Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции

1.2 Правовое регулирование электронной торговли

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты

3.1 Архитектоника создания электронного магазина

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина

Заключение

Список использованных источников


Примечание – Источник: собственная разработка на основании [16]
Таким образом, видим, что в структуре продовольственных товаров наибольший удельный вес занимают такие товары как молочные продукты – 17,55%, мясо и мясные продукты – 13,88%, рыба, ракообразные и моллюски – 8,10%, свежие овощи и грибы – 6,02%, чай, кофе, какао и специи – 5,84%. В 021 году по сравнению с 2017 годом значительно увеличился удельный вес молочных продуктов – на 2,6 п.п., рыбы, ракообразных и моллюсков – 3,9 п.п., мяса и мясных продуктов – на 1,2 п. п. В то же время, сократился удельный вес таких групп товаров как крупы – на 2,2 п.п., пищевые масла и жиры – 2,3 п.п., сахар и сахарозаменители – сахаристые кондитерские изделия – 1,2 п.п.

Высокие темпы роста розничного товарооборота продовольственных товаров, реализованных через интернет-магазины, наблюдаются по таким товарам как обработанные овощи и фрукты – 159,71%, мясо и мясные продукты – 127,63%, безалкогольные напитки – 142,69%, молочные продукты – 144,31%. В целом товарооборот продовольственных товаров интернет-магазинов повысился на 108,19%.

Чаще всего белорусы покупают в интернете одежду, обувь и аксессуары, технику и электронику, продукты питания для дома, косметику и парфюмерию, товары для детей, билеты на мероприятия. Причины популярности данных категорий товаров: более низкие цены, чем в обычных магазинах, удобство, не нужно никуда идти, большой выбор и ассортимент, которого нет в обычных магазинах. В интернете белорусов привлекают прежде всего более низкие цены, чем в обычных магазинах, удобство и большой ассортимент. При этом для каждой категории товаров значение этих причин отличается: так, при покупке одежды в интернете люди больше ценят низкие цены, а продуктов питания – то, что не нужно никуда идти. Самые распространенные опасения белорусов связаны с тем, что онлайн нельзя увидеть товар и сложно уточнить его важные характеристики.

В 2021 году рынок e-commerce остался самым быстрорастущим сегментом торговли в Беларуси. До 2020 года на его развитие влияло проникновение интернета в стране, повышение доверия к онлайн-магазинам, инвестиции игроков в рекламу и инфраструктуру. Начиная с 2020 года пандемия вынудила потребителей все чаще совершать покупки онлайн.


В итоге, по данным маркетплейса Deal.by, за 2021 год онлайн-продажи в белорусских интернет-магазинах выросли на 25% до 3,4 млрд рублей. Доля интернет-продаж в розничном товарообороте страны составила 5,8%. В данную оценку не включены показатели по продажам на иностранных интернет-площадках, хотя они уже составляют весомую долю на рынке Беларуси.

Большая часть белорусских онлайн-магазинов (61%) зарегистрирована в Минске. На Минскую область приходится 16% магазинов, а оставшиеся 23% относительно равномерно (по 4–6%) распределены между областными центрами. Стоит отметить, что около 53% интернет-магазинов в республике зарегистрировано на ИП, а 47% принадлежат юридическим лицам.

Однако в 2021 году на белорусском онлайн-рынке активизировались российские игроки. В Беларусь полноценно зашел крупный маркетплейс Ozon, который сформировал сеть пунктов выдачи заказов и открыл своей первый логистический центр. Это позволило белорусским ритейлерам и производителям получить доступ к продажам на всю аудиторию Беларуси и России, а также расширило возможности доставки: ранее продавцы должны были возить товары собственными силами или искать подрядчиков среди транспортных компаний.


2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли



Электронная торговля в мире развивается быстрыми темпами. Республика Беларусь не исключение. Это связано, в первую очередь с бурным развитием информационных технологий и особенно сети Интернет, где количество пользователей ежегодно увеличивается.

На данном этапе развития интернет-коммерции в Республике Беларусь существует ряд проблем [15]:

1. Недостаточно сформированный рынок перевозок. Необходимо не только продавать товар, но и предоставлять услуги по перевозке товара с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми для покупателя ценами.

2. Слабая координация усилий государства и частного бизнеса в сфере информатизации.

3. «Цифровое неравенство» между различными социальными группами населения, городской и сельской местностью, а также между различными отраслями экономики.

4. Проблема обеспечения безопасности электронных платежей.

5. Неразвитость законодательной базы оформления электронных сделок.

Несмотря на быстрый рост, рынок электронной коммерции в Беларуси еще далек до своего насыщения. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь доля рынка электронной коммерции пока не превышает 2% всего товарооборота в ритейле, в то время как средние цифры в развитых странах достигают 10-15%.

Одна из причин этой проблемы кроется в инфраструктуре. Особенностью белорусских интернет-магазинов является то, что в своем большинстве они сконцентрированы в Минске. В столице зарегистрированы 64,3% всех интернет-магазинов. Но регионы не остаются в стороне: если несколько лет назад на их долю приходилось лишь 20% интернет-магазинов, то теперь – 36%, причем в Минской области – 14,9%, Гомельской – 4,9%, Брестской – 5,5% [8].

Чтобы обеспечить по-настоящему хороший сервис, мало продать товар – его нужно оперативно доставить покупателю. Необходимо сформировать рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами, чтобы белорусы могли активнее покупать и продавать товары по всей стране.

Помимо проблемы недостаточного объема товарооборота наблюдается продолжающийся дефицит доверия к интернет-торговле со стороны покупателей. Показательно исследование Национального банка Республики Беларусь. На вопрос: «Как часто Вы совершаете платежи в интернете (оплата товаров и услуг с использованием системы «Интернет-банкинг», посредством электронных систем PayPal, «Yandex.Деньги», QIVI. Skrill и т.д.)?» в 2017 г. ответили «Никогда» 70,5% отпрошенных. Еще более показательной является картина в мобайл-секторе. Никогда не оплачивают услуги и товары со счета мобильного телефона или посредством системы «Мобильный банк» более 80% опрошенных [16]. Между тем онлайн-платежи удобны как для бизнеса, так и для покупателя.


Оплата онлайн – это гарантированная предоплата от клиента/покупателя, поэтому развивать данный сегмент необходимо. Как отмечают эксперты, отсутствие доверия и, как следствие, предоплаты сдерживает развитие интернет-торговли.

Причиной недоверия к интернет-платежам является сложившаяся психология людей по пользованию банковскими услугами без применения электронных средств, а также недостаточная финансовая грамотность населения. Переломить привычку и убедить пользователей в удобстве интернет-банкинга является проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире.

Следует отметить, что Правительством и Национальным банком признана необходимость разработки Государственной программы повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь. С этой целью Национальным банком подготовлен проект Концепции данной программы и внесен на рассмотрение заинтересованным государственным органам.

Еще одной проблемой является то, что главными конкурентами для белорусской интернет-торговли выступают иностранные компании. По результатам исследования рынка электронной коммерции в рамках проекта e-data.by 83% потребителей выбирают именно их, потому что продукция там дешевле. 39 % объясняют выбор зарубежного интернет-магазина тем, что в Беларуси нет товаров, которые можно купить за рубежом. 17% респондентов больше доверяют иностранным интернет-магазинам, чем локальным [9]. Для того чтобы преодолеть разрыв, белорусским интернет-магазинам необходимо расширить ассортимент товаров, а также использовать систему скидок и акций для увеличения товарооборота.

Правительством Республики Беларусь взят курс на развитие электронной торговли и в дальнейшем, так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы сформированы национальные электронные торговые площадки, сеть онлайн-магазинов. В 2021–2025 годах количество интернет-магазинов увеличится на 5 тыс. единиц, получат широкое использование цифровые сервисы (бесконтактные и мобильные платежи, автоматизированные расчеты за покупки при помощи электронных устройств, услуги по предзаказу товаров и самовывозу из магазина и другие) [16].

Предстоит создать отраслевые и региональные цифровые платформы. Непосредственно в торговле необходимо создать общенациональную торговую площадку для отечественных предприятий, интеграционную платформу национальной системы электронной логистики, включая механизмы
продвижения товаров на рынки третьих стран, расширить сеть онлайн-магазинов и интернет-торговли путем использования цифровых сервисов.

Инновационной развитие Республики Беларусь, также затрагивает и непосредственное развитие электронной торговли в стране. Так, в соответствии с государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы взят курс на внедрение аппаратных и программных решений с использованием искусственного интеллекта, баз больших данных для интернета вещей, промышленного интернета, облачных технологий, интеллектуальных электронных терминалов, что непосредственно будет способствовать ускорению темпов развития электронной торговли.

Таким образом, электронная торговля Беларуси является перспективным сектором внутреннего рынка, но для его дальнейшего развития необходима либерализация. Основными трендами развития электронной торговли можно определить следующие:

– интеграция ритейлеров с социальными сетями с целью формирования единого покупательского опыта;

– персонализация обслуживания – изучение потребительского поведения каждого конкретного пользователя и предложение ему индивидуальных пакетов продуктов и услуг;

– омниканальность. Omni-channel – покупатель выбирает наиболее удобный для себя канал совершения покупки, проявляя лояльность не к ритейлеру, а к бренду.

Дальнейшее развитие в области электронной торговли возможно за счет использования специализированных фирм по доставке товара, купленного в интернет-магазине. Также необходимо сделать возможным использование наложенного платежа фирмой, не имеющей почтовой лицензии; разрешить продавать в Интернете полный ассортимент продуктов (отмена запрета на торговлю через сеть «Интернет» табаком и алкоголем); создать в стране глобальную электронную торговую площадку; интернет-сервисы на несколько лет освободить от уплаты налога на добавленную стоимость [16].

В заключение следует отметить, что для увеличения доли электронной коммерции в общем объеме товарооборота необходимо наладить логистику, сформировать доверие к интернет-магазинам у покупателей, постоянно расширять ассортимент, не отставая от других стран, а также применять различные ценовые методы стимулирования покупателей.