Файл: уч мет пос Микороэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 973

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Конспекты лекций по основным разделам курса

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Тема 3. Экономические системы. Основные формы организации экономики

Тема 4. Рыночный механизм и его элементы

Тема 5. Теория спроса и предложения

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Тема 7. Теория потребления

Тема 8. Теория производства

Тема 9. Издержки производства

Тема 10. Рыночные структуры и их классификация. Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции. Рыночные структуры

Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах

Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции

Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде

Тема 11. Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Олигополия

Основные черты олигополии

Ценообразование и производство в условиях олигополии

Тема 12. Рынки факторов производства

Спрос на экономические ресурсы

Максимизация прибыли при использовании экономического ресурса

Рынок труда

Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

Предложение труда и спрос на труд зависит от ряда факторов

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Прибыль, ссудный процент, рента

Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства

Толковый словарь

Библиографический список

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента:

Эластичность спроса по цене

Обратимся к спросу, который отражает зависимость QD (функции) от PX (аргумента) при прочих равных условиях. Пусть при цене Р1 руб. покупатели предъявляют спрос на QD1 шт. товара Х. Положим, что в результате расширения предложения цена товара упала до Р2 руб., соответственно QDX возросло до QD2шт. Чтобы определить процентное изменение QDX и PX, следует величину приращения QD=QD2 - QD1 отнести к среднему значению QDCP на интервале QD2 - QD1, a PX=P2 - P1 – к среднему значению РCP.

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

. (2)

При изменении цены товара Х и его QDX, эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) количество товара Х, на которое предъявляется спрос QDX, когда цена товара Х (РX) уменьшается (увеличивается) на один процент.

Для большинства товаров при понижении цены товара величины QD возрастают. Иными словами, приращения QDX и PX имеют всегда разные знаки и эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Чтобы избежать путаницы в оценке d, эластичность указывается в абсолютных величинах без учета знака “минус”.

В экономической науке принято считать, что если процентное изменение QDX превосходит процентное изменение РX, т.е. если d1, то спрос на товар Х является эластичным по цене. Если d1, то спрос на товар Х является неэластичным по цене. Наконец, когда процентные изменения QDX и РX совпадают, т.е. d = 1, эластичность спроса по цене называется единичной.

Как следует из формулы (2), возможны два предельных случая: когда d= и когда d = 0. Если d=, то спрос считается абсолютно эластичным. В этом случае кривая спроса представляет собой горизонтальную прямую. Если d = 0, спрос абсолютно неэластичен и кривой спроса является вертикальная прямая.

Эластичность спроса и изменения в суммарной выручке

Суммарная выручка TR представляет собой всю выручку, полученную от реализации Q единиц товара Х по цене Р:TR = QP. Поскольку эластичность спроса по цене также показывает взаимосвязь Q и Р, можно сделать следующие выводы:

  1. если спрос эластичен и эластичность d  1, т.е. относительное увеличение QX превосходит относительное снижение РX, то падение цены РX вызовет увеличение суммарной выручки TR производителей товара Х и, соответственно, рост суммарных расходов (ТЕ) домохозяйств на покупку товара Х;

  2. если спрос неэластичен и d 1, т.е. относительное увеличение Qx меньше, чем относительное снижение РX, то падение цены РX вызовет уменьшение суммарной выручки TR производителей товара Х;

  3. когда спрос имеет единичную эластичность и d = 1, т.е. относительные изменения РX и QX равны, то понижение цены РX не оказывает воздействия на TR.


Значит, если спрос на товар Х эластичен, то фирмы могут увеличить свою выручку путем снижения цены и повышения уровня продаж. Соответственно при неэластичном спросе на товар Х понижение цены товара Х приведет к падению выручки фирм.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Как показывает практика, главное влияние на d товара Х оказывает наличие у товара Х близких заменителей. Чем больше заменителей имеет товар Х, тем выше его эластичность.

Способность товара Х иметь близкие заменители позволяет выделить дополнительные правила.

  1. Товары и расходы, которые занимают значительный удельный вес в бюджете домохозяйств, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

  2. Предметы первой необходимости имеют обычно невысокую эластичность, так как не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

Эластичность спроса по доходу

Согласно введенному ранее общему понятию эластичности можно определить эластичность спроса на товар Х по доходу следующим образом:

. (3)

Реакция QD товара на изменения Y позволяет подразделить все товары на два класса.

  1. Для большинства товаров увеличение среднего дохода домохозяйств приводит к росту QDX, поэтому значения y положительны; такие товары называются обычными (нормальными) товарами или товарами высокого качества.

  2. Для отдельных товаров с ростом Y величина QDX сокращается, т.е. y  0; такие товары называются товарами низкого качества.

Для нормальных товаров величины y могут принимать любые значения от 0 до + . Если y  1, то товары считаются эластичными по доходу, а в случаях, когда y  1, товары являются неэластичными по доходу. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении среднего дохода домохозяйств потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с y  1, ждет расширение, а отрасли с y  0 могут столкнуться с серьезными трудностями.

Основным фактором, определяющим y, является важность данного товара в потреблении: чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

Эластичность предложения

Эластичность предложения показывает, как изменится величина QSX при изменении цены товара РX на один процент. Ее определяют по формуле:

. (4)

Методика исчисления s идентична методике исчисления эластичности спроса.

Для большинства рассматриваемых товаров кривая предложения имеет восходящий характер, т.е. увеличению Рх соответствует рост QDX. Значит, для этих товаров s всегда положительна.


Формула (4) позволяет сделать вывод, что и для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда s = 0 и когда s = . При s = 0 предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. QSX никак не реагирует на изменение цены РX, остается неизменным. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если s = , то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения РX, чтобы QSX резко возросло. Абсолютно эластичным является, например, предложение труда для отдельной некрупной фирмы.

Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то мы можем говорить об эластичности кривой предложения. В этом случае совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная.

Практически сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на эластичность предложения. Однако решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал: чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара Х для перестройки производства в связи с ростом или падением цены товара Х и тем выше будет эластичность предложения.

Наконец, отметим, что на эластичность предложения большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара Х связано с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика.

Тема 7. Теория потребления

В основе использования теории предельной полезности для исследования спроса потребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар.

Под полезностью товаров или услуг понимают удовлетворение, которое получают от их потребления. Если покупатель А приобретает товар Х, то он делает это для удовлетворения каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет определенную полезность для покупателя А. Когда покупатель А приобретает последовательно единицы товара Х (например, книги), то каждая новая покупка будет увеличивать полезность, получаемую покупателем А от товара Х. Сумма полезностей всех приобретенных единиц товара Х (например, 48 книг) называется общей полезностью U товара Х (в нашем случае – это 48 книг). Если покупатель А приобретет еще одну единицу товара Х (49-ю книгу), то общая полезность возрастет на величину, которую называют предельной полезностью MU. Иными словами, предельная полезность – это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну единицу.

Можно ли каким-то образом измерить величину предельной полезности? На этот счет имеются различные точки зрения. Одни экономисты (их называют кардиналистами) пытаются ввести единицу измерения предельной полезности – ютиль – и с ее помощью оценивать предельную полезность товаров и услуг. Другая группа экономистов (их называют ординалистами) полагает, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести “ординальную, порядковую” величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности, но нельзя определить саму эту степень удовлетворения. Для нас проще было бы объяснить рассматриваемую проблему, если предположить, что мы уже имеем возможность оценивать полезность каждого товара в ютилях.


Пусть покупатель А приобретает товар Х. Зададимся вопросом: одинакова ли предельная полезность каждой единицы товара Х? Иными словами, получает ли покупатель А равное приращение общей полезности при потреблении любой единицы товара Х? Поскольку полезность определяет степень удовлетворения потребностей покупателя, то можно утверждать, что если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре Х удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара Х снижается. Данное положение носит фундаментальный характер, относится ко всем товарам и носит название закона убывающей предельной полезности.

Чтобы применять концепцию предельной полезности для исследования спроса, в дальнейшем мы будем полагать, что каждый покупатель исключительно рационален и всякий раз, приобретая те или иные товары, действует таким образом, чтобы повысить общую полезность потребленных благ.

Для начала рассмотрим случай, когда покупатель А потребляет только два товара Х и Y. Пусть цена единицы товара Х составляет РX руб., а товара YPу руб. Предположим, что покупатель А располагает некоторым бюджетом В и на эти деньги он может приобрести какое-то количество товара Х и Y; общая полезность, получаемая покупателем A от потребления товара X и Y, определяется как U(xy). Каким образом покупатель А должен распределить бюджет В, чтобы, приобретая товары Х и Y, максимизировать получаемую от их потребления общую полезность? Это достигается в том случае, если удовлетворяется следующее равенство:

Экономический смысл равенства (1) состоит в том, что располагая ограниченным бюджетом и потребляя только два блага Х и Y, покупатель должен распределять свои средства таким образом, чтобы полезность, полученная от использования последней денежной единицы (доллара, франка, рубля и т.п.), израсходованная на потребление благ Х и Y, была одинаковой. Уравнение (1) является основным в концепции потребительского спроса ( в рамках теории предельной полезности) и справедливо для любого набора товаров.

Что произойдет, если цена товара Х изменится, предположим, уменьшится до ? Тогда равенство (1) нарушится и превратится в неравенство:

Это означает, что на один рубль, потраченный на приобретение товара X, покупатель получает более высокий прирост общей полезности, чем он имел, если бы потратил один рубль на покупку товара Y. Поскольку потребитель стремится увеличить общую полезность от потребления благ X и Y, то он предпочтет закупить дополнительные единицы товара X. Но, в соответствии с законом убывающей предельной полезности, каждая дополнительная единица потребленного блага X будет снижать предельную полезность этого товара. Наконец, наступит такой момент, когда равенство (1) вновь удовлетворится:


Такой ход рассуждений, естественно, предполагает, что с изменением предельной полезности товара Х предельная полезность товара Y не меняется.

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо субъективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы каждого товара. Приобретет он тот товар, который на одну и ту же потраченную сумму денег обеспечит наивысший прирост общей полезности, т.е. будет иметь максимальную предельную полезность. Точно так же при изменении цены товара Х покупатель А будет предъявлять спрос на данный товар до тех пор, пока, по его мнению, прирост общей полезности (предельная полезность) единицы товара Х и единицы “всех остальных товаров” вследствие затрат на их приобретение одних и тех же сумм денег не станет одинаковой.

Рассмотрим теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа: 1) кривых безразличия; 2) бюджетной линии.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя.

Характерные черты кривых безразличия:

  1. нисходящий вид кривой;

  2. выпуклость по отношению к началу координат;

  3. карта безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и фиксированных ценах на оба продукта.

Свойства бюджетной линии:

  1. изменение дохода;

  2. изменение цены.

Определение равновесного положения потребителя с помощью теории кривых безразличия основывается на совмещении карты кривых безразличия и бюджетной линии.

Потребитель выберет такую точку на бюджетной линии, которая поставит его на наиболее высокую изо всех доступных ему кривых безразличия.

Тема 8. Теория производства

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации и государство.

Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма (предприятие). Выделяют три типа деловых фирм:

  1. индивидуальные;

  2. партнерские;

  3. корпоративные.

Индивидуальные – владельцем является один человек, который несет неограниченную ответственность.

Партнерские – владельцами являются два человека или более. Существуют в различных формах.

Корпоративные – акционерные общества.

Все три типа предприятий имеют преимущества и недостатки. В зависимости от формы собственности предприятия делятся на государственные и частные.