Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента как части науки об управлении
1.1. Сущность инновационного менеджмента
1.2. Методы и функции инновационного менеджмента
1.3. Формы инновационного менеджмента и его роль в системе управления
2. Анализ инновационного развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»
2.1. Характеристика гостиницы «Охтинская»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Охтинская»
2.3. Анализ инновационной деятельности гостиницы «Охтинская»
3. Выбор и реализации инновационной стратегии развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»
3.1. Выбор инновационной стратегии развития
3.2. Разработка проекта развития гостиницы «Охтинская»
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта развития гостиницы «Охтинская»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный индустриальный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
Кафедра ИДО №71 "Менеджмент организации"
Курсовой проект
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему «Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении (на примере гостиницы «Охтинская»)
Группа Пд10М21
Студент Андросова Н.А.
Преподаватель Егоркин В. А.
Москва, 2013
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента как части науки об управлении 5
1.1. Сущность инновационного менеджмента 5
1.2. Методы и функции инновационного менеджмента 7
1.3. Формы инновационного менеджмента и его роль в системе управления 10
2. Анализ инновационного развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская» 13
2.1. Характеристика гостиницы «Охтинская» 13
2.2. Анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Охтинская» 16
2.3. Анализ инновационной деятельности гостиницы «Охтинская» 19
3. Выбор и реализации инновационной стратегии развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская» 21
3.1. Выбор инновационной стратегии развития 21
3.2. Разработка проекта развития гостиницы «Охтинская» 23
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта развития гостиницы «Охтинская» 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Введение
Суть современного менеджмента состоит в управлении нарастающей инноватизацией. В тоже время, инноватизация, как явление духовного плана, технологически
выражается в информатизации того же менеджмента, превращении его в менеджмент знаний.
В современных условиях произошло выделение инновационного менеджментакак особого стратегического ресурса выживаемости фирмы.
О роли инноваций в жизни общества, их влиянии на конкурентоспособность фирм и государств написано достаточно много.
Актуальность поддержки инновационной деятельности, важность опоры на инновации сегодня очевидна, поскольку поток инноваций стал настоящим «топливом» в ускорителях современного постиндустриального общества, где произошел переход от экстенсивного к интенсивному способу развития общества и научно-технического комплекса.
Поскольку сегодня основное орудие в инновации – это технологические инновации, а основа инноваций – знания, то из этого возникает необходимость особого типа менеджмента, соединяющего их воедино.
Целью курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний в области инновационного менеджмента как составной части науки об управлении, а также применение методологических принципов по данной тематике для разработки инновационной стратегии развития и нововведенческой деятельности на конкретном предприятии.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, методы, функции и формы инновационного менеджмента, а также выявить его роль в системе управления;
– Проанализировать особенности инновационного развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»;
- Разработать инновационную стратегию развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская».
Объектом исследования является сущность инновационного менеджмента.
Предметом – инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении.
В процессе анализа в курсовой работе были использованы научно - методические источники информации. В частности таких авторов как: Баранчеев В. П., Гумерова Г. И., Зуб А.Т., Портер М., Амирова Е.С., Лавриченко О.В. и др., а также периодические издания и Интернет-ресурсы по данной теме.
Теоретической и методологической основой курсового исследования являются методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных ученых по вопросам эффективности инновационной деятельности и управлению инновационными преобразованиями.
В процессе изучения данной темы применялись теоретические и эмпирические методы исследования, а именно анализ и синтез, сравнительный анализ.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента как части науки об управлении
1.1. Сущность инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – ведущее направление стратегического управления, которое осуществляется руководством компании; это сфера деятельности, предназначенная для формирования и достижения инновационных целей вследствие рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов [4, c.17].
Целью инновационного менеджмента выступает строгое определение ведущих направлений производственной и научно-технической деятельности предприятия в таких областях, как разработка, внедрение, модернизация и усовершенствование продукции, снятие устаревшей продукции с линии производства.
Инновационный менеджмент в системе наук об управлении, подобно любой другой науке, отличается, прежде всего, своим предметом и методами.
Предметом инновационного менеджмента как науки является процесс управления изменениями в технологическом базисе труда и производства и связанных с ними процессах обмена и потребления, в системе экономических и социальных институтов, обеспечивающих внедрение и продвижение инноваций на рынок.
Инновационный менеджмент охватывает все содержание процессов управления инновациями в организации (предприятии, фирме) или любой другой локализированной организационно-экономической системе (отрасли, производственном кластере, территориально-производственном комплексе, свободной экономической зоне и т. п.) [5, c.28].
Выделяются два вида инновационного менеджмента - функциональный (оперативный) и стратегический.
Функциональный менеджмент сконцентрирован на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, ее внедрением, производством и коммерциализацией.
Стратегический менеджмент ориентирован на разработку и реализацию долгосрочных задач управления, планирование стратегий изменения в технологических и организационно-структурных подсистемах экономики в ответ на изменение внешней конкурентной среды, внешние вызовы и угрозы.
Объектом инновационного менеджмента выступают процессы качественного изменения технического базиса труда и производства институциональных, организационно-экономических и социальных технологий, т. е. совокупность мероприятий и форм деятельности, имеющих своей целью практическое использование новшеств и нововведений, их продвижение на рынок.
Инновационная деятельность по своей предметной форме включает научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, проектно-маркетинговую, внедренческую и организационно-управленческую деятельность, охватывая, таким образом, все фазы инновационного цикла.
В содержание понятия инновационного менеджмента следует также включать совокупность материально-вещественных и организационно-институциональных условий управленческой деятельности, а также кадровую, информационную составляющую, инфраструктуру ее поддержки.
В структуру основных компонентов инновационного процесса как объекта управления входят:
- результаты законченных исследований, опытно-конструкторских работ и иных научно-технических видов деятельности, выступающих в форме открытий, рационализаторских предложений, методик, инструментальных средств, маркетинговых технологий и т.п.;
- результаты трансформации научно-технической разработки в новый или усовершенствованный продукт и услугу, реализуемые на рынке;
- инфраструктура коммерциализации инноваций (внедренческие фирмы, венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, страховые фонды и т. п.);
- результаты диффузии инноваций - распространение их в смежных отраслях производства и услуг, массовое освоение инноваций в отраслях производства и социальной сфере [1, c.97].
Таким образом, инновационный менеджмент как наука - это целостная система научных знаний о принципах, методах и формах управления инновационными процессами в организации или любой локальной социально-экономической или организационно-производственной системе.
В инновационном менеджменте используется вся совокупность научно-прикладных и инструментальных методов анализа и воздействия на внутреннюю и внешнюю среду организации - системный, структурно-функциональный, маркетинговый, процессный метод изменений по результатам, методы и инструментарий параметрических оценок эффективности управления, методы прогнозирования (метод Форсайта) и другие широко