ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2021

Просмотров: 941

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практика показывает, что человек не всегда ценит деньги в равной мере и они не всегда обладают привлекательными для него чертами. Как правило, это происходит только тогда, когда деньги беспрепятственно выполняют все присущие им функции, то есть в условиях стабильной социально-экономической ситуации и низких темпов инфляции. Если же на практике возникают какие-то трудности с реализацией хотя бы отдельных функций, то владельцы денег пытаются потратить их как можно скорее. Последнее характерно для периодов очень сильной инфляции и называется «бегством от денег». Люди стремятся избавиться от них тогда, когда они не уверены в том, что в будущем смогут приобрести с их помощью необходимые товары, когда деньги обесцениваются очень быстрыми темпами и их нельзя накапливать даже в течение короткого времени. Лучший выход в данной ситуации - как можно скорее приобрести на эти деньги товары, что позволит избежать их обесценивания. Но товары, как известно, обладают очень низкой ликвидностью, поэтому их можно приобретать для пользования, а не для сохранения средств. Для осуществления накоплений в этих условиях обычно применяются устойчивые иностранные валюты. Чаще всего - американский доллар и евро. В результате национальную валюту часто тратят и в значительных количествах, скорость ее обращения увеличивается, что схоже с увеличением денежной массы и еще больше усиливает инфляционные процессы.

Что служит причиной массового избавления от денег? Деньги могут нормально реализовывать свои функции и свойства тогда, когда их покупательная способность относительно устойчива. Последняя определяется тем количеством товара, которое можно приобрести на определенную денежную сумму. При увеличении количества денег в обращении при прочих равных условиях они обесцениваются, их покупательная способность падает, т.е. сокращается объем товаров, который можно на них приобрести. Поддержание стабильности покупательной способности национальной денежной единицы входит в задачу центрального банка государства. Для этого он использует золотовалютные резервы страны. Например, стремясь к поддержанию курса рубля по отношению к доллару, Центральный банк РФ будет скупать рубли (ограничивать спрос на них), продавая при этом доллары из резервов. И наоборот, предотвращая резкое падение курса доллара на валютном рынке России, Центральный банк РФ будет выпускать в обращение дополнительную рублевую массу. Продавая рубли, он скупает доллары, наращивая свои золотовалютные резервы. Однако это не означает, что устанавливается четкое соотношение между количеством денег в обращении и размером резервов Центрального банка РФ. Золотовалютные резервы сегодня используются не для обеспечения выпускаемых в обращение денег, как это было в периоды золотого стандарта, а для целей денежно-кредитного регулирования.

В денежной массе представлены все возможные и разнообразные виды денег. Для характеристики ее структуры применяют денежные агрегаты - М0, М1, М2. Здесь М0- наличные деньги в обращении; М1= М0+ средства в банках на счетах до востребования; М2= М1+ средства на срочных и сберегательных счетах в банках.

Денежная единица как элемент денежной системы может быть представлена:

Договор банковского счета

Картотеки к банковскому счету

Очередность платежей

Таблица 4.

Баланс денежных доходов и расходов населения6

В качестве особых условий к договору банковского счета (раздел VI) могут выступать, например, право банка в одностороннем порядке вносить изменения в "тарифы ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счета", право банка не уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, право производить списание денежных средств со счета клиента без его письменного согласия в случае выявления ошибочных записей по счету. В данном разделе устанавливается также порядок разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договора банковского счета и др.

Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй - у клиента.


Картотеки к банковскому счету


К расчетному (текущему) счету клиента банк может вести две картотеки: картотеку №1 и картотеку №2.

Ведение картотеки №1 не связано с финансовым положением клиента, а определяется исключительно особенностями документооборота при отдельных формах межхозяйственных расчетов (платежными требованиями) и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора. Картотека №1 ведется по внебалансовому счету 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты".

Открытие картотеки №2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную картотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика. Картотека №2 ведется по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".


Очередность платежей


При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряет право распоряжаться средствами, поступающими на счет. В этом случае списание денежных средств со счета осуществляется по мере поступления на него денежных средств в установленной законом очередности. Последняя была введена ГК РФ (ст. 855) с 1 марта 1996 г. Однако с января 1998 г. постановлением Конституционного Суда РФ был признан неконституционным пункт 2 ст. 855 ГК РФ и установлена иная очередность платежей.

В настоящее время впредь до внесения изменений в ст. 855 ГК РФ в соответствии с решением Конституционного Суда очередность платежей со счетов юридических лиц устанавливается ежегодно Федеральным Законом о Государственном бюджете на очередной год и выглядит следующим образом:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  • во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому гонорару;

  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также перечисление или выдачу денежных средств для оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);

  • в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в негосударственные внебюджетные фонды;

  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

  • в шестую очередь производится списание по остальным платежным документам.


Списание средств со счета по требованиям относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (или наступления срока платежа).




  1. Элементы системы безналичных расчетов за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами хозяйствующих субъектов


Для безналичного платежа требуется более сложная процедура, чем для наличного. Необходимо сформулировать указание банку совершить платеж и передать его в банк плательщика. Банк его проверит, проведет по своим счетам и передаст в банк получателя. Последний проведет его по своим счетам и уведомит получателя о зачислении денег. В этот процесс входит масса сложных действий, в нем использованы сложные технологии. Чтобы платеж прошел эффективно, необходимы единообразные слаженные действия всех его участников, т.е. нужна система. «Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную ценность, единство»1).

Система безналичных расчетов в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и правил, регулирующих механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских и иных учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их правильным осуществлением.

Составными элементами системы безналичных расчетов следует считать: принципы их организации (рассмотрены в § 1.2), формы расчетов, способы платежа, инструменты расчетов и соответствующий документооборот.

Форма расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Форма расчетов может являться категорией группировки расчетов по определенным признакам, чаще всего таким признаком является используемый инструмент расчетов. Этот признак присутствует в классификации форм расчетов в ГК РФ (ст. 862), который допускает использование в межхозяйственных расчетах следующих форм:

  • расчеты платежными поручениями;

  • расчеты по инкассо;

  • расчеты по аккредитиву;

  • расчеты чеками.

Кроме того, в расчетах экономических агентов могут использоваться также векселя. Однако их применение регламентируется особой правовой базой и имеет специфические особенности, присущие только данному способу расчетов (см. § 2.5).

Каждая форма расчетов имеет общие, присущие ей признаки, например, вид расчетного документа, порядок документооборота, инструмент и способ платежа. Для каждой формы расчетов эти присущие ей признаки детально определены Банком России в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П.

Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).

Расчетный документ – основание для проведения операций по банковским счетам. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:


  1. плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;

  2. получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Основная цель расчетного документа – дать четкое и правильное указание банку осуществить платеж сразу и безусловно или через определенное время и с условием. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие виды расчетных документов:

    • платежные поручения;

    • платежные требования;

    • аккредитивы;

    • чеки;

    • инкассовые поручения;

    • платежный ордер (внутрибанковский расчетный документ).

    Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующий набор обязательных реквизитов:

    • наименование расчетного документа;

    • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

    • вид платежа (почтой, телеграфом, электронно);

    • наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

    • наименование и место нахождения банка плательщика его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

    • наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;

    • наименование и место нахождения банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;

    • назначение платежа;

    • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

    • очередность платежа;

    • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;

    • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

    Детальное описание форматов и реквизитов используемых в Российской федерации расчетных документов содержит Положение о безналичных расчетах №2-П. Образцы расчетных документов приведены в приложениях № .. . . .. . данного учебного пособия.

    Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится банком всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета.

    Расчетные документы заполняются с применением пишущей машинки и электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются пастой или чернилами черного, фиолетового или синего цвета.


    Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

    Способ платежа – порядок его осуществления, определяющий последовательность и характер перечисления средств с одного счета на другой в процессе расчетов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.

    Можно определить следующие основные способы платежа:

    • путем списания средств со счета плательщика с последующим их зачислением на счет получателя;

    • путем зачисления средств на счет получателя с последующим их списанием со счета плательщика;

    • с предварительным депонированием средств;

    • за счет средств (кредита) банка с последующим получением возмещения от плательщика;

    • путем зачета взаимных требований и перечисления сальдо незачтенной суммы.

    Документооборот – это протекающий во времени и отвечающий банковским нормам и правилам порядок оформления, обработки и прохождения расчетных документов при совершении расчетов куда входят:

    • выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов;

    • содержание расчетного документа и его реквизиты;

    • сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов;

    • движение расчетного документа между учреждениями банков;

    • порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств;

    • порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчетов и осуществления мер экономического воздействия.

    Термин «документооборот» возник до массового использования электронных технологий, когда расчетные документы печатались на бумажных носителях и обрабатывались вручную. Платежные поручения, например, использовались в качестве распоряжения плательщика и основания платежа не только в отношении банк – клиент, но и в отношении банк – банк.

    Внедрение электронных технологий изменило представление о документообороте. Теперь расчетный документ как объект документооборота используется только в отношении банк – клиент в качестве основания проведения платежа. Участники же платежей системы банк–банк, как правило, не передают расчетный документ, как это было раньше. Передача реквизитов платежа от банка к банку осуществляется в виде файлов реестров платежей с набором платежных реквизитов, напоминающих сводное платежное поручение. Поэтому в электронных платежных системах, термин «документооборот» заменяется термином «файловый обмен».

    Действующий в настоящее время в Российской Федерации порядок безналичных расчетов предусматривает возможность при определенных условиях отзыв клиентом ранее переданных в банк для исполнения расчетных документов так, плательщик в праве отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) – расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку к внебалансовому счету №90902»Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка.


    Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в 2х экземплярах произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва.

    Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика (платежные поручения) или в банк получателя (платежное требования, инкассовые поручения).

    Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа, кроме возникших по вине банков, рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

    Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и участием РКЦ.


      1. Расчеты платежными поручениями


    Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленного расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытой в этом или другом банке.

    Платежные поручения являются основным платежным инструментом. В структуре безналичных платежей на их долю приходится около 91% всего объема платежей и 77% - по количеству.

    Преобладание данной формы расчетов обусловлено ее широким применением как по платежам за товары и услуги, так и по операциям нетоварного характера, а также интенсивным внедрением электронных платежей, которые в настоящее время осуществляются только на основании платежных поручений.

    В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

    • за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

    • для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

    • для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

    • при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

    • по арендной плате за помещения;

    • платежи по транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

    В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

    • перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

    • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

    • перечисления средств органам государственного и социального страхования;

    • взносов средств в уставные фонды при учреждении ОАО, ЗАО, ООО и т. п.;

    • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

    • уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.