Файл: уч мет пос Микороэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 931

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Конспекты лекций по основным разделам курса

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Тема 3. Экономические системы. Основные формы организации экономики

Тема 4. Рыночный механизм и его элементы

Тема 5. Теория спроса и предложения

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Тема 7. Теория потребления

Тема 8. Теория производства

Тема 9. Издержки производства

Тема 10. Рыночные структуры и их классификация. Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции. Рыночные структуры

Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах

Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции

Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде

Тема 11. Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Олигополия

Основные черты олигополии

Ценообразование и производство в условиях олигополии

Тема 12. Рынки факторов производства

Спрос на экономические ресурсы

Максимизация прибыли при использовании экономического ресурса

Рынок труда

Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

Предложение труда и спрос на труд зависит от ряда факторов

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Прибыль, ссудный процент, рента

Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства

Толковый словарь

Библиографический список

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

  • эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

  • оптимальное использование результатов НТР;

  • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

  • не обеспечивает защиту окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

  • не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

  • порою игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

  • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

  • не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения доходов. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П.Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

  • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

  • не ориентирован на производство социально-необходимых товаров;

  • подвержен нестабильному развитию.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется следующими параметрами:

во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;

во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;

в-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат;


в-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг. наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами;

в-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты называют современный этап развития экономики “экономикой участия”. Вовлечение персонала компаний в управление реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышаются мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж;

в-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер;

в-седьмых, идет процесс формирования “услугоемкой” экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг;

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма – это экономическая единица, которая 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке. Образуется кругооборот благ, доходов и расходов.

Экономические блага, созданные производителями для обмена, называются товарами и услугами. Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность и меновая ценность (стоимость). Цена товара это:


– альтернативные издержки;

– информационный сигнал;

– пропорция обмена товара на деньги.

Деньги представляют собой особое благо, которое в отличие от других благ не имеет непосредственной ценности, но служит всеобщим эквивалентом, позволяющим соизмерять ценности всех остальных благ в экономике, и именно посредством денег совершается обмен одних благ на другие.

Деньги выполняют следующие основные функции:

  • являются мерой стоимости всех благ и средством счета;

  • являются средством обращения; платежным средством;

  • выполняют функцию накопления и сохранения ценности (сбережения);

  • выполняют функцию мировых денег.

,

где D – покупательная способность денег;

Р – цены.

Уравнение Фишера (уравнение обмена) :

M V = P Q (1),

где M – денежное предложение;

V – скорость обращения денег;

Q – реальный объем производства (количество проданных товаров);

P – средняя цена товаров и услуг.

Если: V = const (постоянная величина), Q = const, то P прямо влияет на M. Разделив обе части уравнения (1) на V и выразив 1/V через к, мы получим формулу, известную как кембриджское уравнение:

M = KPQ ,

где K – коэффициент пропорциональности.

Эволюция форм денег: товарные доденежные эквиваленты; золотые, серебряные, биллонные монеты (неполноценная разменная монета); бумажные деньги (вексель, депозитные деньги, банкнота, чек, электронные деньги).

Современное денежное обращение – совокупность денежных средств, выступающих в двух формах: наличной и безналичной. Наличные – около 10% всех денежных средств.

Виды денег: мелкая разменная монета, банкнота – денежный знак, выпускаемый эмиссионными банками; вексель – обязательство оплатить сумму денег в определенный срок; депозитные деньги – система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса сумм с одного счета на другой; чек – требование к банку снять определенную сумму денег с текущего счета лица, выписывающего чек.

Тема 5. Теория спроса и предложения

Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара Х, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос QD, или величиной, объемом спроса.

Отметим две важные особенности категории QD. Во-первых, количество товара Х, на которое предъявляется спрос, – это количество товара, которое потребители желают купить с учетом цены товара Х, своих вкусов, цен на другие товары и ряда других факторов. Поэтому QD товара Х может отличаться от количества товара Х, реально купленного потребителями (это особенно наглядно проявляется в случае дефицита товара Х). Во-вторых, желание купить товар Х означает не какое-то фантазирование или мечту; если покупатели желают приобрести товар Х, значит, они располагают для этого необходимой суммой денег.


Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара Х оказывают воздействие различные факторы. Однако из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей:

  • цена самого товара Х (обозначим ее Рх);

  • цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (обозначим их Pi, i=1,2...N,
    где N – число товаров, взаимосвязанных с товаром Х);

  • вкусы потребителей (Т);

  • средний доход домохозяйств (Y);

  • распределение доходов между домохозяйствами (Y*);

  • количество покупателей (N);

  • ожидания изменений цен товаров (Е).

Всю совокупность значений QD товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены товара Рx, при прочих равных условиях, называют спросом (D) на товар Х. Спрос можно представить в виде таблицы, функциональной зависимости и графически.

Представим функцию спроса в форме табл. 1 (данные условные).

Таблица 1

Исследуемая
комбинация

Цена единицы товара Х, тыс. руб.

Количество товара Х, на которое предъявлен спрос, тыс. шт.

А

10

700

В

15

480

С

20

350

D

25

240

E

30

150

F

35

100

Данные в табл. 1 отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара Х при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара Х, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что его называют законом спроса.

Исследование спроса удобнее и нагляднее проводить с помощью графиков, отражающих основные закономерности рынка. Впервые графическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе “Принципы экономикс”, изданной в 1890 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функцией цену товара Р, а аргументом – QD. Поэтому он отложил величины Р по вертикальной оси, а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А.Маршаллом правило построения кривых, когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, так как ценовые неизвестные при этом являются аргументом.

Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос QDХ, от цены товара Х (РХ), при прочих равных условиях, построим график на основании данных табл. 1.

Рис. 2. Кривые спроса

Точки A, B, C, D, E, F отложены по данным табл. 1. Соединив их одной линией, получим кривую D

Если под воздействием какого-то фактора произойдет увеличение спроса, то кривая D сместится вправо и займет положение D1.

Когда изменение фактора приводит к снижению спроса, то кривая спроса смещается влево до D2.

Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара Х при той или иной цене РХ. Вся же кривая D отражает набор возможных соотношений “Рх - QDx” при прочих равных условиях, т.е. является графическим отображением спроса. Как видно из рис. 2, кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Х растет количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет “падающий” характер. Под спросом понимается совокупность значений QDX, соответствующих всем возможным значениям РХ при прочих равных условиях (т.е. ни один из факторов, влияющих на QDX, не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений “РX - QDX”. Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определенную величину QD – количество товара Х, на которое предъявляется спрос, при соответствующей цене РX (например, при цене 10 тыс. руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. шт. товара Х).


Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса. Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDX. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая:

а) когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене;

б) когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снизятся, а вся кривая D сместится влево, то говорят, что спрос уменьшился. Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса, а снижение цен на товары-заменители, повышение цен на взаимодополняющие товары вызывают сокращение спроса.

Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара РX). Если ни один из этих факторов (неценовых) не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDX, но все факторы, влияющие на QDX, кроме цены РX, сохраняются неизменными, а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте, спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDX при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.

Далее рассмотрим эффект замещения. Эффект замещения показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупатели вместо товара Х могут использовать другие товары, то при снижении цены РX товара Х они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром Х. Следовательно, при понижении РX величины QDx возрастут. Например, маргарин и сливочное масло являются товарами-заменителями. Когда цена маргарина повышается, то для домохозяйств сливочное масло становится относительно дешевым и они станут заменять им относительно более дорогой маргарин. Это приведет к увеличению QD масла.

Когда цена товара Х снижается, то для покупателя А он становится более привлекательным, более доступным, чем “все остальные товары”, поэтому потребитель охотнее будет приобретать именно этот товар, “замещая” им “остальные товары”.