Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции

1.2 Правовое регулирование электронной торговли

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты

3.1 Архитектоника создания электронного магазина

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина

Заключение

Список использованных источников



Интернет-магазины позволяют потребителям напрямую покупать товары или услуги у продавца с помощью веб-браузера или мобильного приложения в смартфоне или планшете. Потребители могут найти интересующий их продукт, посетив веб-сайт розничного продавца напрямую или осуществив поиск среди альтернативных продавцов с помощью системы поиска покупок, которая отображает доступность и цены одного и того же продукта на разных Интернет-площадках.

Интернет-магазин является физическим аналогом покупки товаров или услуг в обычном торговом центре, позволяющий клиенту изучать ассортимент товаров и услуг фирмы, просматривать фотографии или изображения продуктов, а также информацию о его технических характеристиках и ценах.

2. Интернет-магазины могут в качестве альтернативы принимать форму так называемых маркетплейсов (торговых площадок) (B2C, B2B) – цифровых многоуровневых платформ, объединяющих многочисленные розничные сети и обеспечивающих доступ к ним клиентам, облегчая сделки между участниками торговых операций [2].

Электронная торговля существенно отличается от традиционного бизнеса. Электронный магазин продаёт не только товар, но и услуги по его доставке (последнее является одним из преимуществ при совершении виртуальных покупок) [19].

Доставка выступает как самостоятельный товар, имеет свою цену и влияет на факт совершения покупки. Если товар привезён несвоевременно, нарушена комплектность заказа, услуги по его доставке слишком дороги, то клиент утрачивает интерес к покупке. В этих случаях именно логистика приобретает едва ли не самое важное значение в построении перспективных взаимоотношений интернет-магазина и заказчиков.

Для того, чтобы более глубоко понять сущность электронной торговли далее проанализируем принципиальные отличия традиционной торговли и электронной, для чего приведем следующую схему (рисунок 1.1).

Из схемы видим, что товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых организациях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса изначально зависят от форм и методов продажи.

До развития электронной торговли взаимодействие участников рынка осуществлялось через торговых операторов-посредников, которые брали на себя доставку товара покупателю.


Рисунок 1.1 – Схемы товародвижения при различных формах организации розничной торговли


Примечание – Источник: [19]
Электронная торговля связала клиента с организацией напрямую, без посредников. Соответственно заказчик, осознав сложность и дороговизну логистических процедур, делает свой выбор с учётом новых факторов.

В традиционном бизнесе логистика, благодаря долгосрочным маркетинговым акциям, имеет достаточно времени, чтобы своевременно реагировать на повышение потребительского спроса. Интерактивная же природа Интернета позволяет заказчику реагировать на маркетинговую акцию мгновенно, а гибкость Web-технологий даёт возможность маркетингу держать рынок в постоянном напряжении. Поэтому медленная логистическая обработка заказов приводит к их лавинообразному нарастанию.

Интернет-магазины должны уметь осуществлять прямую доставку большому числу клиентов, поскольку электронный бизнес предполагает переход от продажи оптом к рознице, от массового обслуживания – к индивидуальному. Индивидуализированная логистика имеет очень важное значение, без неё компания не будет готова к электронному бизнесу. При этом важно не только уметь доставлять товар, но и сделать каждое обращение своего клиента более удобным и быстрым. Персонализированная работа с заказчиком приводит к тому, что клиент становится элементом логистической цепочки самого предприятия. Поэтому задачи по построению новых способов взаимодействия с клиентом являются приоритетными.

Классификация типов электронной торговли определяется, в первую очередь, типами реализуемых продуктов, видами бизнес-процессов, клиентами.

Можно выделить три категории товаров, которые обычно продаются через Интернет [19]:

1. Потребительские товары (самые распространенные категории – одежда и обувь, косметика и медицинские изделия, бытовая электроника). Электронная торговля товарами обязательно включает некоторую форму физической доставки, будь то обычная почтовая система, специализированные курьерские службы, доставка в рассредоточенных пунктах сбора, более удобных для клиента (например, сервис Amazon Locker), или, по сути, самовывоз через сервисы click-and collect, когда клиент совершает сделку в Интернете, а затем забирает товар в магазине.

2. Вторая категория предполагает продажу услуг для автономного потребления. Это транспортные услуги (билеты на самолет или поезд), проживание (бронирование гостиниц), туристические услуги (например, билеты в музей) и культурные мероприятия (билеты на концерт или кино).



Хотя онлайн-продажа услуг может включать и физическую доставку бумажного билета, их поставщики все чаще используют электронные билеты, отправленные по электронной почте. Тем не менее сами услуги почти всегда предоставляются в автономном режиме: клиент физически садится на поезд, останавливается в отеле, посещает концерт и т.д.

3. Третья категория – продажа и распространение в Интернете услуг цифрового контента, например фильмов, телевизионных программ, электронных книг, музыкальтных произведений и пр. Все этапы сделки по этим операциям, включая доставку, происходят онлайн (так называемая «полная цифровая дистрибуция»), где услуга передается по стандарту протокола пакетной коммутации, используемого в Интернете. Она может также предоставляться и в физическом виде – печатные книги, оптические диски, компакт-диски и т.д. [9].

В зависимости от используемого инструментария продвижения продукции к потребителю различают следующие типы электронной коммерции:

– дропшопинг – самая простая форма электронной коммерции, онлайн-бизнес, в рамках которого Интернет-магазин осуществляет торговлю товаром поставщика или производителя без наличия собственного склада. То есть это магазин-посредник, который «сводит» покупателя и продавца на пространстве Интернет-магазина. Это освобождает владельца бизнеса от управления складскими запасами или работы с упаковкой;

– бизнес-модель «оптовая торговля и складирование» требует больших инвестиций на старте: нужно управлять запасами, отслеживать заказы клиентов и информацию о доставке, а также инвестировать в складскую недвижимость;

– белая этикетка – модель сотрудничества в Интернете нескольких компаний, подразумевающая реализацию услуг или продукции под брендом компании-продавца ресурсов другой компании. Ее суть проста: на своем сайте организация размещает страницу, наполненную полезным контентом – партнерскими ссылками Интернет-магазинов и онлайн-сервисов, зашитыми в подборку купонов, кэшбэков или трендовых товаров и услуг. Пользователи переходят по ссылкам, делают покупки, а посредник получает долю от суммы их корзины или фиксированное вознаграждение за каждую оплаченную сделку;

– партнерский маркетинг – метод продвижения в Сети товаров и услуг, при котором трафик на сайт привлекают сторонние фирмы за вознаграждение. Это один из эффективных инструментов продаж в электронной коммерции, который не требует от продавца больших усилий. Партнерский маркетинг очень востребован в эпоху Интернета. Так, Amazon популяризировала практику, создав программу, где сайты и блогеры размещали ссылки на его страницу для просмотра или обсуждения продукта, чтобы получать рекламные сборы при совершении покупки;


– тип электронной коммерции «подписка» направлен на повторяющиеся покупки. Компания, предлагающая модель подписки, доставляет клиентам коробку продуктов (так называемые «коробку сюрпризов») через регулярные, запланированные интервалы (еженедельно, ежемесячно, 2 раза в месяц и т.д.). Успешные абонентские коробки, как правило, попадают в небольшую группу категорий продуктов: здоровье и уход, красота, мода, еда. Вместо того, чтобы продавать продукт только один раз, магазины предлагают вариант его получения с заданной частотой.

Трансформируя деятельность организации в Интернет, электронная торговля позволяет сосредоточить усилия на наиболее востребованных направлениях деятельности и тем самым повысить эффективность самой организации за счёт глобального присутствия на рынке.

Электронная торговля облегчает реинжиниринг бизнеса. Это процесс, который широко распространён в настоящее время среди наиболее крупных компаний экономически развитых стран. Цели электронной торговли схожи с целями, которые решаются в процессе реинжиниринга: сокращение издержек, уменьшение времени производственного цикла, ускорение выполнения запросов клиентов, улучшение качества обслуживания.

В современных условиях развития экономики потенциал электронной торговли достаточно большой. При этом основными критериями успешности являются широкий ассортимент предлагаемых товаров, надлежащее качество, высокий уровень обслуживания покупателей, наименьшие временные и трудовые затраты при одновременном достижении высоких показателей экономической деятельности торговой организации.

Очевидно, что для этого необходимы совершенствование устройства и планирования новых торговых предприятий, их модернизация и реконструкция, учёт новых современных требований, ориентированных на покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания и т.д. Сегодня для занятия электронной коммерцией есть место не только крупным компаниям, здесь может начать своё маленькое дело обыкновенный человек, немного разбирающийся в механизмах реализации бизнес-проектов в Интернете.

В настоящее время экономический эффект от использования технологий электронной коммерции является положительным и имеет положительную динамику роста [19]. На современном этапе общественного развития эта сфера деятельности является неотъемлемой частью человеческой жизни.
Электронная торговля имеет массу преимуществ, которые приводят к снижению цен на услуги и товары. В свою очередь это способствует повышению объемов онлайн-торговли.

Благодаря использованию современных систем передачи данных совершение коммерческих сделок стало более удобным. Например, существенно упростился процесс обмена документацией: вместо распечатанных прайсов, накладных, биржевых котировок, заказов на покупку и других документов контрагенту направляются электронные версии. Аналогичная ситуация сложилась и в области электронных переводов (платежей). Между финансовыми учреждениями создан и функционирует эффективный механизм взаимодействия в части кредитования и дебетования счетов клиентов.

Онлайн-торговля дает возможность малым и средним организациям успешно конкурировать с крупными корпорациями. В США малые организации, активно пользующиеся интернетом, расширяются на 46% быстрее в отличие от тех, которые не используют возможности интернета в своей деятельности [21].