ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом патерналистские традиции российского общества формируют и его повышенные ожидания и требования к государственной власти, а за все промахи люди справедливо склонны винить, в первую очередь, государственную номенклатуру. Как говорится, «кто много взял, с того больше спросится».

Третья группа причин - организационного характера, связанная с неумением нового госаппарата, в силу его низкой компетентности, непрофессионализма и других, более глубоких причин, организовать практическое выполнение принимаемых государственных решений. В этой группе причин особую значимость приобретают стиль и методы работы органов госслужбы. В частности, многочисленные конфликты возникают из-за стремления государственной административной системы к закрытости, подавлению гласности, замалчиванию преступлений, совершаемых представителями власти и крупного бизнеса, проявлению личной мстительности, кумовства и т. п.

Четвертая группа причин - политико-идеологического характера. Многие эксперты полагают, что у большинства россиян отчуждение от политической власти вызывают внешнеполитические акции в рамках растущей зависимости России от западных стран, зависимости финансовой, экономической, следовательно - и политической. Сегодняшняя Россия напоминает поверженные во второй мировой войне Германию и Японию, которым победители диктовали свои условия. Такое болезненное восприятие статусно-ролевого положения страны создает причины для развития чувства протеста граждан против внешнеполитического курса, усугубляет недоверие к государственной власти. Россияне были и остаются государственниками. Для них государство - это необходимый способ, форма и институт человеческого общежития, через который народ представляет себя в мировом сообществе.

Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей. Степень результативности и прогнозируемости действий по управлению социально-политическими конфликтами в существенной мере зависит от правильно сконструированной макротехнологии. Другими словами, конфликты оптимизируются тем более успешно, чем в большей степени приоритет отдается не частным поступкам отдельных индивидов и единичным процедурам, а созданию условий, при которых достижение желаемой цели становится предопределенным совокупностью многих факторов.

Общие принципы, методики и конкретные приемы по управлению конфликтами синтезируются в гибкие социально-политические технологии, которые способны произвести позитивный эффект в процессе работы над большинством известных конфликтов. Итак, политические конфликты при успешном управлении ситуацией могут стать началом нового этапа стабилизации и позитивного развития общества и его политической системы. В случае если субъекты власти проявляют слабое понимание причин происходящего, политические конфликты могут обостряться в сторону кризисной ситуации и привести к следующему этапу кризиса государственной власти, который характеризуется неспособностью правительства решить стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы. Структурно-функциональный кризис власти сопровождается порой бурными социальными потрясениями, но может протекать и достаточно мирно, если правительство имеет определенный “кредит” доверия, народ сочувствует политике реформ, связывает с ними ожидание перемен к лучшему. Таким образом, выход из кризиса зависит от хода и результатов реформ.



Реформы как средство антикризисного управления

Реформа - это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера, когда часть “прошлого” сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как “революция сверху”. Она, однако, неизбежно ведет к расколу общества на сторонников и противников реформ (или методов, какими они проводятся) и способна “взорвать” социальное пространство, привести к политической катастрофе.

В последнее десятилетие XX в. Россия вступила в полосу радикальных социально-экономических и политических реформ. Перед обществом вновь поставлена сверхзадача - в короткий срок войти в постиндустриальное общество. Методом решения проблем избрали т.н. “большой скачок”, и на народ обрушился шквал преобразований. Неподготовленность, непродуманность, непоследовательность, т. е. непрофессионально организованная революционно-реформаторская деятельность, приводят к глубокому функциональному кризису властноуправляющего воздействия, который охватывает всю вертикаль структуры государственно-общественных отношений от верхнего эшелона власти до местного управления, разрушающе воздействуя на образ жизни граждан.

Частью социально-политических преобразований, проводимых “сверху” (и небескорыстно для «верхов»), являются административные реформы. Они проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды.

В России в процессе административных реформ ставились следующие задачи:

  • организационная перестройка в сторону сокращения госаппарата, четкое определение функций различных структур всех уровней по вертикали и горизонтали, обеспечение механизма административной взаимозависимости и соподчиненности, размежевание в функциях, объеме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти;

  • определение концепции преобразований в сфере государственного управления (во имя чего, для чего, какие услуги должны предоставляться государством обществу и т. д.), выделение основополагающих приоритетов внутри- и внешнеполитической деятельности, на основе которой можно было бы создать модель государственного управления с определенными принципами, структурой и. т. п.;

  • обеспечение правовой базы и механизма передачи управленческих функций новым негосударственным структурам и рыночным образованиям;

  • усиление начал (функций) планирования, координации и контроля, с тем чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в рамках реализации полномасштабных рыночных реформ. Сокращение непосредственного административного воздействия и обеспечение функций политического руководства зашитой суверенитета и целостности страны, правопорядка, гарантий прав, свобод и законных интересов граждан;

  • становление начал федеративных отношений нового типа: управляемой децентрализации, расширения прав и полномочий субъектов Федерации, налаживания их политических и экономических взаимоотношений. Соответственно и в структуре органов государственного управления начались изменения - административная реорганизация.


Характеризуя основные результаты административных реформ, приходится констатировать, что российская система государственного управления и государственной службы как государственно-публичный правовой институт к настоящему времени еще не сложилась, она функционирует не ради общественных потребностей, а исходя из политических целей и собственных интересов. Более того, госструктуры, аппарат в первую очередь, оказались вовлеченными в политическую борьбу и сами стали объектом этой борьбы. Так, с лета 1990 г. по декабрь 1991 г. шло противоборство между союзным центром (М.Горбачев) и руководством России (Б.Ельцин). В этих условиях в России появилась громоздкая управленческая система, которая воспроизводила союзную (со всеми ее недостатками и традициями).

После 1992 г. доминантой в политической жизни России выступало противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, закончившееся кровавой расправой Б.Ельцина со своим парламентом в 1993 году. В дальнейшем, конфликт перерос в стремление каждой перетянуть на себя “властное одеяло” уже на бескровной основе и даже -“подмять” под себя другую, что привело к появлению дублирующих функций уже существующих органов, разрастанию госаппарата, появлению новых структур. В итоге численность персонала государственного управления превысила более чем в три раза показатели СССР21 (имевшего населения на 100 млн.чел., территории на _____ кв. км., ВВП в 4 раза больше), а качество управленческой деятельности резко упало. С приходом к власти второго и даже третьего президентов ситуация не улучшилась.

В поле политических конфликтов появился феномен коррупции как источник дестабилизации государственной власти. Коррупция22 - продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, злоупотребление служебным положением, прямое использование ими прав и полномочий в целях личного обогащения. Она развивается как конфликт интересов внутри истеблишмента (бюрократов, теневиков, криминальных элементов во власти), где доступ к деньгам и ресурсам ограничен а конкуренция чрезвычайно высока.

Коррупция наносит удар по экономической и политической безопасности. В результате продажности чиновников23, недобросовестного выполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная), организованная преступность в сфере экономики начинает контролировать значительную часть частных и государственных банков и предприятий. На основе коррупции широкое распространение получили такие способы незаконного перераспределения собственности как «гринмейл» и «рейдерство». Практически ни один сектор экономики не защищен от воздействия коррупции. Размах коррупции связан с выборами законодательных собраний и глав администраций. Претенденты на выборные политические должности и их избирательные штабы применяют сегодня дорогостоящие избирательные технологии, которые невозможно финансировать обычным, т. е. легальным способом, и потому прибегают к различным нелегальным средствам (обещаниям в будущем “отблагодарить” спонсоров путем предоставления государственных должностей, выдачи разрешений, лицензий, поддержки при приватизации и др.). Развитие коррупции способствует вхождению в политику новой социальной группы new russian24, ведущему к тому, что планка терпимости к фактам коррупции значительно снижается. Получив какую-либо государственную должность, “новый русский” воспринимает ее и как вознаграждение “за услугу”, и как средство умножения своих доходов.


По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков в десятке самых неблагополучных стран мира соседствуют Венесуэла, Камерун, Индия, Индонезия и Россия. Государственная власть, неспособная эффективно контролировать этот процесс, демонстрирует свое бессилие, кризисное состояние

Провал социально-экономических реформ, неспособность системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить общественные функции приводят к той критической точке, из которой структурно-функциональный кризис перерастает в дисфункциональный, общесистемный, особенно опасный в период общемирового финансово-экономического кризиса, затронувшего сильно и Россию. Это опасный вид кризиса, избежать который возможно только в условиях антикризисного управления.




​Вопросы для самопроверки

1. Объясните понятие “государственная власть”? Охарактеризуйте ее возможные источники и ресурсы в демократическом обществе.

2. Сформулируйте юридическую и социологическую составляющие понятия “легитимность власти”?

3. Что составляет содержание понятия “кризис государственной власти”, Каковы его проявления?

4. Что такое “управление политическим конфликтом”? В чем заключается управление политическим конфликтом?

5. Какие направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России по Вашему мнению представляются необходимыми, вообще, и первоочередными, в частности?


Дополнительно рекомендуем прочитать

Луценко Н.М.. Заговор против детей (или десять лет спустя). Газета “Объединение избирателей” № 8 (9), 2003.

Кара-Мурза С.Г. Государство разрушает матрицу 04.08.2008 г. http://contr-tv.ru/print/2808/

Георгий Бурсов. Россия в цифрах и фактах. 2011 г. http://blog.i.ua/user/3395498/635383/

Глазьев С. Ю. Антикризисная стратегия. 2012г. http://www.contrtv.ru/print/4408/




Доцент кафедры АКУ _______________________ Г.И.Ляшенко

1 charisma (греч.) - божественный дар, благодать

2 много ярких примеров правительственной чехарды дало правление Ельцина, не улетучился еще из памяти непонятная «дорогим россиянам» отправка Путиным незадолго до президентских выборов в отставку правительства Касьянова.

3 Всего лишь 5 процентов россиян верят сегодня, что партия «Единая Россия» выражает интересы абсолютно всех слоев населения нашей страны. Таковы данные одного из последних репрезентативных опросов, проведенных социологами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Зато 18 процентов опрошенных назвали «медведей» выразителями интересов олигархов, банкиров и крупных предпринимателей, а 17 процентов - защитниками людей с доходами выше среднего. Очень мало - только 4 процента респондентов полагают, что «Единая Россия» служит интересам культурной и научной элиты страны. 37 процентов считают коммунистов партией простых рабочих, служащих, тружеников села, а 29 процентов склонны считать КПРФ защитницей беднейших слоев населения и безработных.

В целом же, по результатам опроса, среди выразителей олигархических интересов лидирует с 24 процентами СПС. Федеральных и региональных чиновников-бюрократов лучше всех, как полагают 16 процентов опрошенных, представляют «единороссы». Они же на 2 процента опережают ЛДПР (12 против 10) в качестве партии силовиков. А вот интересы интеллигенции - учителей, врачей, инженеров, как полагают участники опроса, лучше всего выражает «Яблоко», набравшее 26 процентов голосов («Бизнес-Информ» № 34 (258), 2003).


4 41% россиян, опрошенных фондом. «Общественное мнение», не верят рейтингам политических партий, публикуемым СМИ. 23% респондентов доверяют информации о показателях популярности партий, 36% затруднились ответить. В то же время 33% россиян считают необходимым. публиковать подобные данные во время предвыборных кампаний. Как сообщает ИМА-пресс, в том, что рейтинги влияют на их собственное отношение к партиям, призналась только четверть респондентов («Бизнес-Информ» № 34 (258), 2003)


5 См. Г. Бурсов. Россия в цифрах и фактах. http://blog.i.ua/user/3395498/635383/


6 Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ под ред. Г.П.Иванова.- М.:2005. с. 119-129.

7 Например, Министры правительства Касьянова Грызлов и Шойгу одновременно являлись и лидерами партии «Единая Россия».

8 Опубликованы данные сверхбогачей страны. Число их с 2002 по 2004 гг. выросло с 7 до 25 человек. Их суммарный доход - 80 млрд. долларов - второй бюджет страны, но в частных карманах. На другом полюсе – 40000000 граждан России, живущих ниже черты бедности («Отечественные записки» 17 апреля 2004 года. Выпуск № 37. С. 16).

9 Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ под ред. Г.П.Иванова.- М.:2005. с. 20 -73.

10 По данным Михаила Бочарова («Центр стратегических исследований») за 9 лет т.н. «реформ» Б.Ельцина (1991-1999 гг.) жизненный уровень населения страны снизился в 3,5 раза. Если в 1987 г. он составлял 30-35% от американского, то в 1999 г. – 6,6% («Новая газета», № 70, 2000 г.). Даже после двойного увеличения ВВП, провозглашенное Путиным к 2010 г. (да и в стране будет уже другой президент!), уровень жизни населения России составит всего 40% от уровня 1987 г.

11 Подавляющее число россиян (84%) убеждены в том, что высшие государственные чиновники современной России имеют дополнительные крупные доходы за счет определенных выплат т.н. «черным налом» (Еженедельная региональная газета «Бизнес-Информ» № 5 (277) 04.03.04 г.).

12 Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ под ред. Г.П.Иванова.- М.:2005. с. 231.

13 Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ под ред. Г.П.Иванова.- М.:2005. с. 48.

14 например, на выборах депутатов Государственной Думы по 209 избирательному округу (Санкт-Петербург), состоявшихся 7 декабря 2003 г., победил кандидат «против всех». После таких «результатов» данный кандидат к участию в выборах властью больше не допускается.

15 Рекомендую для понимания этого явления ознакомиться с т.н. «теорией пассионарности» Н.Гумилева.

16 По данным еженедельной региональной газеты “Бизнес-Информ”, Ленинградская область и Санкт-Петербург. № 33 (257).

17 например, по сведениям печати в 2003 г., дочь Ельцина Татьяна Дьяченко обладала состоянием 200 млн. долларов США и недвижимостью за рубежом («Аргументы и Факты» № 16, 2003 г.).