Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции

1.2 Правовое регулирование электронной торговли

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты

3.1 Архитектоника создания электронного магазина

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина

Заключение

Список использованных источников

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение 3

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь 6

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции 6

1.2 Правовое регулирование электронной торговли 12

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь 17

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке 17

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли 25

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты 29

3.1 Архитектоника создания электронного магазина 29

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина 34

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина 43

Заключение 48

Список использованных источников 50



Введение



Особенностью развития современного бизнеса является возникновение новой среды, которая стала активно использоваться в экономических отношениях, – сети Интернет. Традиционная экономика испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений, генерирующей прогрессивные формы осуществления бизнес-процессов, под воздействием которых меняется не только структура субъектов рынка, но и технология управления ими.

Активная экономическая деятельность с использованием возможностей сети Интернет привела к возникновению нового понятия – электронная торговля. Её рассматривают как деятельность организации, направленную на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют.

Актуальность темы исследования обусловлена бурным прогрессом техники и технологий Интернет в сочетании с интенсивным развитием международных экономических отношений, способствующих широкому распространению электронной торговли. Электронная торговля – это один из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире.

Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Функционирование национальных рынков товаров и услуг, их интеграция в мировую экономическую систему невозможны без развития электронной торговли, понимаемой как использование информационно-коммуникационных технологий на
всех этапах проведения торговых операций, включая поиск и заказ товара, проведение платежей и доставку товаров и услуг потребителям. Электронная торговля применяется в розничной, оптовой торговле, а также при осуществлении государственных закупок.

Развитие электронной торговли с помощью сети Интернет повышает эффективность и вносит существенные изменения в организацию торговли товарами и особенно услугами. Традиционное управление издержками, основывающееся на анализе используемых средств, все чаще уступает место управлению отношениями с клиентами. В этих условиях поставщики концентрируют усилия на сохранении клиентов, предлагая им дополнительные услуги, и в то же время стремятся лучше приспособиться к исчезновению границ.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности, особенностей и состояния электронной торговли на рынке Республики Беларусь, а также разработка направлений совершенствования бизнес-процессов ее коммерции.

Объект исследования электронная торговля на рынке Республики Беларусь.

Предмет исследования – особенности функционирования электронных магазинов.

Задачи:

– исследовать роль и значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции;

– изучить особенности правового регулирования электронной торговли в Республике Беларусь;

– проанализировать состояние электронной торговли Республики Беларусь;

– изучить структуру бизнес-процессов, организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина;

– определить направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина.

Методы, используемые при исследовании, включают в себя: логический метод, анализ и синтез, статистический метод, табличный метод, метод графического отображения и обобщения.

Источниками информации для проведения исследования послужили учебные пособия, труды отечественных и зарубежных авторов по электронной торговле, периодические издания, статистические материалы и отчеты.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания. В процессе исследования и обобщения результатов работы применялись общенаучные методы: экономико-математический, статистический, аналитический, экономического анализа. Обработка статистических материалов производилась на ПЭВМ с использованием программы Excel.



Информационной базой исследования являются материалы Национального статистического комитета Республики Беларусь, Белкоопсоюза, обзоры, ведомственные документы и т.п.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Байматова, Е. В., Головенчик, Г., Ковалев, А. П., материалы периодической печати по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка использованных источников. Полный объем работы состоит из 50 страниц, в том числе 3 таблицы, 7 рисунков. Список использованных источников включает 22 наименования.


1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь




1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции



Электронная торговля (электронная коммерция) – форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров проводятся с использованием технологий Интернет, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов или средств платежа.

Существует два основных вида электронной торговли в Республике Беларусь, которые характеризуется тем, с кем та или иная компания ведет бизнес. Во-первых, это взаимодействие поставщика и предприятия (Business to Business) – включаются приложения для совместной работы, в частности, улучшение возможностей связи и совместной работы над информацией, возможность взаимодействовать компаниям эффективно. Во-вторых, это взаимодействие производителя (продавца) и потребителя (покупателя) (Business to Consumer) – обеспечивают безопасное проведение коммерческих операций, позволяют улучшить связь с существующими и привлечь новых клиентов.

Отсюда следует, электронная коммерция или электронная торговля (e-commerce) – это процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации [7, с. 9].

В данном случае видим, что автор не разграничивает понятия электронная торговля и электронная коммерция.

В то же время, эксперты часто разделяют понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» технологически, определяя электронную коммерцию как торговлю товарами и услугами, при которой окончательный заказ размещается через Интернет (т. е. полное заключение сделок в электронной форме), а электронную торговлю – только как оплату покупок через Интернет, т. е. как часть электронной коммерции.

При этом зарубежными авторами и экспертами различных международных организаций используется термин в основном «электронная коммерция» (e-commerce), в то время как в русскоязычном пространстве – «электронная торговля» [2].

В электронной торговле, в отличие от электронной коммерции, охватывается не весь процесс товарно-денежного обмена, а только та его часть, которая непосредственно связана с куплей-продажей. Такое утверждение относится к электронной розничной торговле. Электронная оптовая торговля имеет более широкий диапазон функций. Но в целом электронная коммерция понятие более сложное и обширное
, чем электронная торговля.

Стоит обратить внимание на то, что электронная торговля – это новое направление деятельности Всемирной Торговой Организации (ВТО). В документах ВТО виды электронной торговли классифицируются:

1. Как торговля продукцией на цифровых носителях.

2. Торговля товарами в режиме онлайн с доставкой.

3. Торговля услугами.

Всемирный банк еще более широко трактует понятие «электронная коммерция», предлагая не ограничиваться электронными сделками купли-продажи, а включать в него любое использование электронных средств для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий, начиная от производства, продвижения своих продуктов на рынке, заключения договоров доставки товаров и окончательного платежа [2].

В документе ОЭСР Implications of E-commerce for Competition Policy «Последствия электронной торговли для конкурентной политики» (2019 г.) отмечено: «В широком смысле электронная коммерция охватывает всю коммерческую деятельность, осуществляемую через электронные сети, включая продажу товаров и услуг, перевод средств, деятельность по онлайновому маркетингу, сбор и обработку данных. Более узкое определение фокусируется в первую очередь на предоставлении потребительских товаров и услуг через каналы онлайн-продаж, то есть сети розничной электронной торговли, предназначенные для продажи продуктов (товаров и услуг) конечным потребителям» [2].

Изучение различных трактовок понятия «электронная коммерция» позволяет выделить ряд обязательных признаков электронной коммерции:

– сделка должна быть проведена и оформлена в Интернете;

– платеж и поставка товаров и услуг не обязательно должны быть осуществлены онлайн;

– появляются новые субъекты сделки: провайдеры, логистические компании;

– процесс выбора товара покупателем происходит без непосредственного контакта;

– к сделкам, заключенным в электронной форме, применяются общепринятые нормы законодательства.

Немаловажный фактор классификации бизнес-моделей в электронной торговле – сервисная инфраструктура. Она предполагает учет не только функциональной составляющей, но и степень автоматизации торгово-технологических процессов. Можно выделить следующие проектные типы:

1. Интернет-магазин (B2C) – автоматизированная система, работающая на базе электронной торговле и реализующая как сервисные, так и коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания.