли независимо от плодородия и местоположения.


Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Частичное равновесие – это равновесие цен и объектов производства на многих специфических рынках, которые являются составными частями рыночной системы.

Общее экономическое равновесие – это равновесие между всеми различными рынками и ценами, которые составляют рыночную систему. Главное внимание следует уделить равновесию между рынком благ и факторов производства. Спрос, предложение и цены всех благ и факторов производства образуют элементы единого решения модели общего равновесия. Любое искажение цен на одном из рынков немедленно меняет условия равновесия на всех прочих рынках.

Существует модель Л.Вальраса (Рис. 12). При цене Р1 спрос D больше, чем предложение S на величину – это избыток спроса, он вызывает конкуренцию со стороны покупателей, в итоге цена увеличивается на величину PEP1. При цене P2 – избыток предложения , что снижает цену на величину P2PE. Таким образов в краткосрочном периоде избыток спроса (D) устраняется в результате роста цен, а избыток предложения (S) – в результате их снижения.

Условие равновесия по Вальрасу: , т. е. объемы спроса и предложения являются функцией цены. Равновесие устанавливается в результате количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.


Рис. 12. Модель Л. Вальраса

Модель А.Маршалла (Рис. 13). Он считал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Так если цена спроса больше цены предложения , то эта разница заставит производителей увеличить предложение с до , а потребители могут увеличивать свой спрос до тех пор, пока цена не установится на уровне и наоборот.

Условие равновесия по Маршаллу: , т. е. цена является функцией объемов спроса и предложения. Равновесие устанавливается автоматически, под давлением разницы и , т. е. посредством ценовой подстройки – это соответствует более долгосрочному периоду.

Рис. 13. Модель А. Маршалла

Система общего экономического равновесия дает основу для сравнения альтернативных экономических состояний. Кроме того важно определить проблему общественного благосостояния и эффективности. Главным вопросом неоклассической теории экономики благосостояния является максимизация общественного благосостояния. Предмет теории – создание модели экономического оптимума и решение проблемы соотношения между эффективностью экономической системы и справедливостью распределения.

Эффективным по Парето является такое состояние экономики, при котором нельзя улучшить положение хотя бы одного субъекта не ухудшая при этом положения других.

Необходимыми условиями Парето – оптимального состояния – является эффективность в производстве, эффективность в распределении, эффективность структуры выпуска. Любое Парето – эффективное размещение ресурсов может быть достигнуто в рамках децентрализованного рыночного механизма (при отсутствии “несовершенного рынка”).

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства

Исследование рынка показывает, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и услуг и т.д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах и услугах. И объясняется это тем, что рынок в силу органически присущих ему экономических свойств неэффективен в ряде отраслей экономики.

Внешние (побочные) эффекты. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство.

Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов.

А.Пигу, один из основоположников экономической теории благосостояния, отстаивает налоговый путь решения данной проблемы, что предполагает активную роль государства.


Р.Коуз, один из родоначальников неоинституционализма, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р.Коуз вводит понятие трансакционных издержек, т.е. издержек по осуществлению сделки. К ним относятся затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров и т.д. Коуз считает, что внерыночный путь государственного воздействия через налоги может быть заменен действием рыночных сил. Уточнение (специализация) прав собственности будет способствовать, при определенных условиях, минимизации трансакционных издержек. В Англии, например, Коуз занимался государственными монополиями на средства связи и выступил с идеей создания радиовещательного рынка, установления прав собственности на радиоволны.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации социальных издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственного субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, несет ответственность за озоновую дыру, кислотные дожди?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании стимулов рынка и деятельности государства с целью сближения социальных и частных издержек, минимизации трансакционных издержек. Как отметил известный экономист К.Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

В экономической литературе, в зависимости от функционального назначения в рыночной экономике, выделяют частные (индивидуальные) и общественные (коллективные) товары и услуги.

К частным относятся товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. Им присущи определенные экономические признаки. Отметим наиболее важные из них:

  • делимость;

  • реализация по рыночным ценам;

  • польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;

  • обладают “принципом исключения”: потребители, которые не имеют возможности приобретать товары и услуги по рыночной цене, исключаются из числа пользователей.

В рыночной экономике к частным относятся продовольственные, промышленные товары, а также многие виды услуг (деловые, информационные, туристические и др.).

Общественные блага и услуги не являются однородной совокупностью. Их можно подразделить на:

  • чисто общественные блага и услуги;

  • частично общественные блага и услуги.

К первой группе относятся блага и услуги, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества (дороги, мосты, коммуникации, услуги государственной администрации и т.д.). Вторая группа включает блага и услуги, производство и потребление которых определяется как индивидуальным способом потребителей, так и потребностями общества в целом. Это услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.