Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь
1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции
1.2 Правовое регулирование электронной торговли
2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке
2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли
3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты
3.1 Архитектоника создания электронного магазина
3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина
4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина
1.2 Правовое регулирование электронной торговли
Основу правового регулирования электронной торговли в Республике Беларусь составляют законы Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» [11], «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Помимо законов, на территории Республики Беларусь действуют также следующие нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление электронной торговли:
– Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2018 года);
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 31 от 15.01.2009 «Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли» (с изменениями в Постановлении от 01.03.2019 №143) [17];
– Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 9 марта 2021 г. №14 «О классификации форм торговли»;
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2017 №703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров» (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2022 г. № 32) [14].
Так, согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» установлено, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Торговля с использованием сети Интернет осуществляется с учетом запретов и ограничений, установленных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При осуществлении торговли с использованием сети Интернет информационные сети, системы и ресурсы используются в порядке
, установленном законодательными актами.
Собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин, обязаны принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей [11].
Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» закрепляет также такую норму, касающуюся защиты собственником (владельцем) информационных ресурсов, оказывающим субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин. В частности, он обязан принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей [11].
Все сведения об интернет-магазинах, функционирующих на территории Республики Беларусь в обязательном порядке заносятся в торговый реестр, Сведения, содержащиеся в котором, размещаются Министерством антимонопольного регулирования и торговли на официальном сайте в сети Интернет (ст. 20 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь») [11].
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 9 марта 2021 г. №14 «О классификации форм торговли» дает определения применяемых в республике форм торговли. В частности, согласно Постановления, электронная торговля относится к дистанционной торговле, которая представляет собой форму розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи, заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с
предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения такого договора [12].
Кроме того, на территории Республики Беларусь действуют нормативно-правовые акты, регулирующие электронную торговля отдельными видами товаров, в частности, ювелирных изделий. В данном случае электронная торговля, помимо перечисленных выше, дополнительно регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2021 №36 «О реализации ювелирных изделий через интернет-магазины».
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2019 №492 «О реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2021 №193 «Об особенностях осуществления интернет-торговли ювелирными изделиями».
Отдельное внимание в сфере регулирования электронной торговли уделяется также защите интернет-потребителей. В частности, вопросы защиты потребителей, приобретающих товары в Интернет-магазинах, кроме приведенных выше, регулируются следующими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь:
1. Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
3. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (статья 13.11) [18].
На территории Республики Беларусь действуют также международные нормативно-правовые акты. Постановление Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16.06.2003 г. №4–14 «О Рекомендациях Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах – членах Евразийского экономического сообщества (с учетом положений моделей законодательного регулирования, рекомендуемых ООН и Европарламентом)». Целью настоящих рекомендаций является унификация юридических подходов, используемых парламентами государств - членов ЕврАзЭС при законодательном регулировании организации бизнеса, осуществляемого с использованием новых информационных технологий. При этом предполагается, что электронная торговля даст дополнительные преимущества в
развитии внутренних национальных рынков, повысить уровень интеграции в рамках Сообщества. В частности, данное постановление определяет электронную торговлю как сделку или совокупность электронных сделок, совершаемых с помощью средств связи и информационных технологий, без составления и собственноручного удостоверения бумажных аналогов электронных контрактов.
Модельный закон «Об электронной торговле», утвержденный постановлением Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 25.11.2008 г. №31–12, направленный на регулирование отношений в области электронной торговли и рекомендованный для использования в национальном законодательстве, обеспечивает правовые условия для осуществления электронной торговли на основе признания электронных сообщений [3].
В заключение настоящей главы курсовой работы можно сделать вывод, что электронная торговля – это важная составляющая в жизни современного развитого общества. Основные преимущества электронной торговли – простота осуществления заказов, скорость поиска необходимых товаров и услуг, широкий выбор предоставляемой продукции. В связи с этим востребовано усовершенствование компьютерных технологий, которое ведет не только к упрощению использования системы виртуальных заказов, но и к улучшению качества осуществления операций.
Технологии электронной коммерции за счет использования интернета дают возможность сократить затраты, выявить новые каналы сбыта, создать новые формы взаимодействия с поставщиками, дистрибьюторами и клиентами, обеспечивают поддержание высокого профессионального уровня сотрудников и равномерное распространение корпоративных стандартов на удаленные офисы.
2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке
Республика Беларусь всемерно развивает электронную торговлю, как одно из важных направлений повышения конкурентоспособности организаций и выхода на новые рынки товаров и услуг. Технологии и стандарты передачи данных через сеть Интернет стали универсальной средой обмена коммерческой информацией и во многом определили принципы ведения бизнеса в сфере электронной коммерции [3].
Большинство организаций в Республике Беларусь уже занимаются электронной торговлей в Интернет, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением применения Интернет-технологий в бизнесе.
Анализируя состояние электронной торговли в Республике Беларусь, прежде всего, необходимо проанализировать динамику их количества за ряд лет (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Количество интернет-магазинов в Республике Беларусь за 2016-2020 гг. (без учета количества индивидуальных предпринимателей)
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Таким образом, в последние годы наблюдается рост числа интернет-магазинов. Так, в 2016 году их количество составляло 3834 единиц. Однако, сопоставить эти данные с последующими годами нельзя, поскольку учет велся вместе с индивидуальными предпринимателями, тогда как начиная с 2017 года статистика ведется без их учета. В 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдалось снижение количества интернет-магазинов с 2452 ед. до 2418 ед. Начиная с 2019 года можно отметить планомерный рост интернет-магазинов. В 2020 году их количество составило 3002 ед.
Проанализируем также удельный вес количества интернет-магазинов в общем количестве розничных торговых объектов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Удельный вес интернет-магазинов в общем количестве розничных торговых объектов
Наименование показателя | Годы | Откл. (+, -) | Темп роста, % | ||||
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |||
Всего розничных торговых объектов, единиц | 62333 | 64365 | 65777 | 67438 | 67969 | 5636 | 109,04 |
Количество интернет-магазинов, единиц | 2452 | 2418 | 2625 | 3002 | - | 550 | 122,43 |
Удельный вес интернет-магазинов в общем количестве розничных торговых объектов, % | 3,93 | 3,76 | 3,99 | 4,45 | - | 0,52 | 113,23 |
Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли, % | 3,4 | 3,7 | 4,1 | 5,4 | 5,6 | 2,2 | 164,71 |