ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2021
Просмотров: 938
Скачиваний: 2
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.
С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
По решению руководителя банка операции с ценностями могут осуществляться группами материально ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Кассовым работникам запрещается:
- передоверять выполнение поручений работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей;
- выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам, минуя бухгалтерских работников.
В отдельных случаях кассовое обслуживание клиентов может проводиться кассовым работником с возложением на него обязанностей бухгалтерского работника при наличии в компьютерном оборудовании соответствующем программном обеспечении системы контроля, исключающей доступ кассового работника к проведению операций по счету клиента в банке без его поручения.
При осуществлении наличных денежных расчетов банк применяет в соответствии с законодательством РФ контрольно-кассовую технику: контрольно-кассовые машины и программно-технические средства, обеспечивающие реализацию требований, предъявляемых к контрольно-кассовой технике, банкоматы, а также автоматы для хранения, приема и выдачи денежной наличности с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (электронный кассир).
Остаток денежных средств в операционной кассе банка лимитируется. При этом следует отметить принципиальное различие подходов к определению допустимого остатка кассы для клиента коммерческого банка и для самого банка. Если при установлении лимита остатка кассы своему клиенту банк исходит из стремления обеспечить максимальное привлечение наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий и для этого ограничивает максимальную сумму, которая может храниться в кассе предприятия, то назначение лимита операционной кассы банка — иное, а именно: обеспечение своевременной выдачи банком наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан. Территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждого банка лимит его операционной кассы, как сумму минимально допустимого остатка наличных денег на конец дня и осуществляют контроль за его соблюдением. Размер лимита операционной кассы устанавливается исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу банка, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей налично-денежного оборота банка.
Прогнозирование кассовых оборотов банка
Каждый банк должен организовывать свой внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
До перехода к рыночным условиям хозяйствования налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения: баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Госбанка СССР. С их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы, размере эмиссии или изъятия денег из обращения. Эмиссия носила директивный характер. В условиях перехода к рыночной экономике эти планы перестали быть директивными, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов по кассовым оборотам с целью определения потребностей в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, определения размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны.
Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и фактическое его исполнение помогают ЦБ РФ и Правительству страны полнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а превышение расходов над доходами — наоборот, его сокращение. Соответственно при оседании денег на руках у населения требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, при сокращении — изъятие денег из обращения.
В современных условиях баланс денежных доходов и расходов населения составляется по следующей схеме (табл. ____).
Таблица 4.
Баланс денежных доходов и расходов населения6
Показатели |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
|||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
|
Доходы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оплата труда |
1151,7 |
64,9 |
1924,6 |
66,4 |
2496,4 |
62,9 |
3421,4 |
64,6 |
4515,8 |
66,5 |
Социальные трансферты |
237,7 |
13,4 |
381,7 |
13,2 |
551,2 |
13,9 |
808,3 |
15,3 |
998,2 |
14,7 |
Доходы от собственности |
97,1 |
5,5 |
207,1 |
7,1 |
270,9 |
6,8 |
304,6 |
5,8 |
325,7 |
4,8 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
255,9 |
14,4 |
359,6 |
12,4 |
602,2 |
15,2 |
658,6 |
12,4 |
822,0 |
12,1 |
Другие доходы |
31,9 |
1,8 |
26,1 |
0,9 |
47,6 |
1,2 |
100,6 |
1,9 |
129,0 |
1,9 |
Всего доходов |
1774,3 |
100,0 |
2899,1 |
100,0 |
3968,3 |
100,0 |
5293,5 |
100,0 |
6790,7 |
100,0 |
Расходы и сбережения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На покупку товаров и оплату услуг |
1378,6 |
77,7 |
2272,2 |
78,4 |
2993 |
75,4 |
3940,6 |
74,4 |
4883,6 |
73,2 |
Оплата обязательных платежей и взносов |
108,9 |
6,1 |
192,4 |
6,7 |
309,8 |
7,8 |
473,0 |
8,9 |
613,8 |
9,2 |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах |
43,8 |
2,5 |
154,3 |
5,3 |
301,0 |
7,6 |
475,2 |
9,0 |
693,8 |
10,4 |
На приобретение иностранной валюты |
213,6 |
12,0 |
226,9 |
7,8 |
253,6 |
6,4 |
300,8 |
5,7 |
366,9 |
5,5 |
Превышение доходов над расходами /прирост (+), уменьшение денег на руках (-)/ |
+29,4 |
1,7 |
+53,3 |
+1,8 |
+110,1 |
+2,8 |
+103,9 |
+2,0 |
+113,4 |
+1,7 |
Всего расходов |
1744,9 |
100,0 |
2845,8 |
100,0 |
3858,2 |
100,0 |
5189,6 |
100,0 |
6671,5 |
100,0 |
С 1991 г. осуществлен переход от кассового планирования к составлению расчетов (прогнозов) кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по территориям и банкам. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономном их использовании и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются поквартально с разбивкой по месяцам. Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов (формы 202) «Отчет о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» и выглядит следующим образом (табл. ____).
Таблица 5.
Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода
Статьи прихода и расхода |
Символы |
ПРИХОД |
|
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров (независимо от каналов их реализации) |
02 |
Поступление выручки пассажирского транспорта |
05 |
Поступление квартирной платы и коммунальных платежей |
08 |
Поступление выручки зрелищных предприятий |
09 |
Поступления выручки от реализации платных услуг населению |
11 |
Поступления от реализации недвижимости |
15 |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка РФ) |
16 |
Поступления от предприятий |
|
Государственного комитета РФ по связи и информатизации |
17 |
Поступления от учреждений Сберегательного банка РФ |
18 |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
19 |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка РФ) |
20 |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат |
|
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами |
30 |
Прочие поступления |
32 |
Итого по приходу — символы 02—32 |
|
Остаток операционной кассы в кредитных организациях на начало отчетного периода |
35 |
Поступления денег в операционную кассу кредитной организации из оборотной кассы учреждений Банка России, касс других кредитных организаций, подведомственных учреждений Баланс (итог символов 02—37 = итогу символов 40—72) |
37 |
|
|
РАСХОД |
|
Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера |
40 |
Выдачи на стипендии |
41 |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера |
42 |
Выдачи на выплаты социального характера |
44 |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов |
46 |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений |
50 |
Выдачи на другие цели |
53 |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам |
54 |
Выдачи со счетов по вкладам граждан |
55 |
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций |
57
|
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
58 |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации |
59 |
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг |
60 |
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка РФ |
61 |
Итого по расходу — символы 40—61 |
|
Остаток операционной кассы в кредитных организациях на конец отчетного периода |
70 |
Пересылка наличных денег из операционной кассы кредитных организаций в оборотную кассу учреждений Банка России, кассы других кредитных организаций, подведомственных учреждений |
72 |
Баланс (итог символов 40—72 = итогу символов 02—37) |
|
Прогнозирование налично-денежных оборотов на очередной квартал начинается с коммерческого банка. Прогноз кассовых оборотов банка составляется по источникам поступлений наличных денег в его операционную кассу и по направлениям их выдач по действующим символам прихода и расхода.
Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах и кассовых заявок, полученных от обслуживаемой клиентуры. Кассовая заявка предприятия1 в конечном счете должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, а с другой — в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка.
Кассовая заявка имеет два раздела. В первом разделе отражаются все суммы поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме сумм, полученных из банка) по отдельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. Во втором разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий соцстраха и выдач на другие цели.
Кроме собственно кассовых заявок предприятия должны подать в банк дополнительные к ним расчеты. Например, торговые организации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов и сборов и т.д.
Прогноз кассовых оборотов, составленный на очередной квартал, сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег, получаемых от кредитных организаций. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике, по источникам поступления наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Информационной базой данного прогноза служат оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных за предыдущие периоды, а также сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате, полученных от расчетно-кассовых центров.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за три дня до начала прогнозируемого квартала. В свою очередь Департамент регулирования денежного обращения, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности. В этом расчете учитываются такие факторы, как происходящие в экономике структурные изменения, темпы инфляции, а также принимаемые Банком России меры в области денежно-кредитной политики по стабилизации денежного обращения. Составленный сводный прогноз потребностей народного хозяйства в денежной наличности на предстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ и, в конечном счете, определяет механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении в предстоящем квартале.
Главным направлением взаимоотношений учреждений ЦБ РФ с коммерческими банками при совершении операций с наличными деньгами является организация работы расчетно-кассовых центров (РКЦ) по выдаче подкреплений операционным кассам банка, с одной стороны, и по принятию от них излишков денежной наличности — с другой.
Расчетно-кассовые центры Банка России обязаны удовлетворять потребность коммерческих банков в денежной наличности в необходимой им сумме и купюрном составе, который удобен коммерческому банку для ведения операций по выдаче наличных денег своим клиентам. При этом должны соблюдаться следующие условия:
во-первых, наличие необходимой суммы на корреспондентском счете коммерческого банка;
во-вторых, составление предварительной заявки на получение подкрепления операционной кассы коммерческого банка РКЦ.
Первое условие означает, что коммерческий банк в день получения наличных денег в РКЦ должен иметь на своем корреспондентском счете остаток средств не ниже суммы получаемой денежной наличности. Могут быть случаи, когда на практике в момент составления заявки на получение денег на корреспондентском счете банка в РКЦ средства имеются, а в день получения наличности их недостаточно. В результате удовлетворить заявку не представляется возможным. В связи с этим Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России при совершении подобных операций рекомендует оформлять их платежными поручениями, что является вторым непременным условием получения подкреплений. Тогда коммерческий банк накануне или за несколько дней до получения наличности перечисляет необходимую сумму денег со своего корреспондентского счета на счет РКЦ.
Преимущества такого порядка операции заключаются в следующем:
• заранее точно определяется сумма выдаваемой денежной наличности;
• гарантируется оплата получения наличных денег в РКЦ;