Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь
1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции
1.2 Правовое регулирование электронной торговли
2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке
2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли
3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты
3.1 Архитектоника создания электронного магазина
3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина
4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина
Всю перечисленную информацию покупатель должен беспрепятственно найти на сайте Интернет-магазина. Кроме того, на сайте продавец должен отображать всю информацию, касающуюся сведений об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении пищевых продуктов – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, – калорийность, наличие витаминов), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), сведения о специальных свойствах (специальные питательные свойства, показания и противопоказания к применению отдельными возрастными группами населения, а также при отдельных видах заболеваний) пищевых продуктов, заявленных свойствах специализированных пищевых продуктов при наличии документов, подтверждающих заявленные свойства.
Кроме того, в обязательном порядке должна быть также приведена следующая информация:
– цена, условия приобретения и оплаты товаров, а также способы оплаты товаров;
– способы и сроки доставки товаров;
– цена и условия оплаты доставки товаров;
– гарантийный срок, если он установлен;
– рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению, пищевых продуктов в случае, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевых продуктов;
– дата изготовления, если иное не предусмотрено законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению.
Должна быть отражена и максимальная информация о производителе: полное наименование и место его нахождения, а также при наличии – организации, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь, представителя, ремонтной организации; если изготовителем (представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель либо ввоз товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь был осуществлен индивидуальным предпринимателем – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя [17].
Если страна происхождения товара не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя, продавец должен довести до сведения покупателя информацию о стране происхождения, а также сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; количество или комплектность товаров; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Кроме того, покупатель, еще до момента заключения договора, должен получить информацию о том, что:
– товары были в употреблении или в них устранялся недостаток (недостатки), в том числе об имеющихся в товарах недостатках, размещаемая с наименованием товара.
– товары являются конфискованными или обращенными в доход государства иным способом;
– об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию (для непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, но реализация которых разрешена в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь).
А также должна быть предоставлена информация [17]:
– о полном наименовании и месте нахождения юридического лица, уполномоченного продавцом или законодательством на доставку товаров, а также на установку, подключение, наладку и пуск в эксплуатацию технически сложных товаров бытового назначения, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет в части самостоятельного выполнения этих работ покупателем; если указанные услуги, работы выполняются индивидуальным предпринимателем – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя;
– об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;
– иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.
Непосредственно в момент передачи товаров продавец должен предоставить покупателю:
– информацию о фасовщике и упаковщике товаров (для товаров, фасованных и упакованных в потребительскую упаковку не в месте их изготовления);
– информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
– штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;
– необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами, в том числе ухода за ними, если это имеет значение исходя из характера товаров [17].
При осуществлении дистанционной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин на главной странице сайта интернет-магазина размещается следующая информация:
– полное наименование и место нахождения юридического лица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, а также информация о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
– номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
– режим работы;
– способы оплаты товаров и их доставки;
– дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь [17].
Важно подчеркнуть и то, что информация, касающаяся полного наименования и места нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, режима работы, наименования товаров, цены, условий приобретения и оплаты товаров, а также способов оплаты товаров, способов и сроков доставки товаров, цены и условий оплаты доставки товаров, гарантийного срока, полного наименования и места нахождения изготовителя, страны происхождения товаров, информация о том, что товары были в употреблении или в них устранялся недостаток (недостатки), в том числе об имеющихся в товарах недостатках, размещаемая с наименованием товара, информация о том, что товары являются конфискованными или обращенными в доход государства иным способом, информация об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, если он установлен, доводится до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в сети Интернет, используемых для описания товаров. При этом информация о цене товаров и цене их доставки доводится в этих информационных источниках шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании товаров.
Оставшиеся данные, могут доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме способом, определенным соглашением сторон.
Образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств, размещаются на сайте интернет-магазина.
Важным аспектом электронной торговли, регулируемым Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, является соблюдение продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей. Меры по их соблюдению, согласно Правилам, обязаны принимать собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающие продавцам услуги, связанные с осуществлением этими продавцами дистанционной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин.
Остальные аспекты осуществления дистанционной торговли в части, не урегулированной Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, регулируется правилами продажи товаров, осуществления общественного питания, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.
4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина
В условиях цифровизации наблюдается динамичное развитие электронной коммерции, что предполагает непрерывное совершенствование бизнес-процессов электронных магазинов. Создание, существование и развитие любой организации обеспечивается цепочками внутренних и внешних процессов. От того, насколько правильно выстроена их организационная структура, зависит эффективность всего бизнеса.
Бизнес-процесс – определенная последовательность взаимосвязанных действий, приводящих к желаемому результату.
Так, с целью дальнейшего развития и дальнейшего совершенствования бизнес-коммерции электронных магазинов в Республике Беларусь необходимо постоянное внедрение новых технологий, основанных на опыте зарубежных стран. Определенные современные технологии могут уже сейчас принести пользу интернет-магазину, а какие-то – пока целесообразно иметь ввиду на будущее.
Далее, проанализируем возможности использования новых технологий электронными магазинами Республики Беларусь.
Важным инструментом совершенствования бизнес-процессов электронного магазина является внедрение использования новых способов оплаты [20].
В последнее время набирает обороты такой способ оплаты, как «купи сейчас, заплати позже» (BNPL – buy now, pay later). Для предоставления своим клиентам такой услуги интернет-магазин должен быть подключен к BNPL-сервису. Если пользователь при покупке выбирает данный метод оплаты, система предложит период и разделит сумму на равные части; первый взнос спишется сразу, а последующие – по определенному графику. Клиенту нужно лишь внести свои данные.
BNPL является разновидностью рассрочки, но при этом не заключается договор с банком и отсутствует комиссия. Кредит может быть как процентным, так и беспроцентным. Оформить такой тип кредита проще, чем кредитную карту.
В Республике Беларусь такой способ оплаты также может получить свою популярность, так как позволяет покупателям с невысоким уровнем дохода совершать желаемые покупки, а использование всевозможных рассрочек также имеет особую популярность у населения.
Еще одна технология, которую целесообразно внедрять в бизнес-процессы электронной коммерции – блокчейн.
Для электронной торговли блокчейн может быть полезен в двух случаях: